Ответ на обращения граждан по вопросам распространения sms-сообщений рекламного характера

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике поступили многочисленные заявления, в которых граждане жалуются на распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.

Чувашское УФАС России поясняет, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона рекламе рекламу по сетям электросвязи, в частности, с помощью телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, можно распространять только с предварительного согласия абонента или адресата. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было им получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы, если адресат обратился к нему с таким требованием. И неважно: ранее абонент или адресат давал свое согласие или нет. Ответственность за нарушение данной нормы возложена на рекламораспространителя (лицо, осуществляющее распространение рекламы).

Законом не  определен субъект, которому абонент или адресат должен дать согласие на получение рекламы. Им может выступать как рекламораспространитель, так и рекламодатель. Если, к примеру, поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное ч. 1 ст. 18 вышеназванного закона. В частности, при распространении рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте предварительное согласие адресата может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

В качестве рекламораспространителя может быть признан и оператор связи. Особенно в случае предоставления им иному лицу «короткого номера», предназначенного для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц. В таком случае оператору связи, как рекламораспространителю, может быть выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, чтобы он контролировал наличие согласия на получение рекламы тех лиц, которым его контрагент планирует рассылать sms-сообщения с данного «короткого номера».

Следует также отметить, что многие операторы сотовой связи включают в договор на оказание услуг телефонной связи условие о согласии абонента на получение рекламных сообщений. В связи с этим Чувашское УФАС России сообщает, что при обращении в Управление с заявлением на действия оператора по распространению рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента необходимо представлять копию договора на получение услуг сотовой связи, заключенного с оператором сотовой связи; документальное подтверждение поступления сообщений рекламного характера, содержащее текст сообщения, дату и время поступления, и иные имеющиеся доказательства для рассмотрения обращения и принятия мер. При отсутствии данных документов Чувашское УФАС России не сможет рассмотреть заявления по существу.