Выписка из аналитического отчета состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике за период 2012 - 1-ое полугодие 2014 гг.

Общие положения

Анализ состояния конкуренции на рынке производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике составлен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- "ГОСТ 7702.2.7-2013. Межгосударственный стандарт. Мясо птицы, субпродукты и полуфабрикаты из мяса птицы. Методы выявления бактерий рода Proteus" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1883-ст)

- общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2007, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее - ОКВЭД);

- общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 301);

Цель исследования - оценка состояния конкуренции на рынке производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике за 2012 - 1-ое полугодие 2014 гг.

Источниками исходной информации являются данные за период 2011 -                    1 полугодие 2014 гг., предоставленные от:

- Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики;

- КУП ЧР «Агро-Инновации»;

- хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике;

- информация, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет.

 

I. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

За временной интервал исследования рынка производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике были приняты 2012 – 1-е полугодие 2014 года. Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

II. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительно, товар, подлежащий исследованию, определен как мясо птицы и продукты из мяса птицы.

К основным видам продуктивной птицы в соответствии с ОКП относятся: куры, цыплята, утки, утята,  гуси, гусята, цесарки, индейки, индюшата.

Для выработки мяса птицы используется сельскохозяйственная птица, предназначенная для убоя.

Мясо птицы – это туша или часть туши, полученная после убоя и первичной обработки птицы.  

К продуктам из мяса птицы относят такие как: котлеты, наггетсы, сосиски, колбаса, ветчина, пельмени, рулеты из мяса птицы, куриные палочки, зразы, шашлык, охлажденные и замороженные разрубы, мясо птицы в маринаде, тушки птицы и др.

Птичье мясо является источником полноценных белков, жира, минеральных веществ и витаминов. В нем содержатся все незаменимые в питании человека аминокислоты в оптимальном соотношении.  По своей питательности и усвояемости оно превосходит мясо других сельскохозяйственных животных.

В настоящее время мясо птицы стало самым дешевым по сравнению с говядиной, свининой и бараниной. Не что иное, как сравнительно низкие цены превратили мясо птицы из деликатеса в один из самых распространенных продуктов питания.

Разведение птицы экономически выгодно (высокие скороспелость (убойная масса достигается в 2-3 месячном возрасте) и выход, низкая себестоимость мяса птицы).

Птицефабрики, расположенные на территории исследуемого субъекта это, как правило, предприятия по производству мяса бройлеров, уток, индеек и гусей, узкоспециализированные, с высоким уровнем организации, механизации и автоматизации технологических процессов, большой производственной мощностью. Размеры птицефабрик, как правило, определяются потребностью населения в мясе, управляемостью предприятия, территориальными возможностями.

В рассматриваемом секторе, наибольших успехов добиваются предприятия, включающие в себя производство кормов, глубокую переработку мяса прямо на фабрике и сбыт продукции через собственную сеть, что и подтверждает ситуация на рынке производства продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике. Предприятия же, отвечающие исключительно за узкий цикл производства наименее прибыльны. 

Перечень предприятий по производству и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике указан ниже.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определяются как продукты из мяса птицы и мяса птицы.

 

III. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

«…»

 

Таким образом, на основании вышеуказанных исследований можно утверждать, что географические границы рынка реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы можно охарактеризовать как внутри субъектными или локальными, поскольку  фактический район продаж - преимущественно территория Чувашской Республики.

 

VI. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на товарном рынке

Объемы рынка производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике за период 2012 - 1-ое полугодие 2014 гг. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объемы производства, тонн

2012

Доля, %

2013

Доля, %

1/2 2014

Доля, %

1

ООО "Агрохолдинг "Юрма"

«…»

более 35%

«…»

более 35%

«…»

более 35%

2

ОАО "ППЗ "Канашский"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

3

ОАО "Чувашский бройлер"

«…»

более 35%

«…»

более 35%

«…»

более 35%

4

ОАО "ППФ "Урмарская"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

5

ОАО "Птицефабрика "Моргаушская"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

6

ООО "Птицефабрика Акашевская"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

Итого

25706,30

100

25104,782

100

13500,06

100

CR3

96,98

94,44

96,73

HH1

4007,6128

3514,32

3318,34

 

V. Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

  • выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интернированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

Для анализируемого рынка характерны следующие барьеры:

1. Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

2. Административные ограничения:

- стандарты и предъявляемые к качеству продуктов из мяса птицы и мясу птицы;

- сложная процедура получения земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности (для строительства новых предприятий, расширения производства и т.д.).

Иные барьеры:

- преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке перед потенциальными участниками товарного рынка в связи с наличием сложившихся хозяйственных связей участников рынка по производству и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы.

В течение рассматриваемого периода в Чувашской Республике новые предприятия на исследуемом товарном рынке не возникли.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Перспективами развития конкуренции на рынке производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике, является:

1.   Увеличение количества хозяйствующих субъектов, производящих высококачественные продукты из мяса птицы и мясо птицы.

2.   Преодоление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок  путем государственной поддержки новых хозяйствующих субъектов на данном рынке.

3.   Привлечение инвестиций, создание и поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры, развитие взаимодействия, сотрудничества производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

4.   Введение упрощенного порядка регистрации объектов сельскохозяйственного назначения по аналогии с дачной амнистией.

5.   Увеличение объемов и расширение ассортимента продовольствия, закупаемых для государственных, муниципальных нужд непосредственно у товаропроизводителей, для чего необходимо осуществлять мониторинг и контроль за формированием лотов при закупке одноименных товаров.

Рынок производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике подвержен влиянию различных факторов - микро- и макроэкономических, - т.к. зависит в первую очередь от двух основных условий - от количества и качества поголовья птицы и от конечного спроса со стороны потребителей на готовую продукцию.

В Чувашской Республике деятельность хозяйствующих субъектов на рынке производства продуктов из мяса птицы и мяса птицы осуществляется на основе договорных (контрактных) отношений и регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов при условии, что совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов.

На рынке производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в исследуемом субъекте за период 2012 - 1-ое полугодие 2014 гг. наибольшие доли занимают:

- ОАО "Чувашский бройлер";

- ООО "Агрохолдинг "Юрма";

- ООО «Птицефабрика Акашевская».

с общей долей за 2013 год – свыше 90% и за 1-ое полугодие 2014 – свыше 90%.

Таким образом, по результатам проведенного исследования установлено коллективное доминирующее положение трех хозяйствующих субъектов: ОАО "Чувашский бройлер", ООО "Агрохолдинг "Юрма" и ООО «Птицефабрика Акашевская».

Однако, на рынке производства и реализации продуктов из мяса птицы и мяса птицы в Чувашской Республике доля ООО «Птицефабрика Акашевская» имеет менее 35%, в связи с чем общество в Реестр не включается.

На основании проведенного анализа и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" необходимо рассмотреть вопрос о включении в указанный выше Реестр следующие хозяйствующие субъекты: ОАО "Чувашский бройлер" и ООО "Агрохолдинг "Юрма.

 

«…»