Выписка из аналитического отчета по результатам анализа оптового рынка хлеба в селе Красные Четаи Чувашской Республики за 2019 год и перовое полугодие 2020 года

Анализ хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики проведен в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, в том числе занимающими доминирующее положение, а также в связи с поступлением заявления гр. «…» о росте цен на хлеб в селе Красные Четаи Чувашской Республики.

Анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

и) составление аналитического отчета.

а) Определение временного интервала исследования товарного рынка.

         Временной интервал исследования – 2019 год – первое полугодие 2020 года, обусловлен необходимостью проведения анализа состояния конкуренции, расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке хлеба, выявления причин их изменения в зависимости от уровня концентрации соответствующего рынка. 

Согласно ч. 8, 9 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.3 Порядка при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка, в том числе периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством приобретателей в эти периоды.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Интервал исследования определен в пределах 2019 год – первое полугодие 2020 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 б) Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности данный товар представляет собой самостоятельную товарную группу:

- код ОКВЭД («ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 10.71 Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения

Эта группировка включает:

- производство хлебобулочных изделий: хлеба и булочек, мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, фруктовых пирожных, блинов, вафель и т.д.

10.71.1 производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения.

Вне рассматриваемой товарной группы заменителей хлебу и хлебобулочным изделиям по цели потребления нет. Хлеб является товаром первой необходимости.

В соответствии с Правилами установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 (далее - Правила № 530) хлеб ржаной, ржано-пшеничный, а также хлеб и булочные изделия из пшеничной муки являются социально значимыми продовольственными товарами.

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.

Несмотря на имеющий место рост цен на хлеб в последние годы, потребление хлеба населением не сокращается.

Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как хлеб ржано-пшеничный (хлебобулочные изделия недлительного хранения из ржаной и пшеничной муки различных сортов и их смесей). Далее по тексту анализа – хлеб, ржано-пшеничный хлеб.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предметом настоящего анализа рынка, в соответствии с целью настоящего исследования является оптовый рынок хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики за 2019 год и перовое полугодие 2020 года хлеба.

Таким образом, продуктовыми границами является оптовый рынок хлеба.

в) Определение географических границ товарного рынка.

         В начале исследования географические границы рынка в соответствии с п. 4.1 Порядка предварительно были определены в административных границах села Красные Четаи Чувашской Республики.

В ходе исследования, при анализе состава продавцов, покупателей, информации о производстве и каналах реализации продукции, о ввозе и вывозе продукции, после выявления условий обращения товара согласно п. 4.2 Порядка были уточнены географические границы рынка.

В соответствии с п. 4.2, 4.3 Порядка при определении географических границ рынка учтены следующие факторы:

- структура товаропотоков характеризуется низкими объемами вывоза (менее 5 % всей товарной массы);

- транспортировка товара ограничена краткими сроками хранения и реализации;

- существуют отработанные организационно-транспортные схемы приобретения товара, сложившиеся хозяйственные связи;

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (потребительские предпочтения): сорта хлеба чувашских производителей наиболее популярны у потребителей, представлены во всех торговых сетях.

При определении географических границ с учетом цели проводимого анализа, применялся метод установления фактических районов производства и поставок хлеба, а именно местоположения продовольственных магазинов, а также хлебозаводов, осуществляющих производство товара на рассматриваемом рынке, а также наличие многолетних хозяйственных связей между участниками рынка.

         При проведении анализа товаропотоков установлено, что на уровне оптовых поставок основными покупателями хлеба являются непосредственно торговые сети и продовольственные магазины села, также в селе востребована выездная торговля.

Хлеб местного районного производства, а также близлежащих районов поставляется как в торговые сети, так и в небольшие продовольственные магазины.

Торговые сети сообщают, что выбор поставщика хлеба и хлебобулочных изделий ограничен, в связи с тем, что на данную географию поставки осуществляет ограниченное количество производителей.

Анализ вышеприведенных факторов, в совокупности с целью проведения настоящего анализа позволяет рассматривать рынок хлеба в административных границах села Красные Четаи Чувашской Республики.

         Таким образом, географическими границами исследуемого рынка хлеба являются административные границы села Красные Четаи Чувашской Республики.

  г) Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

Продавцы.

Поставка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в  продовольственные магазины села Красные Четаи Чувашской Республики осуществляется следующими хозяйствующими субъектами:

- АО «Чебоксарский хлебозавод №2» (Чебоксары, ул. 324 Стрелковой Дивизии, д. 19а);

- ОАО «Шумерлинский хлебозавод» (г. Шумерля, Сурский проезд, д.25);

- ООО «Четайское» (Красночетайский район, с. Красные Четаи, ул. Заводская 3);

- ООО «Мир Вкуса» (г. Чебоксары, б-р А.Миттова, д. 1, корп. 1, кв. 21)

Количество и ассортимент выпускаемой продукции варьирует, однако объектом исследования, в первую очередь, являются хозяйствующие субъекты, выпекающие необходимый минимум видов хлеба, т.н. социально-значимые (ржано-пшеничные) сорта хлеба.

Торговые сети при выборе производителя (оптового поставщика) хлеба и хлебобулочных изделий ориентируются на цены, устанавливаемые организацией, а также условия договора. Также, они считают, что цены на хлеб и хлебобулочные изделия являются обоснованными.

         Покупатели.

Реализация продукции производителями (продавцами) до конечного потребителя осуществляется по различным каналам, а именно оптовая поставка в торговые сети, продовольственные магазины. Также, популярна доставка хлеба и хлебобулочных изделий до потребителей посредством выездной торговли.                                                                        

         д) Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем, в соответствии с п. 6.1 Порядка использовались показатели объема продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Сведения об объемах реализации хлеба участниками рынка в натуральном и стоимостном выражении, о долях хозяйствующих субъектов представлены в таблице 1 (приложение к анализу).

Согласно приказу Государственного комитета по антимонопольной политике (ГКАП России) от 03.06.1994 N 67 "О Методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке" если товар на рынке однороден (т.е. с точки зрения свойств товара и наличия единого натурального показателя для исчисления объема товара), то объем реализации (поставок) следует оценивать в натуральных показателях.

Стоимостные показатели обычно используют для анализа дифференцированной продукции (сложные промышленные товары, услуги), так как натуральные показатели не обеспечат сопоставимости этих товаров или услуг.

При прочих равных условиях исчисление в натуральных показателях или в условных (расчетных) единицах предпочтительнее, так как позволяет устранить ценовые эффекты.

Таким образом, в основу расчетов товарного рынка берутся натуральные показатели объема товарного рынка.

Объем рынка рассчитан согласно имеющимся сведениям об исследуемом рынке, представленным хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство хлеба и хлебобулочных изделий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

По результатам расчета объема товарного рынка в географических границах села Красные Четаи Чувашской Республики доминирование занимает ООО «Четайское».

Доли хозяйствующих субъектов, действующих на оптовом рынке хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики, являются стабильными в течение длительного периода (более 1 года), кроме того, сохраняется ранжирование хозяйствующих субъектов по долям, занимаемым на рынке.

За период с 2019 года по первое полугодие 2020 года доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики, практически не изменились (Приложение 1).

Таким образом, установлено доминирование ООО «Четайское» на оптовом рынке хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики.

е) Определение уровня концентрации товарного рынка.

         Для определения уровня концентрации и типа рынка по уровню концентрации используются: 

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Определение коэффициента рыночной концентрации в 2019 году:

CR3= более 70%

Определение коэффициента рыночной концентрации в первом полугодии 2020 года:

CR3= более 70%

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана в 2019  году и первом полугодии 2020 года приведен в Приложении 2.

Согласно п. 7.2 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100%  или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70%  или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45%   или HHI < 1000.

         Таким образом, рынок хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики в целом является высококонцентрированным, с низко развитой конкуренцией. Количество действующих на рынке крупных  продавцов менее 5, индекс рыночной концентрации CR3 более 70%, а индекс Герфиндаля – Гиршмана:  2000 < HHI <10000.

        ж)  Барьеры входа на товарный рынок.

Согласно п. 8.2 Порядка к барьерам входа на рассматриваемый товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозсубъектами, действующими на рассматриваемом рынке (высокая стоимость кредитов);

- транспортные издержки (доставка в торговые объекты, в торговые сети);

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозсубъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства, при котором крупные хлебозаводы обеспечивают меньшую себестоимость единицы продукции, чем мелкие хлебозаводы);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- стандарты и предъявляемые к качеству требования (наличие ГОСТов, технических регламентов по производству хлеба).

         В Чувашской Республике значительное число мелких предприятий, производящих хлебобулочные изделия, доля которых на оптовом рынке хлеба составляет от 1 до 2 %.

         Кроме того, для рассматриваемого рынка характерны ограничения по спросу в связи с высокой степенью удовлетворенности спроса и существующими нормами потребления хлеба. Крупные хозяйствующее субъекты, действующие на рынке, имеют преимущества по расширению производственных мощностей и увеличению объемов продаж, в т.ч. в крупных торговых сетях.

3) Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования – 2019 год – первое полугодие 2020 года.

Продуктовые границы - оптовый рынок хлеба.

Географические границы - административные границы села Красные Четаи Чувашской Республики.

По результатам проведенного исследования рынка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики установлено, что указанный рынок относится к типу рынка с недостаточно развитой конкуренцией и высоким уровнем рыночной концентрации.

Основную долю ржано-пшеничных сортов хлеба недлительного хранения в селе Красные Четаи Чувашской Республики реализует Красочетайский хлебозавод – ООО «Четайское».

Таким образом, существует необходимость наблюдения за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

«…»