Выписка из аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Чувашской Республики

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли продовольственными товарами (далее – анализ) проведен Чувашским УФАС России в рамках исполнения поручения ФАС России от 03.08.2021 №МШ/64481/21.

Целью проведения анализа является установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Исследование проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов),

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

Для исследования товарного рынка в качестве исходной информации использовались следующая информация и сведения:

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле);

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

Постановление Правительства РФ от 04.05.2010 N 305 "Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год" (далее - Методика расчета объема всех продовольственных товаров)

ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст);

Приказ Минэкономразвития РФ от 26.02.2007 № 56 "Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)";

ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).

данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию продовольственными товарами, в том числе посредством организации торговой сети (торговые сети);

информация, размещенная на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики;

2. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка, доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

В соответствии с Методикой расчета объема всех продовольственных товаров, информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, исходя из того, что используемая для расчета информация об объеме всех продовольственных товаров, реализованных в 2020 году размещается 01.05.2021, отчетным годом является 2020 год.

Установление иного временного интервала нецелесообразно, поскольку законодателем установлен конкретный период расчета и срок размещения информации о нем.

Следовательно, временной интервал исследования – с 01.01.2020 по 31.12.2020.

3. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ

ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком оценки состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок-сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, предполагает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара;

- определение взаимозаменяемости товара.

1. Предварительное определение товара.

В рамках настоящего исследования оценке подлежат действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами.

Торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (ст. 2 Закона о торговле).

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона о торговле).

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (ст. 2 Закона о торговле).

Продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (ст. 2 Закона о торговле).

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами объединены в 47 классе. В зависимости от предоставления услуги по розничной торговле в неспециализированных магазинах и специализированных магазинах объединены в группы: 47.1 – услуги по розничной торговле в неспециализированных магазинах и 47.2 – услуги по розничной торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах.

Таким образом, предварительно продуктовые границы рынка целесообразно определить услугами розничной торговли продовольственными товарами.

2. Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми.

Для целей настоящего исследования необходимо провести оценку деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продовольственными товарами.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2)форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3)способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4)специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5)тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Продовольственные товары имеют следующие особенности:

- это продукты в натуральном или переработанном виде;

- эти продукты находятся в гражданском обороте;

-продтовары употребляются человеком в пищу, то есть являются пищевыми продуктами;

-включают в себя, в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания.

Основные правовые дефиниции категории «продовольственные товары» обозначены главным образом в Федеральном законе от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», который регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека:

- пищевые продукты - это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;

- продукты детского питания - предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты;

- продукты диетического питания - предназначенные для лечебного и профилактического питания пищевые продукты;

- пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;

- биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов;

- технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие);

- и др.

Согласно Номенклатуре товаров, определяющих классы товаров (в целях определения типов розничных рынков), утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 26.02.2007 № 56, определяющей их классы, к продуктам питания относятся:

- продукция сахарной и хлебопекарной промышленности;

- изделия кондитерские сахаристые;

- изделия кондитерские мучные;

- продукция масложировой промышленности и моющие средства на жировой основе, продукция макаронной промышленности (за исключением средств моющих на жировой основе); продукция консервной и овощесушильной промышленности;

- продукция производства безалкогольных напитков и минеральных вод;

- крахмал сухой и модифицированный;

- декстрины;

- саго;

- патока крахмальная и глюкоза;

- продукция чайной, соляной, табачно-махорочной промышленности;

- улов рыбы (без китов, морского зверя, морепродуктов и ракообразных);

- мука;

- крупа

- и др.

В форме федерального статистического наблюдения № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли»1 в товарной группе «Пищевые продукты, напитки и табачные изделия» обозначены:

- свежие фрукты, овощи, картофель, орехи (без переработанных фруктов, овощей, орехов), из них: свежий картофель и свежие овощи;

- мясо и мясные продукты, из них: мясо животных (в том числе говядина, телятина, свинина, баранина, прочие виды мяса), мясо домашней птицы, продукты из мяса и мяса птицы (из них: изделия колбасные вареные, сосиски и сардельки, колбасы полукопченые (включая из мяса птицы), колбасы сырокопченые, копчености, полуфабрикаты мясные), консервы из мяса и мяса птицы;

- рыба, ракообразные и моллюски, из них: консервы из рыбы и морепродуктов, рыба живая и охлажденная, рыба замороженная разделанная, рыба замороженная неразделанная, рыба соленая, маринованная, копченая, икра рыб, морепродукты пищевые;

- хлеб и хлебобулочные изделия;

- мучные кондитерские изделия ;

- кондитерские изделия, включая шоколад;

- мороженое и замороженные десерты;

- алкогольные напитки;

- безалкогольные напитки, из них: фруктовые и овощные соки, минеральные воды;

- табачные изделия;

- молочные продукты и яйц, из них: молочные продукты (сыры жирные, консервы молочные сухие, сублимированные (из них: смеси сухие молочные для детского питания)), молоко питьевое, молочные напитки, сметана, творог, продукция кисломолочная (йогурты);

- пищевые масла и жиры, из них: животные масла и жиры (масло крестьянское, масло вологодское, масло любительское, масло сливочное с наполнителями масло топленое), растительные масла (подсолнечное, оливковое, льняное, кукурузное), маргариновая продукция;

- мука и макаронные изделия, из них: мука (мука пшеничная, мука ржано-пшеничная), макаронные изделия;

- крупа, из нее: рис, пшено (шлифованное), гречневая, горох (лущеный), перловая и овсяная, манная;

- соль;

- переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи, из них: консервы овощные (кроме соков), консервы фруктовые и ягодные (кроме соков);

- сахар;

- чай, кофе, какао;

- прочие пищевые продукты, не включенные в вышеприведенные группировки.

В соответствии с п. 2.4.1 ГОСТ Р 51074-20032 продукт детского питания - это пищевой продукт, предназначенный для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающий физиологическим потребностям детского организма.

Продукты детского питания в соответствии с положениями СанПиН 2.3.2.1078-013 включают в себя:

- продукты питания для детей раннего возраста;

- продукты для питания дошкольников и школьников;

- специализированные продукты для лечебного питания детей.

В разделе 9 этих же санитарных правил СанПиН 2.3.2.1078-01 определяется, что:

- продукты детского питания - это предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты;

- продукты диетического питания - предназначенные для лечебного и профилактического питания пищевые продукты;

- продовольственное сырье - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов;

- пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;

- биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Там же приведены определения таких понятий, как пробиотические продукты; пробиотические микроорганизмы; пребиотики; генетически модифицированные организмы; генетически модифицированные источники пищи.

Вода питьевая фасованная (бутилированная), как указывается в п. 4.22 ГОСТ Р 51074-2003, бывает:

- по виду - артезианская, родниковая (ключевая), речная, озерная ледниковая);

- по типу - газированная, негазированная.

Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

К алкогольной продукции относятся:

- спирт этиловый питьевой;

- водка;

- ликероводочные изделия;

- коньяки;

- бренди;

- виски;

- винные напитки;

- кальвадосы;

- слабоалкогольная продукция (с содержанием этилового спирта не более 9 процентов) (приготовление из соков, концентратов соков, продуктов пчеловодства, спиртов (виноградного, плодового, этилового ректификованного), сахара и его заменителей с добавлением пищевкусовых добавок, красителей, воды и других компонентов, включая джин-тоник);

- вина виноградные и плодовые;

-иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента от объема алкогольной продукции.

Пиво, согласно положениям ГОСТ Р 53358-20094, алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Основные категории пива, обозначенные в положениях ГОСТ Р 53358-2009:

-специальное пиво - пиво, получаемое в результате брожения пивного сусла из солода и/или зернопродуктов, пивоваренного хмеля и/или хмелепродуктов или из пива без его переработки, изменяющей органолептические и физико-химические показатели пива, с применением сахаросодержащих продуктов, и/или продуктов их переработки, и/или вкусоароматических добавок (при этом специальное пиво должно быть приготовлено без добавления этилового спирта и содержание пива в специальном пиве должно быть не менее 80 процентов);

- безалкогольное пиво - пиво с объемной долей этилового спирта не более 0,5 процентов;

- пшеничное пиво - пиво, в составе сырья которого пшеничный солод составляет не менее 50 процентов от общего количества применяемого солода;

- светлое пиво - пиво с цветом от 0,2 до 2,5 цветовых единиц (единица цвета, соответствующая цвету раствора из 100 куб. см воды и 1 куб. см раствора йода концентрацией 0,1 моль/куб. дм) или от 3,4 до 31 единиц ЕВС (ЕВС - условная единица цвета пива, принятая Европейской пивоваренной конвенцией и рассчитываемая на основе измерения оптической плотности пива);

- темное пиво - пиво с цветом более 2,5 цветовых единиц или более 31 единиц ЕВС;

- пастеризованное пиво - пиво, полученное в результате его тепловой обработки, обладающее повышенной биологической стойкостью (является нескоропортящимся продуктом).

К безалкогольным напиткам относятся:

- бутилированная питьевая вода;

- овощные и фруктовые соки;

- минеральная вода;

- прочие безалкогольные напитки, кроме безалкогольного пива, молока, чая и кофе.

К пищевым добавкам относятся:

- кислоты, основания и соли;

- консерванты;

- антиокислители;

- пищевые добавки, препятствующие слеживанию и комкованию;

- стабилизаторы консистенции, эмульгаторы, загустители, текстураторы и связующие агенты;

- улучшители для муки и хлеба;

- красители;

- фиксаторы цвета;

- глазирователи;

- пищевые добавки, усиливающие и модифицирующие вкус и аромат пищевого продукта;

- подсластители;

- носители-наполнители и растворители-наполнители;

- ароматизаторы.

Таким образом, все вышеперечисленные продукты можно объединить в одну группу «продовольственные товары».

В то же время, при определении продуктовых границ товарного рынка необходимо учесть, что торговые организации всегда торгуют смешанным ассортиментом, а их оборот традиционно складывается из общего объема реализации продовольственных товаров.

При этом розничная торговля предполагает аккумулирование предложения множества разных видов продовольственных товаров, разных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по их выбору и приобретению.

С другой стороны, на практике в большинстве случаев покупатели, исходя из своих потребностей, также приобретают в торговых сетях совокупность представленных товаров. При этом широта ассортимента продовольственных товаров, предлагаемых объектом торговли, влияет на её привлекательность для потребителей.

В этой связи, розничная торговля имеет черты, делающие применимым понятие «услуги».

3. Определение взаимозаменяемости товара.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из пункта 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). Из содержания данной правовой нормы следует, что при определении товарных групп в первую очередь необходимо ориентироваться на готовность потребителей заменять продовольственные товары на другие товары.

Покупатель (приобретатель): физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товары и услуги (ГОСТ Р 51303-2013).

Розничный покупатель (потребитель): покупатель - физическое лицо, кроме индивидуальных предпринимателей, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее для использования товаров исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ГОСТ Р 51303-2013).

Покупателями приобретают продовольственные товары преимущественно для личного использования, с целью употребления в пищу, следовательно, являются жизненно необходимыми товарами, функциональное назначение которых утрачивается в ходе его потребления.

Продовольственные товары по своим функциональным назначениям не могут быть сравнимы с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Учитывая изложенное, использование метода «тест гипотетического монополиста» является нецелесообразным и неприменимым к услугами розничной торговли продовольственными товарами.

4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.1 процедура определения географических границ товарного рынка включает:

предварительное определение географических границ рынка;

выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

1. Предварительное определение географических границ рынка.

В соответствии с положениями пункта 4.2 Порядка предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, в котором действуют хозяйствующие субъекты.

В данном случае рассматривается деятельность хозяйствующих субъектов в административных границах муниципальных образований и городских округов Чувашской Республики.

2. Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара потребителем.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Исходя из нормы, размещение торговых объектов на указанной территории происходит исходя из потребностей в продовольственных товарах.

Кроме того, покупатели заинтересованы в том, чтобы иметь возможность приобрести продовольственные товары в любое время, не неся значительных расходов на поиск и приобретение товара («шаговая доступность»).

Организация торговли предполагает продажу продовольственных товаров в специально оборудованном здании или части здания, строении или части строения, сооружении или части сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

При этом предполагается движение покупателей к продавцам услуги.

Объекты торговли не являющиеся торговой сетью, организуют торговлю либо в месте организации производства без возможности транспортировки продуктов в иные районы, либо в месте государственной регистрации лица, осуществляющего продажу продовольственных товаров.

Организация торговли по средством торговой сети предполагает наличие возможности организации расположения объектов торговли в нескольких муниципальных районах и наличии возможности транспортировки продовольственных товаров от места хранения (складирования) до места торговли.

Учитывая, что практически в каждом муниципальной районе помимо основных («местных») торговых объектов присутствует торговая сеть, как регионального так и федерального значения, ценообразование в которых на продовольственные товары вне зависимости от месторасположения муниципального района единая, объединение районов продаж является нецелесообразным.

В соответствии с Методикой расчета объема всех продовольственных товаров, расчет производится по границам муниципального района, городского округа субъекта Российской Федерации в понимании территориального деления.

3. Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

В таблице 1 представлено административно-территориальное деление муниципальных районов и городских округов.

 

Таблица №1

Городские округа

г. Чебоксары

г. Алатырь

г. Канаш

г. Новочебоксарск

г. Шумерля

Муниципальные районы

Алатырский

Аликовский

Батыревский

Вурнарский

Ибресинский

Канашский

Козловский

Комсомольский

Красноармейский

Красночетайский

Мариинско-Посадский

Моргаушский

Порецкий

Урмарский

Цивильский

Чебоксарский

Шемуршинский

Шумерлинский

Ядринский

Яльчикский

Янтиковский

Исходя из вышеизложенного в качестве географических границ товарного рынка, для целей настоящего анализа принимаются границы муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации – Чувашской Республики.

5. СОСТАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцами на рынке розничной торговли продовольственными товарами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие приобретение и продажу товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Покупателями на рынке розничной торговли продовольственными товарами являются физические лица, приобретающие продовольственные товары единичного количества преимущественно для личного использования.

В исследуемый временной интервал в Чувашской Республике деятельность на рынке розничной торговли осуществлялся следующими хозяйствующими субъектами, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети:

Полное наименование хозяйствующего субъекта

Наименование торговой сети

Юридический и фактический адрес

ИНН

1

ООО «Смак-Гурмэ»,

магазины «Смак»

г. Чебоксары, пр. 9-й Пятилетки, д. 5

2128706019

2

ООО «ТК ВМК»

магазины «Санар»

Канаш г, Восточный мкр, д. 15

2123011172

3

АО «Тандер»

магазины «Магнит», "Магнит у дома", гипермаркет "Магнит"

Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Им. Леваневского, д. 185

2310031475

4

ООО «СПАР Миддл Волга»

магазины «Спар»

Область Нижегородская, г. Нижний Новгород, ул. Героя Попова, д. 43в

5258056945

5

Х5 RETAIL GROUP

магазины «Пятерочка», ГП «Карусель», «Перекресток»

Санкт-Петербург г., Невский проспект, д. 90/92 Москва г, Калитниковская Ср. ул, 28, строение 4

7825706086 7728029110

6

ООО «ТК Лето»

магазины "Победа"

Область Ульяновская, г. Ульяновск, ш. Московское, д. 6, Литер М, Этаж 2 пом. 3

7327067461

7

ООО "Лабиринт - Волга"

магазины "Красное и белое"

Область Нижегородская, г. Нижний Новгород, ул. Композитора Касьянова, д. 5, пом. П3

5260374864

8

ООО "Альбион - 2002"

магазины "Бристоль"

Область Нижегородская, г. Нижний Новгород, ул. Канавинская, д. 25

5257056036

9

ООО «Акконд-Торг» («Акконд-Агро»)

магазины "Акконд"

Чебоксары, Складской проезд, 1

2129064075

10

АО "ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ"

магазины "Йола-маркет"

г.Йошкар-Ола, Кокшайский пр., 44

1215027621

11

ООО «Мясокомбинат «Звениговский»

Магазин "Звениговский"

Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Шелангер,

1203005214

 

В соответствии с требованиями антимонопольного законодательства (статья 5 Закона о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 указанной статьи случаев.

В соответствии со статьей 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Таким образом, законодателем установлены пороговые значения долей хозяйствующих субъектов, превышение которых предполагает необходимость осуществления контроля.

Учитывая, что основная доля реализации продовольственных товаров осуществляется через объекты торговли по средством организации торговой сети, перечень указанных выше хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, является достаточным чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции.

Для целей настоящего исследования необходимость в установлении полного перечня продавцов отсутствует.

6. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

В соответствии с пунктами 6.1 Порядка расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);,

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Объем всех продовольственных товаров, реализованных в розничной торговле, в денежном выражении за финансовый год является показателем оборота розничной торговли продовольственными товарами, который приводится в фактических ценах продажи таких товаров, включающих в том числе торговую наценку, налог на добавленную стоимость и иные обязательные платежи (далее - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами).

Расчет общего оборота розничной торговли продовольственными товарами производится Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе данных федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках, по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 №305.

В соответствии с пунктом 13 Методики расчет доли оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными в отчетном году хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа производится конкретным хозяйствующим субъектом по формуле:

D = Т / О x 100% или Dмг = Т / Омг x 100%, где:

D, Dмг - доля объема продовольственных товаров в денежном выражении, реализованных хозяйствующим субъектом в отчетном году соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа;

Т - оборот розничной торговли продовольственными товарами конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), за отчетный год соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа;

О, Омг - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа.

Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2020 финансовый год на территории Чувашской Республики составил 69326,7 млн. рублей, с разбивкой по городским округам и муниципальным районам представлен в приложении к настоящему анализу.

Информация по расчету объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов (расчёт долей производился в отношении крупнейших продавцов — торговых сетей) также представлен в приложении к настоящему анализу .

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

в) иные показатели рыночной концентрации.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при < 45% или HHI < 1000.

Согласно проведенным расчетам коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на одинаковые уровни концентрации товарного рынка, в силу чего иные характеристики рассматриваемого рынка, перечисленных в пунктах 9.3 - 9.5 Порядка. При принятии решения о типе рынка не учитываются.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА ТОВАРНЫЙ РЫНОК

Определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой процедуру выявления обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

При анализе состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли продовольственными товарами за период 01.01.2020 – 31.12.2020 в Чувашской Республике установлены следующие барьеры входа на рынок:

1. экономические ограничения:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема реализации, обуславливающего для хозяйствующего субъекта более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема реализации;

2. административные ограничения, в том числе:

– ограничения, установленные статьей 14 Закона о торговле. Согласно названной статьи хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:

- соблюдение санитарных норм.

Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рынок с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, расширить свои производственные мощности, а также возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение первоначальных затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, год и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

По результатам проведенного исследования установлено следующее:

1) Временной интервал исследования товарного рынка – с 01.01.2020 по 31.12.2020.

2) Продуктовые границы определены как услуги розничной торговли продовольственными товарами.

3) Географические границы совпадают с административными границами муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

4) На рассматриваемом рынке в установленных локальных географических границах Чувашской Республики доминирующее положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации торговли по средством торговой сети не установлено, поскольку не достигнуто пороговое значение доли в 35%.

При этом установлено превышение порогового значения в 25%, установленного статьей 14 Закона о торговле АО «Тандер» (Козловский, Шемуршинский и Янтиковский районы), X5 Retail Group (Комсомольский, Мариинско-Посадский, Шемуршинский районы г. Новочебоксарск), ООО «Альбион-2002» (Шемуршнский район), что свидетельствует о необходимости осуществления контроля за деятельностью указанных хозяйствующих субъектов.

5) Рынок услуг розничной реализации продовольственными товарами:

с высоким уровнем рыночной концентрации (Шемуршинский район)

с умеренным уровнем концентрации (Мариинско-Посадский район, г. Новочебоксарск)

с низким уровнем концентрации (г. Чебоксары, г. Алатырь, г. Канаш,г. Шумерля, Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шумерлинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский).

6) Барьеры входа на рынок розничной реализации продовольственными товарами торговыми сетями являются труднопреодолимыми. Доступ на указанный рынок новых конкурентов затруднен, в связи с чем размеры долей на изучаемом рынке указанных хозяйствующих субъектов будут подвержены малозначительным изменениям.

 

   
   

1 Приказ Росстата от 22.07.2019 № 418 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики»

2 ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст).

3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001)

4 "ГОСТ Р 53358-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пивоварения. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 07.07.2009 № 235-ст)