Анализ розничного рынка реализации нефтепродуктов в Чувашской Республи-ки за 2009 год

Сфера деятельности: Топливный рынок

Исследование розничного рынка нефтепродуктов проводилось в соответствии с "Порядком  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и Методическими указаниями по подготовки обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива, направленными письмом ФАС от  15.09.2009 г.  № АГ/32018.

Цели исследования розничной реализации нефтепродуктов:

– оценка состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов в Чувашской Республике;

– выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон);

- выявление признаков нарушения статьи 10 и статьи 11 Федерального закона о защите конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

– данные, полученные на основании запросов в Администрации городов и районов Чувашской Республики – в части определения количества АЗС в регионе и их собственников;

– данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – в части определения состава автопарка Республики;

– данные, полученные на основании запроса управления от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, для определения объема рынка нефтепродуктов Чувашской Республики.

1.Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение как сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, так и учет условий, которые сложатся на рассматриваемом рынке в 2009 г.

Согласно пункту 11 Порядка  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, если покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени, то при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка.

При выборе временного интервала учитывались следующие факторы:

1) сезонность поставок товара в течение года;

2) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством покупателей в эти периоды;

3)стабильность поставок товара в течение года;

Согласно наблюдениям потребление нефтепродуктов возрастает в весенний и летний период и снижается зимой. Указанные колебания сглаживаются при анализе годовых показателей.

В соответствии с Методическими указаниями по подготовке обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива, направленными письмом ФАС от  15.09.2009 г.  № АГ/32018 и приказом ФАС России №28 от 06.02.2008 г. временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов – 2009 год.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

При определении продуктовых границ товарного рынка использовались следующие методы:

1) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

2) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

Продуктовые границы товарного рынка реализации нефтепродуктов были определены исходя из функционального назначения товара, а также возможности его взаимозаменяемости.

Основным видом топлива, используемыми для заправки автотранспортных средств, являются нефтепродукты (автобензин и дизельное топливо). Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

Бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и  конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного  двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)* на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам»**. В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025130) и «автомобильные бензины» (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

           Не смотря на существование многочисленных документов, устанавливающих технические требования к автомобильным бензинам и широкий сектор нормируемых характеристик (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002; Технический регламент № Требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. №118) на практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензина с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива.

          При реализации автобензином в розницу, по экспортным оценкам, выделяются 4 марочные группы автобензином: «нормальный» (ОЧ=80), «Регулярный» (ОЧ=91/92/93), «премиальный» (ОЧ=95) и «супер» (ОЧ=98).

          Требования к дизельному топливу определяются  национальными стандартами ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005, указанный технический регламент устанавливает классы дизельного топлива. Тем не менее, покупатели, по экспортным оценкам, рассматривают рынок дизельного топлива как единый, не разбивая на рынки продукта с различным содержанием серы или различными низкотемпературными свойствами.

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:

– дизельное топливо;

– автомобильные бензины.

1. Дизельное топливо.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным. В Чувашской Республике используются 2 вида дизельного топлива- летнее и зимнее.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

2. Автомобильные бензины.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль–80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр–91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум–95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер–98 (ГОСТ Р51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного  бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82)*.

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:

– низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль–80;

– высокооктановые бензины (ОЧ 82,5–88 по ММ, 91–98 по ИМ): Регуляр–91, АИ-92, АИ-96, Супер–98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.

Иные физико-химические и эксплуатационные показатели внутри групп бензинов различаются незначительно, а также характеризуют экологические требования к топливу (содержание свинца, серы, бензола), существенно не влияющие на функционирование двигателя.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых рынков розничной реализации нефтепродуктов, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам топлива, определены  следующие составы групп товаров, которые и являются продуктовыми границами товарного рынка:                                                       

                                                                                                                                              Таблица. 1

Наименование товарной группы

Подгруппа

Состав группы

Автобензины (ОКП 025112)

Низкооктановые

АИ–76, АИ–80 (и аналоги)

 

Высокооктановые

АИ–90, АИ–92 (и их аналоги)

АИ–95 (и его аналоги)

АИ–98 (и его аналоги)

Дизтопливо (ОКП 025130)

 

ДТ

Дальнейший анализ проводится по 5 группам нефтепродуктов:

- бензины А-76, АИ-80;

- Аи-90, Аи-92;

- Аи-95;

- Аи-98;

- ДТ.

3. Определение географических границ товарного рынка.

При определении географических границ использовались следующие методы:

1) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

2) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

При определении географических границ розничного рынка нефтепродуктов в качестве предварительных границ приняты географические границы Чувашской Республики.

В соответствии с процедурой определения границ рынка и некоторых данных, представленных для анализа, можно сделать следующие выводы о географических границах локальных розничных рынков нефтепродуктов.

В соответствии с пунктами 4.1 Порядка географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной  группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой  возможности за пределами этой территории. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями учитываются организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями,  возможность перемещения покупателей к товару, а также расходы, связанные с поиском и приобретением товара, в том числе транспортные расходы.

Границы локальных рынков нефтепродуктов определяются с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры, т.е. территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта  предприятий и организаций.

Чувашская Республика характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог и занимает уникальное транспортное географическое положение в европейской части России, которое определяется в том числе прохождением автомобильных дорог федерального значения в направлениях:

 - Нижний Новгород—Владимир—Москва,

- Йошкар-Ола—Киров—Сыктывкар—Ухта,

- Казань—Уфа—Челябинск—Оренбург,

- Ульяновск—Сызрань—Самара.        

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2010 г составляет 6006,3 км, в том числе: 329,8 км – а/дороги федерального значения, 1579,7 км – а/дороги регионального и межмуниципального значения, 4096,8 км – а/дороги местного значения.

Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов покупателями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением  потребителем нефтепродуктов на АЗС. Главным фактором выбора потребителями места заправки автотранспортного средства является близость, удобство расположения автозаправочной станции, и как следствие, незначительные транспортные расходы.

При определении географических границ розничных рынков нефтепродуктов, управление руководствовалось следующим:

-предварительные географические границы рынка могут быть определены как границы муниципальных образований; или как точки продаж, прилегающие к автомобильным дорогам федерального значения;

-уточнение географических границ локального розничного рынков нефтепродуктов производится путем оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того что места розничной реализации нефтепродуктов АЗС территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС является расстояние (маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением нефтепродуктов.

Например, если издержки потребителя (расходы на топливо в стоимостном выражении) при приобретении нефтепродуктов на АЗС №1, расположенной вне предварительно определенных географических границ, составляют более 10% стоимости среднего объема разовой заправки того же вида нефтепродукта на АЗС №2, расположенный в пределах предварительно определенный географических границ  локального розничного рынка нефтепродуктов.

В процессе анализа розничного рынка нефтепродуктов на территории республики было выделено 21 локальный рынок.  

Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов покупателями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением  потребителем нефтепродуктов на АЗС. Главным фактором выбора потребителями места заправки автотранспортного средства является близость, удобство расположения автозаправочной станции, и как следствие, незначительные транспортные расходы.

В ходе наблюдений за рынком розничной реализации нефтепродуктов Чувашским УФАС  России был выделен один локальный рынок городов Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарского района, так как, учитывая их территориальную близость (расстояние между максимально удаленной АЗС г. Новочебоксарск и центром г. Чебоксары 15,5 км, расстояние между максимально удаленной АЗС Чебоксарского района и центром г. Чебоксары 26,7 км), потребители активно перемещаются в пределах данного локального рынка, в том числе в связи с местом работы, учебы.

Об активном перемещении жителей указанных населенных пунктов свидетельствуют и данные средств массовой информации, публикации на Интернет сайтах:

1. http://www.volgainform.ru/allnews/947740/,

http://www.smi21.ru/?mode=publication&path=publication,orgs&orgs=25&publication=151871&p_date=25.01.2008&date=28.01.2008&p_page=402

Статья, опубликованная инфоромагентством Регнум «Слияние Чебоксар и Новочебоксарска: власть - за, общество - не знает»

«…проблемы доступного жилья, интересен не столько жителям столицы, сколько жителям Новочебоксарска, которые в основной своей массе (до 70%) трудоустроены в Чебоксарах….».

2. http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./11848/28975/30954/433873/436533/436636

Статья на официальном сайте города Чебоксары «Об объединении городов Чебоксары и Новочебоксарск»

«…. Объединение городов повысит мобильность трудовых ресурсов. На сегодняшний день большая часть трудоспособного населения Новочебоксарска трудится в Чебоксарах, вследствие чего наблюдается ежедневная маятниковая миграция населения по стратегической магистрали (ул.Калинина)…»

3. http://www.cap.ru/home/93/000/pu27/history.html -

«… Поселок Кугеси является центром Чебоксарского района. Основное трудоспособное население поселка занято в различных отраслях народного хозяйства. Часть населения трудится на предприятиях и в учреждениях г.Чебоксары, т.к. п.Кугеси расположен в пригороде, на расстоянии 11 км от столицы республики…»

4. http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./299/362/16339/16340/16362/16365/16377

«… открытие автобусного движения между городом Чебоксары и деревней Кугеси, предоставившего многим возможность трудоустройства в Чебоксарах, где в то время находились такие заводы, как кирпичный (целых три), лесопильный, деревообрабатывающий, кожевенный, спиртоперегоночный, макаронная фабрика, электростанция, две типографии, авторемонтные мастерские. Кроме того, появилась возможность получения образования, не уезжая из дома, в таких учебных заведениях Чебоксар, как сельскохозяйственный и педагогические институты, два рабфака, музыкальный, сельскохозяйственный, строительный, кооперативный техникумы...».

Указанные сведения, а также результаты наблюдений Чувашского УФАС России за товарным рынком являются достаточным основанием для определения географических границ рынков розничной реализации бензинов и ДТ как границы городов Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарского района.

4.Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке.

4.1. Потребители.

 

Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов выступают владельцы автотранспортных средств.  По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике автопарк республики по состоянию на 01.01.2010 г. включает  21 3543 автотранспортных средств.  Данные по автопарку Чувашии представлены в таблице 2. Основную часть автопарка Республики  - 79,95% составляют легковые автомобили.

                                                                                                                                          Таблица 2

Регион

Всего автомобилей, шт.

в том числе

легковые

грузовые

автобусы

спецтехника

пикапы и легковые фургоны

Чувашия

213543

170737

31536

6133

4641

496

г. Чебоксары

79552

65133

9071

2450

2599

299

4.2. Продавцы.

В Чувашской Республике в 2009 г.  действовало 105 автозаправочных станций против 100 в 2008 и 115 в 2007 году. Основная часть АЗС находиться у ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» всего 43 АЗС. 15 АЗС принадлежат Чувашскому филиалу ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» и 11 индивидуальному предпринимателю Дельману А.И. У остальных действующих на рынке организаций и индивидуальных предпринимателей находится 36 автозаправочных станций.

Деятельность по розничной реализации нефтепродуктов в 2009 году осуществляло 22 хозяйствующих субъектов. В 2009 году прекратили деятельность по реализации нефтепродуктов следующие организации: ООО «Регионнефтепродукт», ООО «Центрнефтепродукт», ООО «Феникс-Ойл», ИП Самойлов. Наряду с уже действующими продавцами, в 2009 году на рынке анализируемых видов товаров Чувашской Республики появилось 3 новых продавца:

- ЗАО «Марий-Нафта»;

- ООО «КТК-Трейд»;

- ИП Васильев;

Ценовым лидером среди розничных продавцов нефтепродуктов на территории г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский р-н является ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность как на розничных, так и на оптовых рынках нефтепродуктов являются ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО «Дорисс-нефтепродукт», ООО «Оптан-Чебоксары», ООО «Мередиан», ЗАО «Марий-Нафта», ООО «Нефтересурс», ЗАО «Лама», Комсомольское райпо, ИП Литвинчук Е.Н., ИП Дельман А.И., ООО «КТК-Трейд» и ООО «Роуд».

5. Расчет объемов товарного рынка и доли  хозсубъекта на рынке.

Показатели, характеризующие деятельность предприятий на розничном рынке нефтепродуктов Чувашской Республики представлены в таблице 3.

Объем товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов на территории Республики следующий:                                                                                                                    Таблица. 3

 

Вид топлива

объем, тонны в 2008 г.

Доля в 2008 г., %

объем, тонны в 2009 г.

Доля в 2009 г., %

1

Бензин автомобильный, всего

160175,36

70,72

146802,56

82,4

    в т.ч.   А – 76

25540,3

11,27

15668,36

10,6

               АИ - 92

115681,4

51,08

110341,0

75,16

               АИ - 95

18782,76

8,29

17636

12,01

               АИ - 98

170,9

0,07

3157,2

2,15

2

Дизельное топливо

66289,4

29,27

31254,1

17,55

ИТОГО

226464,76

 

178056,5

 

В 2009 году в республике  в розницу реализовано 178056,5 тонн нефтепродуктов, что на 48408,26 тонн меньше чем в 2008 году. Особенно снизилась реализация АИ-80 и ДТ. В структурном составе реализуемого автомобильного бензина наибольшую долю – 75,16 %  общего объема  реализации бензина автомобильного, составляет бензин АИ-92.

Согласно результатам анализа за 2009 год крупнейшим продавцом на рынке автобензина Чувашии является ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», доля которого по розничной реализации  бензина А-76 в ЧР составляла 46%, бензина АИ-92 – 48,0%, АИ-95 – 38,76%, Дт – 22,8%. Основными продавцами также являются Чувашский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» и ИП Дельман А.И., по отдельным видам нефтепродуктов ООО «Нефтересурс» и ООО «Дорисс-нефтепродукт».  Доля указанных продавцов на рынке составила:

Таблица 4. Доля хозсубъектов в ЧР в 2007, 2008 году.

Название хозсубъекта

2008 г.

2009 г.

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

ДТ

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

ДТ

ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр»

59,2

48,3

36,6

29,9

46

48

38,7

22,8

ЧФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»

7,6

18

36,4

26,8

9,8

16,8

34,6

49

ИП Дельман А.И.

8,6

12,6

11,6

4,5

10,1

11,1

9,2

6,4

ООО «Нефтересурс»

9,1

3,7

1,6

2,8

13,8

3,9

1,7

3,4

ООО «Дорисс-нефтепродукт»

0,6

1

2,1

27,2

3,4

1,2

2,1

4,4

Из таблицы наглядно видно, что доля хозсубъектов в 2009 году не существенно изменилась по сравнению с 2008 годом при реализации бензинов, однако при реализации ДТ доли существенно поменялись. У ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» доля увеличилась с 26,8 % до 49%, у ООО «Дорисс-нефтепродукт» снизилась с 27,2 % до 4,4 %.

Реализацию бензина марки АИ-98 в Чувашской Республике осуществляют только два хозяйствующих субъекта Чувашский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», занимающий долю 0,5% (98,23 % в 2008 г.), и ООО «Дорисс-нефтепродукт» с долей 99,5% (1,77 % в 2008 г.). 

Наибольшую долю по всем нефтепродуктов занимает ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр».

Показатели, характеризующие деятельность предприятий на локальных розничных рынках нефтепродуктов Чувашской Республики, представлены в таблице 5.

Объем локальных рынков розничной реализации нефтепродуктов на территории Республики следующий:

                                                                                                                         Таблица. 5

№/№

 

Кол-во хс

Бензин

Дизельное топливо

А-76

АИ-92

АИ-95

АИ-98

1

Алатырский район

3

1158,7

4258,3

414,7

 

615,5

2

Аликовский район

1

293,1

981,8

 

 

133,5

3

Батыревский район

4

904,9

2759,9

120,4

 

625,5

4

Вурнарский район

1

402,6

1953,7

 

 

272,1

5

Ибресинский район

1

188,9

1185,1

 

 

213,5

6

Канашский район

2

1361,4

7934,9

1036,9

 

1856

7

Козловский район

4

248,1

1302,9

221,5

 

259,5

8

Комсомольский район

2

526,8

2063,4

113,3

 

269,6

9

Красноармейский район

1

268

584,3

 

 

81,8

10

Красночетайский район

2

399,7

931

 

 

182

11

Марпосадский район

2

370

1157,8

58,4

 

168,3

12

Моргаушский район

4

532,1

3295,6

645,2

 

2057,5

13

Порецкий район

2

342,5

746,5

6,4

 

191,3

14

Урмарский район

1

532,5

741,7

 

 

124,8

15

Цивильский район

2

509,5

4266,4

675,2

 

1889,8

16

Шемуршинский район

1

127,8

603

107,6

 

411,6

17

Шумерлинский район

3

545

3099,4

464,2

 

670,7

18

Ядринский район

2

338,1

2297,1

528,5

 

887,9

19

Яльчикский район

3

366,1

1248

 

 

192,7

20

Янтиковский район

1

305,9

527,7

 

 

136

21

г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский р-н

10

5442,9

65817,7

12742,1

3157,5

19639,1

В Аликовском (ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр»), Вурнарском (ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр»), Ибресинском (ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр»), Красноармейском (ООО «Нефтересурс»), Урмарском (ООО «Нефтересурс»), Шемуршинском (ЧФ  ООО «Лукойл-Волганефтепродукт») и Янтиковском  районах (ООО «Нефтересурс») действует только один поставщик в связи с этим конкуренция на указанных локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов не развита.

Наибольшее развитие конкуренция получила на следующих локальных рынках:

- Батыревский р-н

- Моргаушский р-н

-Козловский р-н

- г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский р-н;

В географических границах г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский р-н розничной реализацией нефтепродуктов занимаются 10 хозсубъектов. По реализации АИ-80 (А-76) наибольшую долю занимают ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» - 35,1%, ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» - 15,9%, ИП Дельман – 29,2%.

По реализации АИ-92 наибольшую долю занимают: ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» - 44,3 (44,7% в 2008 г.), ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» - 22,2%(24,6% в 2008 г.), ИП Дельман – 18,5% (21% в 2008 г.), по реализации АИ-95 ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» - 38,7 (34,4% в 2008 г.), ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» - 41,5%(42,3% в 2008 г.), ИП Дельман – 12,7% (15,3% в 2008 г.).

Доля ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», филиал в ЧР ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» и ИП Дельман А.И. на розничном рынке реализации нефтепродуктов в г. Чебоксары, г. Новочебоксарске, Чебоксарском р-не составляет более 8%, а также превышает доли других хозяйствующих субъектов на указанных розничных рынках в г. Чебоксары,  г. Новочебоксарске, Чебоксарском р-не и в совокупности составляет соответственно  АИ-80 – 80,8%, АИ-92 – 87,6%, АИ-95 – 92,9%, что превышает 50%. В соответствии со ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2008 «О защите конкуренции», данные компании попадают под определение доминирующего положения на рынке, предусмотренного ч. 3 ст. 5 Закона. 

Наибольшую долю при реализации ДТ – 61,7% занимает ООО «Лукойл-Волганефтепродукт».

На данном рынке реализации ДТ присутствуют признаки доминирования одного хозсубъекта: ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» на рынке реализации ДТ., т.к. согласно п.1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ  доминирующим признается положение хозсубъектов при котором выполняется следующее условие: доля хозсубъекта на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На локальном рынке Батыревского района Чувашской Республики действуют 4 хозсубъекта: ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», филиал Буинскнефтепродукт ОАО ХК «Татнефтепродукт», ООО «Булат», ИП Зуев Г.И. Наибольшую долю ОАО «Чувашнефтепродукт занимает на рынке реализации АИ-92 – 54,2% (57,7% в 2008 г.), филиал Буинскнефтепродукт ОАО ХК «Татнефтепродукт» на рынке реализации ДТ – 62,30% (52,70% в 2008 г.).

На данных рынках реализации бензина марки АИ-92 присутствуют признаки доминирования одного хозсубъекта, ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», и при реализации ДТ филиалом Буинскнефтепродукт ОАО ХК «Татнефтепродукт», т.к. согласно п.1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ  доминирующим признается положение хозсубъектов при котором выполняется следующее условие: доля хозсубъекта на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На рынке реализации АИ-95 100% долю занимает филиал Буинскнефтепродукт ОАО ХК «Татнефтепродукт».

На рынке реализации АИ-80 сложилась следующая ситуация: ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» - 44,3% (53,9% в 2008 г.), филиал Буинскнефтепродукт ОАО ХК «Татнефтепродукт» - 30,50% (28,70 в 2008 г.), ООО «Булат» -27,70% (15,90% в 2008 г.). В соответствии со ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2008 «О защите конкуренции», данные компании попадают под определение доминирующего положения на рынке, предусмотренного ч. 3 ст. 5 Закона. 

Локальный рынок Козловского района республики представлен 4 хозяйствующими субъектами ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», ООО «Мередиан» и  ООО «Нефтересурс». Основными продавцами на рынке реализации ДТ, являются ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» с долей 73% (61,7% в 2008 г.). Таким образом, на данном рынке реализации ДТ присутствуют признаки доминирования одного хозсубъекта.

При реализации АИ-80 (А-76) сложилась следующая ситуация: ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» - 43,6% (51,1% в 2008 г.), ООО «Мередиан» - 25,2% и  ООО «Нефтересурс» - 31,2% (19,3% в 2008 г.). В соответствии со ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2008 «О защите конкуренции», данные компании попадают под определение доминирующего положения на рынке, предусмотренного ч. 3 ст. 5 Закона. 

При реализации АИ-92 наибольшую долю занимает так же «Чувашнефтепродукт» – 35,5% (35,1% в 2008 г.), на втором месте ООО «Мередиан» - 31,1% (46,3% в 2008 г.), на третьем ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» - 17,6%. Таким образом, на данном рынке присутствуют признаки коллективного доминирования указанных 3 хозсубъектов, согласно нормам стать 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ 

При реализации АИ-95 максимальная доля у ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» - 38,4%, у «Чувашнефтепродукт» – 37,8% (47% в 2008 г.), на втором месте ООО «Мередиан» - 15,5% (34,6% в 2008 г.). Таким образом, на данных рынках присутствуют признаки коллективного доминирования согласно п. 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. 

Развивается конкуренция и на розничном рынке топлива Моргаушского района республики, который в 2009 году представлен 4 хозяйствующими субъектами, так же как и в  2008 г.: ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», ООО «Дорисс-нефтепродукт», ООО «Нефтересурс» и ООО «Оптан-Чебоксары». Основной объем данного рынка по бензину АИ-95 и ДТ  принадлежит ООО «Оптан-Чебоксары» - доля по АИ-95 – 57,5% (51,5 в 2008 г.), по ДТ – 72,8% (26,9% в 2008 г.). Таким образом, на данных рынках реализации АИ-95 и ДТ присутствуют признаки доминирования одного хозсубъекта.

Основным продавцом бензина марки АИ-80 (А-76) является   ООО «Нефтересурс» доля которого по АИ-80 – 49,1% (в 2008 году -31,8%), доля ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» на том же рынке 37,6% (51,8 % в 2008 г.), ООО «Дорисс-нефтепродукт» - 13,3% (16,4% в 2008 г.). Таким образом, на данном рынке присутствуют признаки коллективного доминирования, предусмотренного п. 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. 

При реализации АИ-92 ООО «Нефтересурс» принадлежит доля 16,7% (19,7% в 2008 г.), доля ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр» на том же рынке 23,7% (23,2% в 2008 г.), ООО «Дорисс-нефтепродукт» - 15% (21,7% в 2008 г.).

Наименьшее развитие конкуренция получила на следующих локальных рынках:

- Аликовский р-н

- Ибресинский р-н

- Вурнарский р-н;

- Красноармейский р-н

- Урмарский р-н;

- Шемуршинский р-н;

- Янтиковский р-н.

На данных рынках действует не более 1 поставщика нефтерподуктов. В свою очередь на рынке Красноармейского, Урмарского и Янтиковского района 100% долю занимает ООО «Нефтересурс». На рынке Аликовского, Вурнарского, Ибресинского района 100% доля у ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть - АЗС Центр», а в Шемуршинском районе у ООО «Лукойл-Волганефтепродукт».

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Как свидетельствуют приведенные данные, рынок розничной реализации автомобильного бензина Чувашской Республики высоко концентрированный:

                                                                                                                        Таблица. 6

 

2008 г.

2009 г.

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

Бензин АИ-98

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

Бензин АИ-98

HHI

3657,25

2813

2797,09

9652,76

2559,66

2803,56

2858,19

9904,13

CR-3I

76,9

78,9

84,6

100

69,9

75,9

82,5

 

Концентрация на розничном рынке дизельного топлива также высокая.

HHI2009 = 3046,63, CR-32009 = 78,2%.

Как свидетельствуют приведенные в Таблице 7 данные, локальные рынки розничной реализации нефтепродуктов Чувашской Республики так же высоко концентрированные:

                                                                                                                 Таблица. 7

 

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

Бензин АИ-98

Дизтопливо

HHI

CR-3

HHI

CR-3

HHI

CR-3

HHI

CR-3

HHI

CR-3

Алатырский

4905,1

100

4971,5

100

5014

100

 

 

5093,6

100

Аликовский

10000

100

10000

100

10000

100

 

 

10000

100

Батыревский

3820,9

87,1

4138,8

95,7

 

 

 

 

4693,8

96,7

Вурнарский

10000

100

10000

100

 

 

 

 

10000

100

Ибресинский

10000

100

10000

100

 

 

 

 

10000

100

Канашский

5758,9

100

5896,2

100

5108,4

100

 

 

5148,2

100

Козловский

3510,4

100

2787,5

100

3208,2

91,7

 

 

5795,6

100

Комсомольский

5124,2

100

5070,5

100

10000

100

 

 

5124,4

100

Красноармейский

10000

100

10000

100

 

 

 

 

10000

100

Красночетайский

6433,2

100

7648,1

100

 

 

 

 

6318,2

100

Марпосадский

5280

100

5047

100

10000

100

 

 

5074

100

Моргаушский

4001,6

100

3052,5

85

3923,6

87,8

 

 

5596

94,6

Порецкий

5987,2

100

500,5

100

10000

100

 

 

5199,8

100

Урмарский

10000

100

10000

100

 

 

 

 

10000

100

Цивильский

6418,6

100

7053,9

100

6051,1

100

 

 

5293,6

100

Шемуршинский

10000

100

10000

100

10000

100

 

 

10000

100

Шумерлинский

3673,7

100

3962,4

100

3488,9

100

 

 

3645,7

100

Ядринский

10000

100

6452,5

100

5226,7

100

 

 

5028,2

100

Яльчикский

4556,7

100

5026,5

100

 

 

 

 

3876,4

100

Янтиковский

10000

100

10000

100

 

 

 

 

10000

100

г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский район

2467

80,8

2870

87,6

3408,1

92,9

9904

100

4233

89

Данная таблица говорит о высококонцентрированности локальных реализации автомобильного топлива рынков Чувашской Республики.

    7. Определение барьеров входа на товарный рынок розничной реализации нефтепродуктов.

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС, особенно в «городской черте», в связи с экологическими ограничениями и протестами жителей.

8.  Оценка конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации нефтепродуктов.

Чувашская Республика располагается в центре европейской части России - Волго-Вятском регионе. В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 7 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пунктов. Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область.

Нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы на территории Чувашской Республики отсутствуют.  Ближайшие нефтеперерабатывающие мощности расположены в Нижегородской области  - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (расстояние Чебоксары – Нижний Новгород – 246,5 км), и Республике Татарстан - ОАО «Таиф-НК» (расстояние Чебоксары – Альметьевск – 447,4  км). 

Отсутствие в республике собственных нефтеперерабатывающих мощностей обуславливает ценовую политику на розничном рынке нефтепродуктов Чувашии. Розничные цены на территории Чувашской Республики зависят от цен, устанавливаемых нефтеперерабатывающими заводами и оптовыми перепродавцами, находящимися за пределами республики.

Крупнейшими потребителями нефтепродуктов в Чувашской Республике являются промышленные предприятия и организации сельского хозяйства. Рост объемов деятельности предприятий промышленности и сельского хозяйства Чувашской Республики обуславливают и увеличение потребности республики в нефтепродуктах.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике автопарк республики по состоянию на 01.01.2010 г. включает  21 3543 автотранспортных средств.  Данные по автопарку Чувашии представлены в таблице 1. Основную часть автопарка Республики  - 79,95% составляют легковые автомобили

Потребление бензина автомобильного в Чувашии в 2009 году снизилось по сравнению с 2008 годом на  21,38 процентов.

На потребление нефтепродуктов сказывается и сезонный фактор. Так, в период с мая по октябрь возрастает  потребление автомобильного бензина. Рост потребления дизельного топлива приходится на осень, что связано с увеличением в  данный период потребностей в топливе агропромышленного комплекса республики.

(....) Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что рынок розничной реализации нефтепродуктов и локальные рынки розничной реализации нефтепродуктов в Чувашской Республики высококонцентрированые.

Рынок розничной реализации нефтепродукты в ЧР высококонцентрированный и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Согласно п. 8.2.  Порядка к факторам, ограничивающим конкуренцию на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться:

- значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, а именно ООО «Лукойл-Волганефтепродукт».

* В соответствии с п.14. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 №108, предварительное определение товара производится, в том числе, и на основе общероссийских классификаторов продукции.

** Раздел «Введение» Общероссийского классификатора продукции.

* Методы отличаются условиями проведения испытаний. Испытания по моторному методу (ММ) проводят при более напряженном режиме работы одноцилиндровой установки, чем по исследовательскому (ИМ). Поэтому ОЧ, определенное при ММ, обычно ниже ОЧ, определенного при ИМ. ОЧ, полученное при ММ в большей степени характеризует детонационную стойкость топлива при эксплуатации автомобиля в условиях повышенного теплового форсированного режима, ОЧ, полученное при ИМ, больше характеризует бензин при работе на частичных нагрузках в условиях городской езды.