Анализ рынка оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в г. Шумерля, Шумерлинском районе Чувашской Республики за 2010-2011 годы
Исследование рынка указания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов проводилось в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
Цели исследования:
- рассмотрение заявления хозсубъекта о злоупотреблении МУП «Дорожно-коммунальный сервис» доминирующим положением на рынке указания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в связи с возбуждением дела №3/04-АМЗ-2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:
- данные Администрации города Шумерля, Администрации Шумерлинского района при определении участников рынка по сбору, вывозу и утилизации ТБО в г. Шумерля, Шумерлинском районе;
- данные, полученные на основе запроса управления от хозсубъектов занимающихся сбором, вывозом и захоронением ТБО на территории г. Шумерля, Шумерлинского района;
- данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) по ЧР, при определении хозсубъектов имеющих лицензию на оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО;
- данные администраций городов и районов Чувашской Республики в части сравнения средних цен за 2010-2011 гг.
1. Временной интервал исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Таким образом, временной интервал исследования рынка вывоза и захоронения ТБО включил в себя 2010-2011 гг.
2. Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка по вывозу были определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности их взаимозаменяемости.
В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).
Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «О предоставлении прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:
1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;
2. сбор и удаление строительного мусора;
3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;
4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.
В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:
- услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;
- услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).
Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.
Поскольку на территории ЧР не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.
3. Географические границы товарного рынка
Открытый характер рынка позволяет автопредприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую лицензию. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство.
Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). Таким образом, при определении географических границ оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Шумерля, Шумерлинского района Чувашской Республики.
4. Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке
ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.
Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке), захоронению ТБО.
Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:
- население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.
4.1 Потребители
Юридические и физические лица, пользующиеся услугами по вывозу и захоронению ТБО.
4.2 Организации, оказывающие услуги
Услуги по вывозу и захоронению ТБО в городе Шумерля, Шмерлинском районе осуществляют предприятия, имеющие специализированную технику для оказания данного вида услуг и лицензию на сбор, транспортировку, использование опасных отходов. В г. Шумерля, Шумерлинском районе по данным Администрации города и района сбором и вывозом ТБО занимается МУП «Дорожно-коммунальный сервис», лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 25.03.2009 г., срок действия до 2014 года. Утилизацией ТБО в г. Шумерля, Шумерлинском районе занимается ООО «Дорожная эксплуатация».
5. Расчет объемов товарного рынка, доли хозсубъекта на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка
Сбором и вывозом ТБО в г. Шумерля, Шумерлинском районе занимается только МУП «Дорожно-коммунальный сервис». Объем вывоза в 2010 году МУП «Дорожно-коммунальный сервис» составил - … куб. м., в 2011 г. - … куб.м.
Таким образом, доля МУП «Дорожно-коммунальный сервис» на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ТБО в географических границах г.Шумерля, Шумерлинского района составляет 100%.
Утилизацией ТБО в г. Шумерля, Шумерлинском районе занимается только один хозяйствующий субъект ООО «Дорожная эксплуатация», тариф на утилизацию ТБО в 2010 году составил для населения 16,87 руб/куб.м, для прочих - 192,59 руб/куб.м; в 2011 году - 61,57 руб/куб.м. Объем утилизации ТБО в 2010 году ООО «Дорожная эксплуатация» составил - … куб.м, в 2011 г. - … куб.м.
Таким образом, доля ООО «Дорожная эксплуатация» на рынке оказания услуг по утилизации ТБО в географических границах г. Шумерля, Шумерлинского района составляет 100%.
Рынок сбора, вывоза и утилизации ТБО в г. Шумерля, Шумерлинском районе является высококонцентрированным.
6. Барьеры входа на рынок
Рынки вывоза и захоронения ТБО характеризуются наличием различных барьеров входа на рынок.
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.
При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат:
- административные ограничения;
- экономические и организационные ограничения.
Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подлежит обязательному лицензированию (до 06.11.11 г. действовал Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно которому лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.)
В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности.
Лицензия выдается на следующие классы опасности (классификация опасности отходов):
I класс — Чрезвычайно опасные отходы
II класс — Высоко опасные отходы
III класс — Умеренно опасные отходы
IV класс — Малоопасные отходы
Опасные отходы – это отходы, относящиеся к I-IV классу опасности, содержащие вредные вещества, представляющие опасность, в том числе потенциальную опасность непосредственно либо при взаимодействии с другими опасными веществами для окружающей среды, здоровья человека. К опасным свойствам вредных веществ относят: токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, а так же вещества содержащие возбудителей инфекционных болезней.
Лицензия на опасные отходы до 30 июля 2009 года, так же требовалась на V класс опасности (практически неопасные отходы).
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.
Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.
С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.
Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.
7. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
Рынок услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО в г. Шумерля, Шумерлинском районе относится к рынку с неразвитой конкуренцией. МУП «Дорожно-коммунальный сервис» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ТБО и обладает рыночным потенциалом. ООО «Дорожная эксплуатация» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по утилизации ТБО и обладает рыночным потенциалом.