Контроль размещения заказов в I полугодии 2012 года
В первом полугодии 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике поступило 139 жалоб (в первом полугодии 2011 г. – 138) на действия заказчика, конкурсной аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов. Из них Чувашское УФАС России рассмотрело 123, 8 жалоб отозваны заявителями и еще 8 возвращено в соответствии с законодательством о размещении заказов. Количество обоснованных жалоб составило 33 (27% от количества рассмотренных), а необоснованных – 90. В первом полугодии 2011 года – 55 (42%) и 77 соответственно.
По итогам рассмотрения 123 жалоб государственным и муниципальным заказчикам выдано 43 предписания (в первом полугодии 2011 года – 51).
Наибольшее число жалоб поступило на действия заказчика, конкурсной, аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов для муниципальных нужд – 54 жалобы.
В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок выявлено 48 заказов с нарушением действующего законодательства. Всего допущено 95 нарушений, в частности, 63 из них – это размещение информации с грубыми нарушениями.
За отчетный период государственными заказчиками направлены в Управление сведения о 20 недобросовестных поставщиках, из них: 18 участников размещения заказа уклонились от заключения государственного контракта, с 2 поставщиками контракт расторгнут по решению суда. Комиссия Чувашского УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включила 8 поставщиков (в первом полугодии 2011 г. – 2). На отчетную дату в реестре числятся 30 недобросовестных поставщиков.
Чувашским УФАС России за вышеуказанный период осуществлено 144 проверок (в первом полугодии 2011 г. – 37), в том числе 12 плановых и 132 внеплановых. В ходе проверок специалисты антимонопольного органа выявили 253 нарушения по 191 заказу.
К основным нарушениям, которые допускают заказчики и аукционные комиссии, относится составление документации с нарушениями действующего законодательства. В частности, в документации часто отсутствуют описания технических характеристик и потребительских свойств товаров, используемых при выполнении работ; нет обоснования начальной максимальной цены контракта. Кроме того, к товарам устанавливаются требования, приводящие к ограничению количества участников размещения заказов.
Анализ практики по рассмотрению жалоб в первом полугодии 2012 года также показывает, что фактов необоснованного отказа в допуске к участию в торгах практически не выявляются. Вместе с тем есть случаи, когда аукционная комиссия заказчика признает аукцион несостоявшимся в связи с допуском к участию в аукционе только одного участника размещения заказа и отказом всем другим. Такая ситуация чаще всего возникает из-за того, что документация об аукционе утверждается заказчиком с недостаточно понятными требованиями по техническому заданию относительно используемых материалов при выполнении строительных работ. Это вводит в заблуждение участников при составлении своих заявок.
Управление выдало 92 постановления о наложении административного штрафа (в первом полугодии 2011 г. – 123). Сумма штрафов в сфере контроля за размещением заказов составила 1426,3 тыс. рублей (в первом полугодии 2011 г. – 1 млн. 514,6 тыс. рублей).