Протокол от 3 октября 2014 года

ПРОТОКОЛ

очередного заседания Консультативно-экспертного совета по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок при Управлении Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республике - Чувашии

03 октября  2014 года                                                                   г. Чебоксары

 

Председательствовал:

Котеев В.В. - заместитель руководителя Чувашского УФАС России;

Присутствовали:

 

Бубенова Т.А.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов Чувашского УФАС России (секретарь Экспертного совета);

Степанов В.Н.

-

заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

Стекольщикова Н.Н.

-

начальник отдела правового обеспечения и кадров Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

Ивлев Д.В.

-

начальник автомобильного и иных видов транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

Николаева С.М.

-

начальник  правового управления администрации города Чебоксары;

Яхатин С.А.

-

главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы администрации города Чебоксары;

Меняйлова А.Н.

-

заместитель  начальника юридического отдела администрации города Новочебоксарска;

Егорова Н.Г.

-

главный специалист-эксперт отдела строительства, архитектуры и городского хозяйства администрации города Канаш;

Ванюков А.М.

-

заместитель генерального директора ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс»  Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

Алексеев А.Н.

-

заместитель директора по эксплуатации МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»;

Гриднев В.В.

-

советник   генерального директора ОАО «АвтоВАС»;

Казаков А.В.

-

председатель Чувашского автотранспортного союза;

Ладин В.В.

-

директор ООО «Автолайн»

Повестка заседания:

«Дорожная карта» (план мероприятий) развития конкуренции на рынке пассажирских первозок Чувашской Республики (далее – «дорожная карта»):

а) выработка основных направлений «дорожной карты»;

б) необходимость организации пассажирских перевезок с применением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

в) необходимость внесения изменений в законодательство в целях реализации пунктов «а» и «б»;

г) порядок формирования лотов (укрупнение или разделение).

 

В ходе проведения заседания Консультативно-экспертного совета:

Котеев В.В. – предложил основные принципы разработки «дорожной карты».

Принцип развития и поощрения добросовестной конкуренции и пресечения недобросовестной конкуренции. Предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок не должна быть направлена на получение преимуществ в нарушение требований действующего законодательства и обычаев делового оборота, должна соответствовать принципам добропорядочности, разумности и справедливости.

Принцип актуализации и детализации маршрутов, выставляемых на конкурс. Предмет конкурса должен отвечать потребностям пассажира как конечного «заказчика» перевозок. От того, насколько четко определен предмет конкурса, зависит то, насколько четко будет сформулирован предмет заключенного договора. Для правильного определения предмета конкурса заказчику необходимо осуществить действия по исследованию пассажирской сети, актуализации реестра маршрутов и созданию паспорта каждого маршрута.

При этом такой паспорт должен включать в себя подробное описание маршрута, схему и расписание движения, а также учитывать требования законодательства о безопасности дорожного движения. Представляется разумным утвердить форму и содержание паспорта маршрута нормативным актом.

Принцип оптимизации формирования лота на межмуниципальных маршрутах («максимальный – минимальный» размер лота). Лоты должны формироваться с точки зрения экономической целесообразности, технологических и логистических особенностей, и с учетом требований Закона о защите конкуренции. Сформированный лот не должен приводить к созданию монополий, олигополий.

Принцип формирования критериев оценки конкурсных заявок в целях определения лучшего перевозчика. По своей сути, критерии оценки заявок указывают перевозчику, в каком направлении должна развиваться его хозяйственная деятельность. Являясь неким ориентиром развития как самого перевозчика, так и рынка пассажирских перевозок, критерии не должны разрабатываться под каждый «этап», а должны соответствовать целям проведения конкурса.

Критерии необходимо закреплять нормативными актами, и они должны носить однозначный и недвусмысленный характер.

Принцип равного доступа к субсидиям, дотациям и другим формам поддержки, включая поддержку перевозчиков как субъектов малого предпринимательства. Также должны разрабатываться мероприятия по поддержке перевозчиков, обслуживающих социально необходимые маршруты, являющиеся убыточными для осуществления регулярных перевозок.

Изменение тарифной политики. Создание для перевозчиков возможности гибкого реагирования на повышение или снижение спроса, а также возможностей для его стимулирования.

Действующее положение не способствует совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта, но стимулирует расходную часть. Экономически обоснованное снижение стоимости поездки приводит к нарушению порядка ценообразования. Вместе с тем, стоимость поездки на большом автобусе конкурирует со стоимостью поездки на легковом такси. Эксплуатация автобусов при таких условиях становится неэффективной.

Принцип разделения тарифов на тариф перевозчика и автовокзала (автостанции).

При отсутствии государственного регулирования тарифов автовокзала снижение пассажиропотока ведет к увеличению затрат перевозчика. При этом привлекательность продажи билетов через автовокзал падает. В конечном итоге ситуация идет к снижению безопасности на транспорте.

Принцип «единого билета» для пригородных, городских (внутримуниципальных), в перспективе и междугородних перевозок. Должны внедряться центры для формирования и перераспределения пассажиропотока. Маршрутная сеть должна разрабатываться по принципу «звездная система» (узловых точек), обеспечивающему неразрывность движения пассажира. Попытка обслуживания пассажира «от  подъезда до подъезда» ведет к разрушению экономики хозяйствующих субъектов.

Принцип равнодоступности общественного транспорта населению. Каждый гражданин должен иметь возможность пользоваться своим конституционным правом на свободное перемещение.

Таким образом, при разработке «дорожной карты» необходимо учитывать, что конечной целью развития добросовестной конкурентной борьбы между перевозчиками является обеспечение потребности населения в передвижении.

Гриднев В.В. – сообщил, что анализ рынка пассажирских перевозок за период с 1999 года – по настоящее время (за 15 лет) позволяет сделать вывод – в Чувашской Республике количественные показатели развития конкуренции находятся на достаточно высоком уровне.

Сегодня на регулярных автобусных маршрутах Чувашской Республики работают 138 перевозчиков, которые обслуживают 104 городских, 348 пригородных и 177 междугородных маршрутов, имеют 3330 автобусов, предназначенных для регулярных перевозок пассажиров, в том числе, 2513 автобусов индивидуальных предпринимателей, 567 автобусов ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и 250 автобусов иных субъектов хозяйственной деятельности.

Количество Индивидуальных предпринимателей, работающих на маршрутах за последние 3 года установилось на отметке 1300 чел. с общим количеством автобусов на уровне 2500 тыс. ед.

Маршрутная сеть обеспечивает автобусным сообщением 1068 населенных пунктов Чувашской Республики из 1711 единиц, или 62,4%.

Доля единственного государственного предприятия - ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по всем видам перевозок сегодня не превышает 24% .

Доля пассажиров перевозимых через все автовокзалы и автостанции Чувашской Республики снизилась с 19% до 9%.

Количество автобусов, работающих на маршрутах, достигло 3000 ед. или 233 ед. на 100 тыс. населения – это самый высокий показатель в ПФО. Минимальный интервал отправления междугородных автобусов доходит до 4 мин.

Плотность движения автобусов превышает разумные нормы, существенно влияет на безопасность пассажира и усложняет дорожную ситуацию.

Дальнейшее развитие конкуренции должно идти по пути развития качества предоставляемых услуг по перевозке и пресечению недобросовестной конкуренции.

Решение этой задачи находится в прямой зависимости от нормативной базы и ее состояния, от реально располагаемых полномочий заказчика перевозок (государственного и муниципального), а также от грамотного определения предмета конкурса и заключения договора на перевозку или гос. контракта.

Устав продекларировал виды сообщений: городское, пригородное, междугородное. И все.

Далее этого Правила перевозок и другие нормативные акты не регулируют их отличие и «не защищают» эти виды перевозок друг от друга.

Поэтому сегодня пригородные маршруты, поглощают городские, междугородные поглощают пригородные, а межсубъектные «убивают» и пригородные и междугородные маршруты в пределах Чувашской Республики. Наиболее характерно это можно видеть на маршрутах Чебоксары-Новочебоксарск. При этом пассажиры, желающие выехать в конечный пункт маршрута испытывают большие проблемы, так как провозные возможности автобусов заняты пассажирами следующими в черте города, т.е. по городским маршрутам. Поэтому и 300 автобусов на этом маршруте не справляются со своей задачей - перевезти пассажира из начального в конечный пункт. Да и не ставят сегодня ИП такую задачу, для них важнее – «срубить деньгу » там где это возможно.

Необходимы определенные регуляторы, не позволяющие дублировать и делать остановки для посадки пассажиров в каждом из этих секторов в пределах Чувашской Республики. При желании и консолидированной деятельности заинтересованных ведомств эту проблему можно решить, не дожидаясь необходимых изменений в федеральном законодательстве.

Полномочия Заказчика перевозок необходимо конкретизировать более детально. Заказчик должен принимать решения по оптимизации маршрутов и расписания. И посредством конкурса реализовывать это.

Предметом конкурса должно стать исполнение расписания на маршрутах, необходимым числом и определенного типа автобусами.

Отдельный лот должен охватывать 20-30% рейсов маршрута.

Участник конкурса должен участвовать и привлекать автобусы др. владельцев только под свою лицензию. Правила для всех и мелких и крупных перевозчиков должны быть единые. Для этого мелкие могут объединятся, чтобы обеспечивать выполнение требований.

Контрактная система – для льготных маршрутов, для этого им необходимо в законодательном порядке придать определенный статус, например - социальных маршрутов. Для перехода на контракт необходимо:

- выделить муниципальные маршруты и закрепить их за муниципалитетами (городскими округами); наделить муниципалитеты правом устанавливать тарифы на перевозку, сделать их ответственными за свои маршруты путем «рубля», т.е. за обслуживание своих жителей по контракту с перевозчиком;

- провести рационализацию межмуниципальных маршрутов, которые должны оптимизированы с целью дополнения, а не разрушения муниципальных маршрутов;

- цена контракта определяется как разница между расчетным тарифом, определенном согласно Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденных распоряжением Минтранса России от 18 апреля 2013 г. № НА-37-р, и фактическим, по результатам обследования маршрута.

При этом необходимо отметить, что из общего числа населенных пунктов в 464 пунктах (27%) количество жителей не превышает 100 чел., а в 460 населенных пунктах проживает менее 200 чел. Таким образом, 54% всех населенных пунктов Чувашской Республики имеют признаки крайне низкого пассажиропотока.

Принцип единого проездного билета может быть реализован на основе электронного билета. Используемое в Чувашской Республике оборудование и наработанный опыт позволяют это сделать на всех маршрутах республики в сравнительно короткое время. Для этого необходимо только желание органа власти.

Тарифная политика. Достигнутый уровень конкуренции на рынке пассажирских перевозок, привел к переизбытку числа автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров. Средняя наполняемость автобуса пассажирами на автовокзалах общества значительно снизилась и не превышает 7 чел. В результате этого, даже автобусы с вместимостью 18 мест, становятся не конкурентоспособными перед легковыми такси, которые при минимальных издержках на перевозку значительно (на 30-40%) снижают стоимость проезда.

По сообщению Минтранса Чувашии в республике зарегистрировано 1971 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.

В нарушение федерального закона максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории города, района министерством не установлено, стоянки для них не определены и не обозначены знаками с надписью "Стоянка такси", с указанием режима работы стоянки, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров. Помимо зарегистрированных такси, в перевозках пассажиров принимает участие большое количество владельцев легковых автомобилей, которые «оккупировали» территорию всех автовокзалов и автостанций по периметру. Приучая население к новым местам посадки на автобусы, не предусмотренные расписанием, такие перевозчики разрушают саму структуру перевозок и если сейчас не принять меры - породят хаос и неразбериху на пассажирском транспорте в Чувашской Республике.

Доля пассажиров перевозимая через АВ и АС Чувашской Республики имеет устойчивую тенденцию к снижению, со среднегодовым темпом 8-12%. И сегодня составляет менее 9% от общего объема перевозок пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях.

Анализ загрузки автобусных маршрутов показывает динамику снижения наполнения автобусов пассажирами. За 2013 год коэффициент использования вместимости автобусов на городских маршрутах составил 0,393 по местам для сидения и 0,166 от общей вместимости; на пригородных маршрутах соответственно 0,487 и 0,252; на междугородних и межобластных по местам для сидения соответственно 0,279 и 0,333.

Снижение наполняемости автобусов приводит к снижению доходов от перевозки, что в свою очередь провоцирует необходимость увеличения стоимости проезда (тарифа) для покрытия расходов на перевозку пассажиров.

Увеличение наполняемости автобусов пассажиров в два раза позволило бы не повышать тариф как минимум 3 года или снизить его до уровня 2011 года.

Стоимость перевозок ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Заслушаны выступления по повестке заседания Ладина В.В., Степанова В.Н., Яхатина С.А. и обсуждены поставленные вопросы.

 

По итогам заседания Консультативно-экспертным советом принято решение:

- рекомендовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и органам местного самоуправления Чувашской Республики разработать конкретные мероприятия для включения в «дорожную карту» развития конкуренции на рынке пассажирских первозок с учетом выработанных в ходе заседания принципов и направлений, а именно:

- стимулирования добросовестной конкуренции, путем разработки конкурсной документации, направленной на повышение качества предоставляемых услуг (перевозок), экономическое и технологическое развитие маршрутной сети, оптимизацию маршрутной сети;

- разработки и включения в «дорожную карту» мероприятий по пресечению недобросовестной конкуренции между перевозчиками;

- разработки и включения предложений по модернизации федерального законодательства (по предложению администрации г. Чебоксары).

 

 

 

Председатель Консультативно-

Экспертного совета                                                              В.В. Котеев

 

Секретарь Консультативно-

 

Экспертного совета                                                              Т.А. Бубенова

Дата проведения Совета: 
3 октября 2014, 10:27