Выписка из аналитического отчета по обзору рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Чувашской Республики за 2012-2013 гг.

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен на основании приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр).

Результаты анализа могут быть использованы при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные:

- от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Чувашской Республике (далее – Росздравнадзор в Чувашской Республике);

- от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

1. Определение временного интервала

исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ).

Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012 и 2013 гг.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

– аптека готовых лекарственных форм;

– аптека производственная;

– аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

– аптечный пункт;

– аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

– приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

– приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

– приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных:

- муниципальными районами;

- городскими округами.

Предварительно географические границы рынка определяются в следующих административных границах (см. таблицу 1).

Таблица 1

Перечень

городских округов и муниципальных районов Чувашской Республики

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, чел.

2012

2013

1

Город Алатырь

37 518

37 042

2

Город Канаш

45 655

45 759

3

Город Новочебоксарск

124358

124 217

4

Город Чебоксары

470 896

475 481

5

Город Шумерля

31 101

30 798

6

Алатырский

16 659

16 301

7

Аликовский

17 654

17 274

8

Батыревский

37 727

36 939

9

Вурнарский

34 764

34 161

10

Ибресинский

25 440

25 026

11

Канашский

38 809

37 833

12

Козловский

21 192

20 873

13

Комсомольский

26 623

26 399

14

Красноармейский

15 558

15 300

15

Красночетайский

16 537

16 294

16

Мариинско-Посадский

23 757

23 552

17

Моргаушский

34 609

34 365

18

Порецкий

13 595

13 404

19

Урмарский

24 756

24 472

20

Цивильский

36 575

36 518

21

Чебоксарский

63 314

63 329

22

Шемуршинский

14 137

13 731

23

Шумерлинский

10 600

10 331

24

Ядринский

29 227

28 724

25

Яльчикский

19 814

19 297

26

Янтиковский

16 137

16 011

 

 

Согласно методическим рекомендациям по анализу состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2012-2013 гг. (письмо ФАС России от 19.02.2014 № АК/5633/14), для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных: муниципальными районами и городскими округами.

Географические границы могут уточняться с учетом особенностей размещения муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, фактических районов продаж, возможностей перемещения покупателей к продавцам и транспортных расходов.

Географические границы рынка определяются наличием поставщиков, которые имеют возможность поставлять товар внутри данной территории и возможностью потребителей приобретать товар на соответствующей территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат.

Аптечные пункты (киоски) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, как правило, размещены в городах (городских округах) и районных центрах муниципальных районов Чувашской Республики.

 

Таблица 2

Затраты

на проезд с возвратом в близлежащий населенный пункт

(альтернативное место продажи лекарств)

Населенный пункт (город, районный центр)

Ближайший населенный пункт (город, районный центр)

Расстояние (туда и обратно), км.

Цена за 1 км,

(руб.коп) *

Стоимость проезда, (руб. коп.)

Чебоксары

Новочебоксарск

-

отдельный тариф

38

Новочебоксарск

Чебоксары

-

отдельный тариф

38

Алатырь

Ардатов (Мордовия)

49

2,62

128,38

Аликово

Вурнары

71,2

2,62

186,544

Вурнары

Ибреси

52,4

2,62

137,288

Ибреси

Вурнары

52,4

2,62

137,288

Ядрин

Мограуши

89,4

2,62

234,228

Батырево

Шемурша

48

2,62

125,76

Шумерля

Порецкое

58

2,62

151,96

Канаш

Янтиково

38

2,62

99,56

Козловка

Урмары

110

2,62

288,2

Комсомольское

Батырево

52

2,62

136,24

Красноармейское

Цивильск

45,6

2,62

119,472

Красные Четаи

Шумерля

54

2,62

141,48

Мариинский Посад

Новочебоксарск

70

2,62

183,4

Моргауши

Чебоксары

90

2,62

235,8

Порецкое

Шумерля

82

2,62

214,84

Урмары

Козловка

110

2,62

288,2

Цивильск

Чебоксары

72

2,62

188,64

Кугеси

Чебоксары

20

2,62

52,4

Шемурша

Батырево

48

2,62

125,76

Яльчики

Батырево

74

2,62

193,88

Янтиково

Канаш

38

2,62

99,56

Примечание: * - согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. № 4 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом».

Данные таблицы 2 показывают, что издержки потребителя на приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий и сопутствующих товаров вне предварительно определенных географических границ являются существенными.

Таким образом, географическими границами окончательно выбраны административные границы муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), исследуемые рынки является локальными.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В приложении № 1 приведен перечень хозяйствующих субъектов в Чувашской Республике имеющие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) и фактически осуществлявшие свою деятельность в 2012 и 2013 гг.

В 2012 г. в Чувашской Республике осуществляли свою деятельность 50 хозяйствующих субъектов, имеющих 197 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил – 2 202 608,93 тыс. руб.

В 2013 г. в Чувашской Республике осуществляли свою деятельность 50 хозяйствующих субъектов, имеющих 197 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил – 3 242 637,41 тыс. руб. «…»

 

5. Расчет объема товарного рынка и

долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросам антимонопольных органов, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Таблица 3

Объем

рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями

медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого

городского округа и муниципального района:

№ п/п

Наименование городского округа

или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс. руб.

2012

2013

1

Город Алатырь

44 990,07

96 589,41

2

Город Канаш

163 346,70

170 999,20

3

Город Новочебоксарск

88 397,45

98 449,98

4

Город Чебоксары

1 014 981,00

1 234 627,00

5

Город Шумерля

57 083,95

68 391,28

6

Аликовский

19 050,00

22 339,00

7

Батыревский

59 572,22

69 123,01

8

Вурнарский

25 559,00

40 592,70

9

Ибресинский

26 953,70

17 455,25

10

Канашский

13 131,00

15 530,00

11

Козловский

289 618,40

941 005,90

12

Комсомольский

45 228,00

50 953,00

13

Красноармейский

18 154,00

15 590,00

14

Красночетайский

15 511,00

17 777,00

15

Мариинско-Посадский

12 367,56

18 965,80

16

Моргаушский

20 683,00

22 059,00

17

Порецкий

21 201,00

21 649,00

18

Урмарский

34 261,00

39 240,00

19

Цивильский

54 475,71

72 144,05

20

Чебоксарский

45 873,90

50 850,66

21

Шемуршинский

17 141,00

21 070,00

22

Ядринский

53 833,00

60 871,78

23

Яльчикский

40 170,00

53 135,00

24

Янтиковский

21 026,00

23 229,00

Всего по Чувашской Республике:

2 202 609,00

3 242 637,00

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

«…»

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами приведен в приложении № 5.

 

7. Результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в рынок г.Чебоксары относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 23 муниципальных районах и городских округах (Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Город Алатырь, Город Канаш, Город Новочебоксарск, Город Шумерля, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

«…»