Выписка из аналитического отчета по результатам анализа оптового рынка крупы гречневой в Чувашской Республике

Анализ рынка оптовой реализации крупы гречневой в Чувашской Республике проведен в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, в том числе занимающими доминирующее положение, а также в связи с поступлением материалов проверки прокуратуры Ленинского района Чувашской Республики о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «ТК «Андиго». 

Анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

и) составление аналитического отчета.

 

а) Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

         Временной интервал исследования – 2019 год и первое полугодие 2020 года, обусловлен необходимостью проведения анализа состояния конкуренции, расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оптовой реализации крупы гречневой, выявления причин их изменения в зависимости от уровня концентрации соответствующего рынка. 

Согласно частям 8, 9 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.3 Порядка при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка, в том числе периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством приобретателей в эти периоды.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Интервал исследования определен в пределах 2019 год - первое полугодие 2020 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

 б) Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)) данный товар представляет собой самостоятельную товарную группу: код ОКПД 10.61.32.113 Крупа гречневая.

В соответствии с Правилами установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 (далее - Правила № 530) крупа гречневая-ядрица является социально значимым продовольственным товаром.

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.

Таким образом, заменителей крупе гречневой по цели потребления нет. Крупа гречневая является товаром первой необходимости.

Товары первой необходимости – товары, спрос на которые не меняется даже при изменении уровня доходов населения.

Несмотря на имеющий место рост цен на крупу гречневую в последние годы, потребление гречки населением не сокращается.

В соответствии с главой 3 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-2009», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 769-ст (далее – Стандарт услуг торговли) установлены следующие определения:

-        услуга розничной торговли - результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи;

-        продажа товаров, реализация товаров - передача покупателю товаров на определенных условиях;

-        предприятие торговли - объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования (предприятие розничной торговли) или для последующей перепродажи товаров, или профессионального использования (предприятие оптовой торговли).

Определение оптовой и розничной торговли приведено в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Следуя вышеназванной норме закона:

- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

-  оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В связи с тем, что ООО «ТК «Андиго» является оптовым поставщиком круп в Чувашской Республике, анализ проводится на рынке оптовой торговли.

Код ОКВЭД ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)) 46.38.24 Торговля оптовая крупами.

Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка в соответствии с целью настоящего исследования определены как оптовая реализация крупы гречневой.

 

в) Определение географических границ товарного рынка.

 

         В начале исследования географические границы рынка в соответствии с п. 4.1 Порядка предварительно были определены в административных границах Чувашской Республики.

В ходе исследования, при анализе состава продавцов, покупателей, информации о производстве и каналах реализации продукции, о ввозе и вывозе продукции, после выявления условий обращения товара согласно п. 4.2 Порядка были уточнены географические границы рынка.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Порядка при определении географических границ рынка учтены следующие факторы:

- структура товаропотоков характеризуется низкими объемами вывоза (менее 5 % всей товарной массы);

- транспортировка товара ограничена краткими сроками хранения и реализации;

- существуют отработанные организационно-транспортные схемы приобретения товара, сложившиеся хозяйственные связи;

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (потребительские предпочтения): крупа гречневая является товаром первой необходимости и представлена во всех продовольственных магазинах.

При определении географических границ с учетом цели проводимого анализа, применялся метод установления фактических районов продажи крупы гречневой в Чувашской Республике, в том числе непосредственно крупные торговые сети, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, потребительские общества, индивидуальные предприниматели, расположенные на территории Чувашской Республики.

Таким образом, на уровне оптовых поставок рынок Чувашской Республики является региональным, что обусловлено потребительскими свойствами и условиями реализации и хранения товара, наличием информации о ценах на товар в регионе.   

Анализ вышеприведенных факторов позволяет рассматривать рынок крупы гречневой в административных границах региона.

         Таким образом, географическими границами исследуемого рынка крупы гречневой являются административные границы Чувашской Республики.

 

  г) Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

        

Продавцы.

 

Основными оптовыми продавцами крупы гречневой в Чувашскую Республику являются оптовые поставщики. Вместе с тем, крупные торговые сети практикуют поставку товаров от производителя, что снижает стоимость товара для конечного потребителя.

Таким образом, продавцами крупы гречневой в Чувашскую Республику выступают следующие производители и оптовые поставщики:

  1. АО "МАКФА" (123001, МОСКВА ГОРОД, ПЕРЕУЛОК ВСПОЛЬНЫЙ, ДОМ 5, СТРОЕНИЕ 1, ОФИС 1);
  2. ООО "Ресурс" (457000, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАЙОН УВЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛОК УВЕЛЬСКИЙ, УЛИЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ, 59);
  3. ООО "Первая Крупяная Компания" (630541, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, МО Мичуринский сельсовет, поселок Элитный, ул. Липовая, д. 10);
  4. ООО "Мистраль Трейдинг" (119285, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПУДОВКИНА, 4);
  5. ООО "Агро-Альянс" (197373, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, ПРОСПЕКТ ШУВАЛОВСКИЙ, 28(;
  6. ООО "Компания "АНГСТРЕМ Трейдинг"(198035, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА ШОТЛАНДСКАЯ, ДОМ 6, ЛИТЕРА А, ПОМЕЩЕНИЕ 300);
  7. ООО "ТД АС" (656043, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, ГОРОД БАРНАУЛ, ПРОСПЕКТ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ, ДОМ 15, ОФИС Н-32);
  8. ООО " Дары полей" (410080, Саратовская обл., г. Саратов, Сокурский тракт, б/н, территория ООО ""Георгиевский");
  9. АО "Петрофаск" (196084, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, УЛИЦА КИЕВСКАЯ, 5, к. 10,11);
  10. ООО "Русагро-Сахар" (392036, ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТАМБОВ, УЛИЦА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ, 16, ОФИС 207);
  11. ООО Репьевский крупозавод» (119311, МОСКВА ГОРОД, ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО, ДОМ 8А, ЭТ ПОДВАЛ КОМ 16);
  12. ООО "Продсервис"429950, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, вл. 57Т, пом. 3, оф. 5
  13. ИП Гаврилова О.А.
  14. ИП Мешкова С.Г.
  15. ООО "ТК "Андиго" (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 3Г);
  16. ООО ТД Алтайская сказка (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина дом 39/14, офис 305);
  17. ООО Деметра (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7);
  18. ООО Фирма "Эхо"443109, Россия, г. Самара, ул. Товарная, д. 2);
  19. ООО "Скайфуд"(141304, Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 4а);
  20. ИП Зиятдинов М.М.(423820, Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, п. Сидоровка, Промзона База ООО "Колосс")
  21. ООО "БакалеяОпт НН" (603140, Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мотальный, д. 6);
  22. ООО "Сударушка"(394040, Россия, г. Воронеж, ул. Латненская, д. 5);
  23. АО "Алтайская крупа"(659540, Россия, Алтайский край, Советский р-н, с. Советское, пер. Алтайский, д. 21);
  24. ООО "Крупа"429950, Россия, Чувашская Республика - Чувашия, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 57Т;
  25. ООО "Торговый Дом "Кристалл"(603002, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 83);
  26. ООО "СЕЛТИНГ"(241019, Россия, г. Брянск, пер. Осоавиахима, д. 3г);
  27. ООО "Квантсервер"(659318, Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Яминская, д. 4а);
  28. ООО "ТрейдАгро"(394040, Россия, РФ, Воронежская обл., г.Воронеж, ул.Латненская, д.5);
  29. ООО "ПАРУС-ПЛЮС" (424038, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 131В);
  30. ООО "Инрус"(г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 3, оф. 400);
  31. ООО «Столичная фабрика»(г. Казань, ул. Техническая, д. 9, оф. 20А);
  32. ООО "Сладкая жизнь плюс"(603058, г. Нижний Новгород, ул. Героя Попова, д. 43В, оф. 4);
  33. ООО "Чебоксарская универбаза"(428016, г. Чебоксары, Ишлейский пр-зд, д. 11);
  34. ЗАО "БКХП №1"(423236, Россия, Республика Татарстан,Бугульминский район, г. Бугульма, ул. 14 Павших, д. 56);
  35. ООО "ТД "Холдинг"(350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/4);
  36. ООО "Джуса-А"(446031, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Тополиная, 2);
  37. ООО "Тополь"(656008, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 252);
  38. ЗАО "Цитадель" (305022, г. Курск, ул. 1-я Щигровая, д. 52);
  39. ООО "ТД Инвестпром опт" (344002, г. Ростов-на-Дону, Соборный пер, д. 19, оф. 309);
  40. ООО "Основа ПТО" (344111, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, д. 2а, лит. Г).

Участниками рынка, доля которых на товарном рынке составляет более

1% являются :

АО "МАКФА"

ООО "Ресурс"

ООО "Мистраль Трейдинг"

ООО "Агро-Альянс"

ООО "Компания "АНГСТРЕМ Трейдинг"

ООО "ТД АС"   

ООО "Русагро-Сахар"        

ООО "Продсервис"

ИП Мешкова С.Г.

ООО "ТК "Андиго"

ООО ТД Алтайская сказка

ООО Фирма "Эхо"

ООО "Скайфуд"

ИП Зиятдинов М.М.

ООО "БакалеяОпт НН"

ООО "Сударушка"

АО "Алтайская крупа"

ООО "Крупа"

ООО "Торговый Дом "Кристалл"

ЗАО "БКХП №1"        

ООО "ТД "Холдинг"

 

         Покупатели.

 

Реализация продукции производителями (продавцами) осуществляется по различным каналам, а именно:

- оптовая реализация продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- оптовая поставка в торговые сети: ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», ООО «САХАРОК», ООО «СМАК-Гурмэ» и др.

- оптовая реализация (поставка) продукции предприятиям общепита государственных и муниципальных учреждений.

                                                                                              

         д) Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

При расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем, в соответствии с п. 6.1 Порядка использовался показатель объема продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Сведения об объемах оптовой реализации крупы гречневой в Чувашскую Республику участниками рынка, о долях хозяйствующих субъектов представлены в таблице 1 (приложение к анализу).

При прочих равных условиях исчисление в натуральных показателях или в условных (расчетных) единицах предпочтительнее, так как позволяет устранить ценовые эффекты.

Стоимостные показатели обычно используют для анализа дифференцированной продукции (сложные промышленные товары, услуги), так как натуральные показатели не обеспечат сопоставимости этих товаров или услуг.

Согласно приказу Государственного комитета по антимонопольной политике (ГКАП России) от 03.06.1994 N 67 "О Методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке" если товар на рынке однороден (т.е. с точки зрения свойств товара и наличия единого натурального показателя для исчисления объема товара), то объем реализации (поставок) следует оценивать в натуральных показателях.

Таким образом, в основу расчетов товарного рынка берутся натуральные показатели объема товарного рынка.

Объем рынка рассчитан согласно имеющимся сведениям об исследуемом рынке, представленным торговыми сетями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовую продажу крупы гречневой.

 

Доли хозяйствующих субъектов, действующих на оптовом рынке реализации крупы гречневой на территории Чувашской Республики, вцелом являются относительно стабильными в течение длительного периода (более 1 года), ранжирование хозяйствующих субъектов по долям, занимаемым на рынке сохраняется. Вместе с тем, доли крупных хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации крупы гречневой за период с 2019 года по первое полугодие 2020 года подвержены незначительным изменениям, что связано с закупкой круп торговыми сетями на торговых площадках. (Таблица 2 приложения к анализу).

 

е) Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

         Для определения уровня концентрации и типа рынка по уровню концентрации используются: 

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

Определение коэффициента рыночной концентрации в 2019 году

 

Коэффициент рыночной концентрации СR3

 

Доли крупнейших хозяйствующих субъектов в 2019 году

CR  = 33,88

 

 

16,69 (ООО "Ресурс")

9,09 (ООО "Агро-Альянс")

8,1 (ЗАО "БКХП №1")

 

 

Определение коэффициента рыночной концентрации в первом полугодии 2020 года

 

Коэффициент рыночной концентрации СR3

 

Доли крупнейших хозяйствующих субъектов в первом полугодии 2020 года

 

CR  = 35,88

 

 

18,33 (ООО "Ресурс")

8,17 (ООО "Агро-Альянс")

9,38 (ООО «Сударушка»)

 

 

 

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

        

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана в 2019 году и первом полугодии 2020 года приведен в Таблице 3 Приложения к анализу рынка.

Согласно п. 7.2 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100%  или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70%  или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45%   или HHI < 1000.

         Таким образом, рынок оптовой реализации крупы гречневой на территории Чувашской Республики в 2019 году и первом полугодии 2020 года в целом является низкоконцентрированным, с развитой конкуренцией. Количество действующих на рынке крупных  продавцов более 20, индекс рыночной концентрации CR3 менее 45%, а индекс Герфиндаля – Гиршмана менее 1000.

 

        ж)  Барьеры входа на товарный рынок.

 

Согласно п. 8.2 Порядка к барьерам входа на рассматриваемый товарный рынок относятся:

 

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозсубъектами, действующими на рассматриваемом рынке (высокая стоимость кредитов);

- транспортные издержки (доставка в торговые объекты, в торговые сети);

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозсубъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема продаж (эффект масштаба поставок, при котором крупные поставщики (в том числе производители) обеспечивают наименьшую себестоимость единицы продукции);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

 

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- стандарты и предъявляемые к качеству требования (наличие ГОСТов, технических регламентов).

         Кроме того, для рассматриваемого рынка характерны ограничения по спросу в связи с высокой степенью удовлетворенности спроса и существующими нормами потребления крупы гречневой. Крупные хозяйствующее субъекты, действующие на рынке, имеют преимущества по расширению производственных мощностей и увеличению объемов продаж, в т.ч. в крупных торговых сетях.

 

3) Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

По результатам проведенного исследования оптовой реализации крупы гречневой в Чувашскую Республику за период с 2019 года по первое полугодие 2020 года установлено, что указанный рынок относится к типу рынка с развитой конкуренцией и низким уровнем рыночной концентрации.

Выводы:

По результатам проведенного анализа оптовой реализации крупы гречневой в Чувашскую Республику за период с 2019 года по первое полугодие 2020 года установлено следующее:

1. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как оптовая реализация крупы гречневой

2. Географическими границами являются административные границы Чувашской Республики.

3. На рассматриваемом рынке оптовой реализации крупы гречневой в Чувашскую Республику, осуществляет деятельность 40 хозяйствующих субъектов.

4. Рынок оптовой реализации крупы гречневой в Чувашскую Республику за период с 2019 года по первое полугодие 2020 года является рынком с низким уровнем концентрации и развитой конкуренцией.

5. Основным фактором, ограничивающим конкуренцию на данном товарном рынке, является наличие крупных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке.

 

«…»