Анализ рынка услуг хранения нефтепродуктов в Чувашской Республики за 2007-2008 гг

Сфера деятельности: Топливный рынок

Исследование рынка услуг хранения нефтепродуктов проводилось в соответствии с "Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 г. № 108 и Методическими рекомендациями для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг хранения нефтепродуктов, направленными письмом ФАС от  15.09.2009 г.  № АГ/32018.

Цели исследования розничной реализации нефтепродуктов:

– оценка состояния конкурентной среды в сфере представления услуг хранения нефтепродуктов в Чувашской Республике;

– выявление локальных рынков услуг хранения нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон);

- выявление признаков нарушения статьи 10 и статьи 11 Федерального Закона о защите конкуренции на рынке услуг хранения нефтепродуктов;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

– данные, полученные на основании запросов в Администрации городов и районов Чувашской Республики – в части определения хозсубъектов оказывающих услуги хранения нефтепродуктов;

– данные, полученные на основании запроса управления от хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги хранения или имеющих в собственности или в аренде нефтебазы или склады ГСМ;

- данные анкетного опроса основных потребителей услуг хранения нефтепродуктов.

1.Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение как сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке в 2007 и 2008 г.г.

Согласно пункту 11 Порядка  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, если покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в один периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени, то при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка.

При выборе временного интервала учитывались следующие факторы:

1) сезонность поставок товара  (нефтепродуктов) в течение года и соответственно использование услуг по хранению;

2) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством покупателей в эти периоды.

В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг хранения нефтепродуктов, направленными письмом ФАС от  15.09.2009 г.  № АГ/32018 и приказом ФАС России №28 от 06.02.2008 г. временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов – 2007 и 2008 г.г.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

При определении продуктовых границ товарного рынка использовались следующие методы:

1) метод, основанный на сведениях представленным покупателями услуг хранения нефтепродуктов;

2) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

3) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данной услуги.

Продуктовые границы товарного рынка услуг хранения нефтепродуктов были определены исходя из функционального назначения товара, а также возможности его взаимозаменяемости.

Нефтехранилище — искусственный резервуар для хранения нефти или продуктов ее переработки. По расположению различают резервуары наземные, полуподземные и подземные; по материалам, из которых они изготовляются, — металлические, железобетонные, а также подземные (сооружаемые в толще отложений каменной соли). В России распространены наземные металлические, полуподземные железобетонные резервуары, которые изготавливаются согласно ПБ 03-605-03. Наземные резервуары выполняют, как правило, металлическими (сварными). По форме бывают цилиндрические (вертикальные, горизонтальные), сферические и каплевидные. Стальные вертикальные цилиндрические резервуары низкого давления («атмосферного» типа) изготовляют с конусной кровлей, щитовой кровлей, сферическим покрытием. Резервуары с конусной кровлей изготовляются емкостью от 100 до 5000 м³ (РВС 100 м³ — РВС 5000 м³) и предназначаются для хранения нефти и нефтепродуктов плотностью 0,9–1,0 т/м³ и внутренним давлением в газовом пространстве резервуаров 27 кн/м². Емкость резервуаров с щитовой кровлей от 100 до 20000 м³, в них хранят нефтепродукты плотностью до 0,9 т/м³. Резервуары со сферическим покрытием крупнее по объему до 50000 м³ (РВС 50000 м³) и предназначены для хранения нефтепродуктов с плотностью до 0,9 т/м³. К резервуарам повышенного давления относятся вертикальные цилиндрические резервуары, в которых внутреннее давление в газовом пространстве от 27 до 93 кн/м². В стальных резервуарах специальных конструкций с плавающими стальными покрытиями, синтетическими понтонами, плавающей крышей, антикоррозионным покрытием и теплоизоляцией хранят светлые нефтепродукты.

В соответствии с Общероссийской классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) данной услуги соответствует код 63.12.21 – «Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. №637, деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки включает в себя: налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (приемка, закачка, отбор).

В соответствии с Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 232, нефтепродукты каждой марки должны хранится отдельно  в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах. В связи с этим, хранение разных видов нефтепродуктов следует рассматривает самостоятельно.

В соответствии со СНиП 2.11.03-93 (утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 26 апреля 1993 года №18-10) склады нефти и нефтепродуктов в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара подразделяют на категории:                                                                                                                                                                                                            Таблица 1

Категория склада

Максимальный объем одного резервуара, куб. м.

Общая вместимость склада куб.м.

1

-

Св.100000

2

-

Св.20000 до 100000 вкл.

До 5000 вкл.

Св.10000 до 20000 вкл.

До 2000 вкл.

Св.2000 до 10000 вкл.

До 700 вкл.

До 2000 вкл.

3. Определение географических границ товарного рынка.

При определении географических границ использовались следующие методы:

1) метод, основанный на сведениях, представленных покупателями услуг хранения нефтепродуктов;

2) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

3) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

При определении географических границ услуг хранения нефтепродуктов в качестве предварительных границ приняты географические границы Чувашской Республики.

В соответствии с процедурой определения границ рынка и некоторых данных, представленных для анализа, можно сделать следующие выводы о географических границах рынка услуг хранения нефтепродуктов.

В соответствии с пунктами 2 и 27 Порядка географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной  группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой  возможности за пределами этой территории. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями учитываются организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями,  возможность перемещения покупателей к товару, а также расходы, связанные с поиском и приобретением товара, в том числе транспортные расходы.

Границы рынка хранения нефтепродуктов определяются с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры, т.е. территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения автотранспорта предприятий и организаций и ж/д транспорта.

При определении географических границ услуг хранения нефтепродуктов, управление руководствовалось проведенным анкетированием. Анкетный опрос был проведен среди потребителей услуг хранения нефтепродуктов. Было опрошено 5 хозсубъектов, хранящих свои нефтепродукты на нефтебазах.

 Опрос показал следующее (таблица 2): в среднем услуги хранения приобретаются потребителями ежедневно либо несколько раз в месяц. Чаше всего услуги хранения приобретаются в пределах города, района Чувашской республики, такой ответ дали 3 респондента из 5. Касательно вопроса  возможности выбора продавцов 4 респондента из 5 ответили, что выбор есть, но не значительный. В случае повышения стоимости оказанных услуг  на 5-10% 1 респондент ответил, что прекратил бы пользоваться данными услугами, 2, что продолжали бы пользоваться, и оставшихся 2 , что сократили бы объемы хранения. На вопрос о возможности приобретения услуг за пределами муниципального образования 3 респондента ответили, что такая возможность существовала, 1 что такой возможности не было и 1 респондент ответил, что не изучал данную ситуацию. На вопрос наличия возможности у хозсубъектов воспользоваться услугами хранения за пределами ЧР, 2 хозсубъекта ответили, что данной возможности не было, 1 - была, 1 - возможность была, но в этом случае цена услуги возросла бы более чем на 10%, 1 респондент ответил, что не изучал данную возможность. На вопрос, касательно какие ограничения мешали хозсубъектам приобретать данные услуги, 2 респондента ответили, что таких ограничение не было, 3 что существовали ограничения, в частности  экономические. На вопрос  об изменении ситуации в 2009 году по сравнению  с 2007 и  2008 г.г. 3 респондента ответили, что не чего не изменилось, кроме стоимости оказания услуг, 1 респондент ответил, что увеличились предложения услуг хранения, и последний респондент ответил, что для него вопрос хранения не является ключевым.

                                                                                                                                       Таблица 2

№/№

Вопрос

ООО «Дорисс-нефтепродукт»

ООО «Регионнефтепродукт»

ООО «Нефтересурс»

ООО «Цетан»

ИП Дельман А.И.

1

Укажите, приобретали ли Вы услуги по хранению нефтепродуктов в 2007-2008 гг.:

 

а) да

 

а) да

 

а) да

 

а) да

 

а) да

 

2

Как часто Вы приобретали услуги по хранению нефтепродуктов в 2007-2008 гг.?

 

б) несколько раз в месяц

г) один раз в год

а) ежедневно

а) ежедневно

б) несколько раз в месяц

3

Укажите, где Вы чаще всего приобретали услуги по хранению нефтепродуктов в 2007-2008 гг.:

 

б) на всей территории Чувашской Республики;

в) за пределами Чувашской Республики

а) в пределах города, района Чувашской Республики

б) на всей территории Чувашской Республики

а) в пределах города, района Чувашской Республики

а) в пределах города, района Чувашской Республики

4

Имелись ли у Вас возможности выбора продавцов данной услуги в 2007-2008 гг.?

б) да, но незначительные

б) да, но незначительные

б) да, но незначительные

г) иное: в пределах заинтересованности

б) да, но незначительные

5

Укажите, существовали ли в 2007-2008 гг., услуги, которые могли быть сравнимы по техническим характеристикам, цене и другим параметрам с услугами по хранению нефтепродуктов в Чувашской Республике:

а) да, такие услуги существовали, если да

г)         нет, таких услуг не существовало

г)         нет, таких услуг не существовало

г) не изучали

в)         да, такие услуги существовали, но переход к их использованию мог повлечь значительные издержки (превышающие 10% от цены услуг)

6

В случае если бы в 2007-2008 гг., произошло долговременное повышение цен на услуги по хранению нефтепродуктов в границах Чувашской Республики (на 5-10%), Ваши действия были бы следующими:

в)            уменьшили объем приобретаемых услуг

г) прекратили приобретение данной услуги

а)            продолжили пользование услугами

д) продолжали бы пользоваться услугами

в)            уменьшили объем приобретаемых услуг

7

Укажите, существовала ли у Вас в 2007-2008 гг., экономическая возможность приобретать услуги по хранению нефтепродуктов за пределами Вашего муниципального образования:

а)         да, такая возможность существовала

а)         да, такая возможность существовала

а)         да, такая возможность существовала

г) не изучали

в)         нет, такой возможности не существовало

8

Укажите, существовала ли у Вас в 2007-2008 гг., экономическая возможность приобретать услуги по хранению нефтепродуктов за пределами Чувашской Республики:

а) да, такая возможность существовала - Казань

б)         да, такая возможность существовала, но цены на данные услуги более чем на 10% были выше средневзвешенных цен, существовавших в границах Чувашской Республики

в)         нет, такой возможности не существовало

г) не изучали

в)         нет, такой возможности не существовало

9

Какие из нижеперечисленных факторов мешали Вам при приобретении данной услуги в 2007-2008 гг.? (можно отметить несколько пунктов)

г)         не имели препятствий при приобретении данной услуги

а) экономические ограничения (значительные капитальные вложения; транспортные ограничения и др.);

б)         действия контрагента по договору

г)         не имели препятствий при приобретении данной услуги

д) экономические ограничения (транспортные ограничения);

 

а) экономические ограничения (значительные капитальные вложения; транспортные ограничения и др.);

 

10

Укажите, менялась ли (и каким образом) ситуация на рынке предоставления услуг по хранению нефтепродуктов в 2009 г. с учетом ранее поставленных вопросов

нет

Вопрос хранения нефтепродуктов для обществ анне является острой

Появились новые предложения по хранению нефтепродуктов на территории ЧР

нет

Нет. Произошло увеличение стоимости услуги

В виду того, что ООО «Регионнефтепродукт» пользовался услугами хранения один раз в год, то при выявлении границ локального рынка ответы данного респондента не учитывались. Исходя из ответов оставшихся хозсубъектов можно сделать вывод, что опрошенные резиденты имеют возможность воспользоваться услугами за территорией их муниципального образования, города или района, к тому же половина опрошенных хозсубъектов пользуются услугами хранения на всей территории ЧР. В то же время возможность хранения нефтепродуктов за пределами ЧР для хозяйствующих субъектов ограничена, в т.ч. в связи с ростом затрат.

Таким образом, в процессе анализа рынка услуг хранения нефтепродуктов был выделен 1 рынок – Чувашская Республика.

4.Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке.

4.1. Потребители.

Потребителями на рынке услуг хранения нефтепродуктов выступают владельцы АЗС или хозсубъекты хранящие свои собственные нефтепродукты на нефтебазах или складах ГСМ.

4.2. Продавцы.

В Чувашской Республике в 2007 г. по данным Приволжского Управления Ростехнадзор на территории ЧР  существовало 2 нефтебазы, оказывающих услуги хранения нефтепродуктов сторонним лицам - это ОАО «Чувашнефтепродукт»,  ОАО «Чебоксарское авиапредприятие». В 2008 г.  на территории ЧР действовало 4 нефтебазы, представляющие услуги хранения нефтепродуктов сторонним лицам - это ОАО «Чувашнефтепродукт», ООО «Оптан-Чебоксары», ОАО «Чебоксарское авиапредприятие», ООО «Канашская топливная компания». Так же в республике имеются две нефтебазы, на которых хозсубъектами осуществляется  хранение нефтепродуктов только для собственных нужд: ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», ООО «ТПТК «Волганефтьхолдинг».

5. Расчет объемов товарного рынка и доли  хозсубъекта на рынке.

Показатели, характеризующие деятельность предприятий на рынке оказания услуг хранения в Чувашской Республики представлены в приложение 1.

В 2007 году услуги хранения в Чувашской Республике представляло 2 организации: ОАО «Чувашнефтепродукт» (3 нефтебазы), ОАО "Чебоксарское Авиапредприятие" (1 нефтебаза). Наибольшую долю  на данном рынке, исходя из вместимости склада занимало ОАО "Чебоксарское Авиапредприятие" - 98,36%, но наибольшую долю исходя из грузооборота занимало ОАО «Чувашнефтепродукт» - 99,77%.

В 2008 году количество хозсубъектов, оказывающих услуги хранения нефтепродуктов увеличилось с 2 до 4. Появились такие хозсубъекты как ООО «Оптан-Чебоксары», ООО «Канашская топливная компания». Наибольшая доля исходя их вместимости резервуаров принадлежит так же "Чебоксарское Авиапредприятие" – 46,6%, но если смотреть долю хозсубъектов исходя из грузооборота, то наибольшая доля на территории Чувашской Республики у ОАО «Чувашнефтепродукт» - 97,72%.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Как свидетельствуют приведенные данные, рынок хранения нефтепродуктов в  Чувашской Республике высоко концентрированный.           

7. Определение барьеров входа на товарный рынок розничной реализации нефтепродуктов.

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

  1. экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство нефтебазы или склада ГСМ;
  2. административные ограничения – соблюдение множества СНиП.

                     8.  Оценка конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации нефтепродуктов.

Чувашская Республика располагается в центре европейской части России - Волго-Вятском регионе. В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 7 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пунктов. Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область.

Чувашская Республика характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог и занимает уникальное транспортное географическое положение в европейской части России, которое определяется в том числе прохождением автомобильных дорог федерального значения в направлениях:

 - Нижний Новгород—Владимир—Москва,

- Йошкар-Ола—Киров—Сыктывкар—Ухта,

- Казань—Уфа—Челябинск—Оренбург,

- Ульяновск—Сызрань—Самара.        

 Протяженность автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики на 1 января 2007 года составляла 5241,6 километра, из них федеральные — 329,8 (6,3%), местные — 3333,3 (63,6%), республиканские — 1578,5 километра (30,1%).

На территории Чувашской Республика, довольно разветвленная система железнодорожных путей. В городе Канаш находится наиболее крупный железнодорожный узел, что в свою очередь обусловливает удобство при доставке нефтепродуктов до республики, и в дальнейшем до нефтебаз.

Нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы на территории Чувашской Республики отсутствуют.  Ближайшие нефтеперерабатывающие мощности расположены в Нижегородской области  - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (расстояние Чебоксары – Нижний Новгород – 246,5 км), и Республике Татарстан - ОАО «Таиф-НК» (расстояние Чебоксары – Альметьевск – 447,4  км). 

Из информации представленной обществами занимающиеся представлением услуг хранения нефтепродуктов, можно подчеркнуть следующее. Для ООО «Оптан-Чебоксары» не существуют значительных барьеров, нефтебаза общества находится непосредственно в черте города, расположение  по отношению к транспортной  инфраструктуры для общества весьма удобное, удобный проезд, удовлетворительное качество дорог, отсутствие конкуренции. Так же отмечено влияние стоимости хранения и стоимости дальнейшей транспортировки на формирование мелкооптовых рынков нефтепродуктов в Чувашской республики. Фактор сезонности для данного общества отсутствует. Каких либо административных мер по поддержки поставщиков общество не выделило.

В своем ответе ОАО «Чувашнефтепродукт» отметило, что нефтебазы в городе Чебоксары и городе Канаш имеют подъездные железнодорожные и автомобильные пути. На нефтебазе в Канарах имеется  магистральный нефтепродуктопровод «Альматьевск-Горький». При оказании услуг хранения фактор сезонности влияния не имеет.

Для ОАО «Авиалинии Чувашии» основным барьером является неудовлетворительное состояние склада ГСМ. Склад ГСМ находится на территории аэропорта города Чебоксары, в связи с этим подъезд к складу осуществляется только автотранспортом. Стоимость услуг по хранению нефтепродуктов, по мнению Общества, не является определяющим фактором при формировании цены на нефтепродукты, так как стоимость услуг хранения составляет всегда 150 р/т, при хранении в течение месяца. Касательно сезонности общество отметило, что в весенне-летний период в связи с проведением плановых ремонтных работ, выполнением зачистки резервуаров, технического обслуживания резервуаров и оборудования, часть резервуарного парка выводится из эксплуатации, сокращается общий объем принимаемых на хранение нефтепродуктов.

ООО «Канашская топливная компания» не отметило ни одного барьера при входя на рынок оказания услуг хранения нефтепродуктов. Наличие независимого спроса на услуги хранения нефтепродуктов формирует оптимальное рыночное предложение. К складу ведет как асфальтированная так и железная дорога. Стоимость услуг хранения  и дальнейшей транспортировки нефтепродуктов оказывает непосредственное влияние на формирование мелкооптового рынка нефтепродуктов ЧР. Оба этих показателя участвуют в ценообразовании и формируют стоимость единицы продукции для конечного потребителя ГСМ. Что касается фактора сезонности, то можно сказать, что фактор сезонности оказывает влияние на объемы хранимых нефтепродуктов. В зимний период (ноябрь-февраль) количество проходящих через склад нефтепродуктов значительно снижается. Это связанно с общим снижением потребностей предприятий в нефтепродукта