Выписка из анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

Исследование проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Исследование проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства, на основании Приказа ФАС России от 29.12.2018 №1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы».

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);

4. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

5. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;

6. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641»;

7. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора»;

8. Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - ОКВЭД);

9. Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

10. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

11. Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

12. Приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

13. Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт ГОСТ Р 53692-2009);

14. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2017 № 557 «Об утверждении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской республики».

15. Постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 06.12.2018 №109-30/в «Об установлении предельных единых тарифов на услугу по обращению  с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике для ООО «МВК «Экоцентр» на 2019 год.

16. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления (утвержден заместителем Председателя Государственного комитета РФ по охране окружающей среды А.А. Соловьяновым 7 марта 1999 г.).

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно ч. 8, 9 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.3 Порядка при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка, в том числе периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством приобретателей в эти периоды.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Интервал исследования определен в пределах календарного года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала – 2019 год.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Согласно п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара.

В соответствии с Законом об отходах твердые коммунальные отходы - твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов, услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 - для сбора неопасных отходов и 38.12 - для сбора опасных отходов, далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 - услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и др.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходами, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что указанные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой наразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 – отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, 7 34 000 00 00 0 – отходы при предоставлении услуг населению, куда включены 7 31 100 00 00 0 отходы жилищ, 7 31 200 00 00 0 – отходы от уборки территории городских и сельских поселений, 7 31 900 00 00 0 – прочие твердые коммунальные отходы.

Законом об отходах установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы (термометры, гальванические элементы, люминесцентные лампы);

II класс - высокоопасные отходы (батареи аккумуляторов, автопокрышки, освинцованный кабель с медными жилами);

III класс - умеренно опасные отходы (масла, нефтепродукты, строительный мусор, битумная крошка);

IV класс - малоопасные отходы (остатки щебня и арматура, шпаклевка);

V класс - практически неопасные отходы (пластик, зола древесная, металл).

Отходы I - IV классов опасности: отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I-IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия, либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом технологического цикла отходов может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортирования, обезвреживанию,  обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Необходимо обратить внимание, что основной составляющей тарифа регионального оператора является сбор и транспортирование ТКО.

В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. (статья 1 Закона об отходах).

Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия специализированного автотранспорта, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не выявлены.

Таким образом, продуктовые границы определены как услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

3. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка необходимо учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89ФЗ, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее  - ЖК РФ) собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие  коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Население и юридические лица с положениями ЖК РФ и Закона об отходах, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны.

Согласно Закону об отходах зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

 Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации,  только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не   вправе отказываться от заключения таких договоров.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг  по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг  по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты зоны деятельности региональных операторов.

Согласно Территориальной схеме Чувашской Республики, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в регионе формируется новая система обращения с ТКО на всей территории Республики, без деления на зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

Зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО: вся территория Чувашской Республики

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг  по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать - Чувашская Республика.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты постоянно предоставляющие услуги  по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Таким образом, деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами или операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходов, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Согласно Правилам №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130

"О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" территориальная схема включает следующие разделы:

а) нахождение источников образования отходов;

б) количество образующихся отходов;

в) целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;

г) места накопления отходов;

д) места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

е) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

ж) схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

з) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

и) оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

к) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

л) сведения о зонах деятельности региональных операторов;

м) электронная модель территориальной схемы;

н) приложения.

Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты – транспортировщики определяются несколькими способами.

1)    Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), установлены порядок проведения торгов, по результатам которых  формируются цены на услуги по транспортированию  твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее  - соответственно – торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по  транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том случае, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Следует отметить, что в силу пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Таким образом, в случае если в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и в соглашении в субъектом Российской Федерации указано, что региональный оператор должен провести торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в отношении всей территории, региональный оператор обязан соблюдать указанные положения и провести торги в отношении всей территории субъекта Российской Федерации, соблюдая принципы, указанные в пункте 9 Правил № 1133.

Необходимо отметить, что пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 Правил № 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44 – ФЗ)), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133.

При этом Правилами № 1133 не предусмотрена возможность заключать договор на транспортирование ТКО с единственным поставщиком в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Таким образом, в случаях подпадающих под действие Правил № 1133, региональный оператор обязан провести торги по отбору оператора, оказывающего услуги по транспортированию ТКО, и такие торги должны быть проведены исключительно по процедуре Закона № 44-ФЗ.

2)    В соответствии с пунктом 13 Правил № 1133 в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

При этом под самостоятельным обеспечением транспортирования понимается выполнение работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Иная трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурсной процедуры, заложенной законодателем в пункте 13 Правил № 1133.

3)    Оставшиеся территории, не подпадающие под действие пункта 3 Правил № 1133, региональный оператор имеет право распределить по своему усмотрению – заключить с кем-то гражданско-правовой договор (например, аренда транспортного средства с экипажем), возить сам своими машинами, либо заключить договор с единственным поставщиком (в случаях, если он подпадает под действие Закона № 223-ФЗ).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в границах зоны деятельности региональных операторов осуществляется ими в соответствии с Правилами № 1156.

Покупателями товара (услуги) по транспортированию являются региональные операторы.

В 2017 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики провело конкурс по выбору регионального оператора и по его итогам подписало Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики с ООО «МВК «Экоцентр».

Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО ООО «МВК «Экоцентр», является покупателем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики.

Продавцами, на указанном товарном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.

В Чувашской Республике в 2019 году осуществляли деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следующие хозяйствующие субъекты:

  1. Акционерное общество «Специализированное автохозяйство» (428006, г. Чебоксары, ул. Заводская, д. 4);
  2. ООО «Экология» (429335, Российская Федерация, Чувашская Республика, г Канаш, ул. Карла Маркса, д. 7 офис 23);
  3. ООО «МАРИЯ» (429430, Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Калинина, дом 24, помещение 6);
  4. АО «Канашская городская ярмарка» (429330, Чувашская Республика, город Канаш, улица Московская, д. 13);
  5. ООО «Коммунальник» (429290, Чувашская Республика, Янтиковский район, с. Янтиково, ул. 40 лет Победы, д. 5);
  6. ООО «Чистый город» (428005, Российская Федерация, 21 Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Гражданская, дом 7, оф. 37)
  7. ООО «ПОЛИГОН» (429350, Российская Федерация, Чувашская Республика - Чувашия, Батыревский р-н., с. Батырево, ул. Ленина, 20);
  8. ИП Филиппова И.В. (428000, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, Ленина пр-кт)
  9. ООО «ТРАСТ-ВЕГА» (428022, Чувашская Республика – Чувашия, г. Чебоксары, шоссе Марпосадское, дом 1б, офис 202);
  10.  
  11.  
  12. МУП «ОП ЖКХ Порецкого района» (
  13. МУП ЖКУ Цивильского городского поселения (429900, Чувашская Республика- Чувашия, Цивильский р-н, Цивильск г., Карла Маркса ул., дом № 10).
  14. ООО «Гринсити» (428003, Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, улица Гагарина Ю., дом 15 корпус 1, офис 2).
  15. ООО «Ядринжилремсервис» (429060, Чувашская Республика - Чувашия, Ядринский район, город Ядрин, улица 50 лет Октября, 71 А ).
  16. ООО «Коммунальщик» (429430, Чувашская респ, Козловский р-н, г Козловка, улица Калинина, 24, пом. 6).
  17. ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии (429820,Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гагарина, д. 325).
  18. ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии (429430,Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Шоссейная, д.10).

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке.

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

На территории Чувашской Республики сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивают операторы твердых коммунальных отходов по заключенным договорам с региональным оператором, соответственно доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

«…»

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

Отмечаются следующие барьеры входа на товарный рынок:

1)   Административные ограничения (условия лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности; экологические ограничения, включение в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2)   Экономические ограничения (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

3)   Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Также, необходимо отметить, что Законом №89-ФЗ региональным операторам не запрещено привлекать к оказанию услуг по транспортированию ТКО своих аффилированных лиц.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

С целью оценки концентрации использовались коэффициенты СR3 и HHI.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

Расчет коэффициента рыночной концентрации CR3 и ННI приведен в Приложении 2.

 В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR3<= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR3< 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR3< 45% или HHI < 1000.

Коэффициент рыночной концентрации CR3=70,01%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и равен 2092,57, таким образом рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2019 году на территории Чувашской Республики можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

  1. Практика применения антимонопольного законодательства.

Управлением в порядке статьи 18.1 закона о защите конкуренции рассмотрено 17 жалоб на положения аукционной документации на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, проводимых ООО «МВК «Экоцентр» (региональный оператор по обращению с ТКО).

В ходе рассмотрения жалоб в действиях регионального оператора ТКО были установлены следующие нарушения законодательства:

- электронный аукцион объявлен не в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», а в порядке 223-ФЗ:

- организатором аукциона сокращен срок для подачи заявок, поскольку извещение с внесенными изменениями опубликовано менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствовало требованиям статьи 22 Закона о контрактной системе

- техническим заданием установлены источники образования ТКО и КГО, однако при этом описание объекта аукциона не содержит сведений о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии), что нарушает требование подпункта «в» пункта 12 Правил.

- также техническое задание не содержит конкретной информации о планируемое количество ТКО и КГО в зоне деятельности Регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

ООО «МВК «Экоцентр» были выданы предписания устранить допущенные нарушения путем аннулирования таких аукционов, которые были исполнены региональным оператором.

АС Чувашской Республики решение Чувашского УФАС России оставлено в силе (А79-14617/2018).

В связи с установленными нарушениями, на должностное лицо регионального оператора возбуждено 25 дел об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, директор регионального оператора привлечен к административной ответственности с назначением ему наказания в виде штрафа на общую сумму 75 000 рублей.

В октябре 2018 года Чувашским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики.

По результатам указанного анализа установлено, что на территории Чувашской Республики с 01.10.2018 года доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов занимает ООО «МВК «Экоцентр» - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики.

В связи с заявлениями хозяйствующих субъектов о неправомерных действиях регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «МВК «Экоцентр», Чувашским УФАС России за указанный период выдано 3 предупреждения, возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

2. По заявлению АО «Спецавтохозяйство» Чувашским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело № 19/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения пункта 10 части 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела в действиях (бездействии) ООО «МВК «Экоцентр» признано нарушение антимонопольного законодательства, в связи с непроведением ООО «МВК «Экоцентр» торгов по формированию цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Проведение торгов в форме аукциона в электронной форме установлено для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 года № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

В нарушение требований указанного постановления региональный оператор - ООО «МВК «Экоцентр» заключил договоры по транспортированию твердых коммунальных отходов с перевозчиками без торгов по начальной максимальной цене аукциона, от которой должны были проводиться торги на ее снижение. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что договоры с перевозчиками заключены по ненадлежащей цене.

Для устранения нарушения ООО «МВК «Экоцентр» выдано предписание, обязывающее регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики провести торги для определения цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов.

ООО «МВК «Экоцентр» не согласилось с принятым решением и предписанием и обжаловало их в Арбитражный суд Чувашской Республики (дело № А79 - 4326/2019). Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.08.2019г. заявление ООО «МВК «Экоцентр» оставлено без рассмотрения, в связи с ходатайством Общества о его оставлении без рассмотрения.

3. В связи с заявлениями ЗАО «Эверест» и ООО «Трейд Кэпитал Партнере» о навязывании им ООО «МВК «Экоцентр» невыгодных условий в направленном проекте договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающих способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов только по нормативу и не указанием фиксированной цены услуги в договоре, Чувашским УФАС России 15.10.2018 и 19.11.2018 ООО «МВК «Экоцентр» выданы предупреждения о прекращении неправомерных действий, которые содержат признаки нарушения, выразившиеся в отсутствии в проекте договора, направленного юридическим лицам фиксированной цены за предоставляемую услугу, а также отсутствии возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».

ООО «МВК «Экоцентр» предупреждения не исполнило и обжаловало их в Арбитражной суд Чувашской Республики (дело № A79-12913/2018, дело А79-14661/2018).

Решениями Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.04.2019г. по делу № А79-12913/2018 и от 15.05.2019 по делу № А79-14661/2018 ООО «МВК Экоцеитр» в удовлетворении заявления о признании недействительными предупреждений отказано.

Кроме того, наряду с заявлениями ЗАО «Эверест» и ООО «Трейд Кэпитал Партнере» в Чувашское УФАС России поступило заявление Депутата Государственного Совета Чувашской Республики по вопросу навязывания ООО «МВК Экоцентр» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям условия по расчету размера платы за услугу по обращению с ТКО, исходя только из нормативов накопления ТКО в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с неисполнением ООО «МВК «Экоцентр» выданных предупреждений о прекращении неправомерных действий, Чувашское УФАС России возбудило в отношении ООО «МВК «Экоцентр» дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения указанного дела Решением Чувашского УФАС России от 15.04.2019 по делу № 1/04-АМЗ-2019 действия ООО «МВК «Экоцентр» по навязыванию невыгодных условий в договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающем способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов только по нормативу и отсутствия условия о фиксированной цене услуги в договоре признаны нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. ООО «МВК «Экоцентр» выдано предписание об устранении нарушений, путем внесения изменений в проект договора, а также в заключенные с хозяйствующими субъектами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по расчету способа учета ТКО и указания фиксированной цены за предоставляемую услугу, с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 12.11. 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».

ООО «МВК «Экоцентр» в установленные сроки сообщило об исполнении предписания Чувашского УФАС России.

4. Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения обращения, поступившего из аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, сообщающего о заявлениях индивидуальных предпринимателей о несоответствии условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами антимонопольному законодательству, установило в действиях ООО «МВК «Экоцентр» признаки нарушения требований пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившиеся в отказе ООО «МВК «Экоцентр» включить в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами условия по оплате услуги,  исходя из фактического объема образующихся отходов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов.

Для устранения нарушения ООО «МВК «Экоцентр» выдано предупреждение, предлагающее внести изменения в типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении лиц, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов и опубликованию его на сайте, а также внести изменения в заключенные с хозяйствующими субъектами договоры, осуществляющими деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов. 

Выданное предупреждение ООО «МВК «Экоцентр» исполнено.

5. По результатам рассмотрения заявления ИП Замазкина С.Ю., в связи с наличием в действиях Кабинета Министров Чувашской Республики признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в направлении письма председателя Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2018 №02/01-121, несоответствующему нормам действующего законодательства, что может привести к созданию дискриминационных условий для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, Чувашское У ФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» письмом от 25.07.2019 № 05-04/5327 рекомендовало прекратить установленные признаки нарушения в срок до «06» августа 2019 года, путем отзыва письма председателя Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2018 №02/01-121.

В ответ на выданное предупреждение, письмом от 07.08.2019 № 02/01-121 Кабинет Министров Чувашской Республики сообщил, что письмо Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2018 № 02/01-121 отозвано. Выданное предупреждение ООО «МВК «Экоцентр» исполнено.

 

«…»