Контроль антимонопольного законодательства в I квартале 2012 года

Категория отчета: Статистика и отчеты

     В I квартале 2012 года в Чувашское УФАС России поступило 119 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства. Как и в прошлом году, основная часть обращений приходится на нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей хозсубъектам злоупотреблять доминирующим положением. Из 48 поступивших обращений по этой статье 30 жалоб приходятся на действия энергосбытовых и сетевых компаний электро- и теплоэнергетики. Этот показатель остается стабильно высоким на протяжении уже долгого промежутка времени.

     За этот период возбуждено 54 антимонопольных дела, из них 21 по статье 10. Управление рассмотрело 42 дела, в результате которых признано 26 фактов нарушения Закона о защите конкуренции.  По итогам рассмотрения антимонопольных дел ответчикам выдано 9 предписаний.

     Продолжился рост жалоб предпринимателей на органы власти: за три месяца по ст. 15 Закона о защите конкуренции поступило 33 заявления (в I квартале 2011 г. – 23), а по ст. 16 – 6 (в I квартале 2011 г. – 2) . За этот период Управление рассмотрело 8 дел по ст. 15 (в I квартале 2011 г. – 6), 6 дел по ст. 16 (в I квартале 2011 г. – 2), 7 дел по ст. 17 (в I квартале 2011 г. – 4). В основном, чиновники ограничивают конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, мелкорозничной торговли, ЖКХ и при различных операциях, связанных с недвижимым имуществом и землей. Нарушения чаще всего выражены в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и в предоставлении государственной или муниципальной преференции с нарушением установленного порядка. Нарушения ст. 16 (выявление и пресечение соглашений и согласованных действий между органами власти и х/с) касаются, в основном, ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. По данным статьям больше всего дел возбуждено в отношении администрации г. Чебоксары и Горкомимущества.

     8 заявителей пожаловались на недобросовестное поведение конкурентов. Показатель остался на уровне прошлого года. Нарушения проявлялись в таких формах, как распространение ложных, искаженных сведений и введении в заблуждение в отношении места производства и производителя товара.  

     6 января 2012 года вступил в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции. Новая статья предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. За три месяца рассмотрено 7 дел по статье 18.1, 5 из которых в марте. По пассажирским перевозкам было рассмотрено 3 дела, по земельным участкам – 2 и по одному делу по продаже государственного, а также арестованного имущества.

     В трех случаях жалобы признаны необоснованными, в трех – Комиссия антимонопольного органа установила факт нарушения законодательства о защите конкуренции. Одно дело пока приостановлено до вынесения решения судом, так как судебное решение имеет важное значение и по антимонопольному делу, возбужденному Управлением.

    Чувашское УФАС России почти во всех случаях применяло меры административного наказания в виде штрафов. Управление возбудило 35 дел об административных правонарушениях, в том числе 13 на государственных и муниципальных чиновников. Сумма наложенных штрафов в сфере контроля за антимонопольным законодательством составляет 595 тысяч 600 рублей. Из них, к примеру, 156 тысяч рублей придется заплатить государственным и муниципальным чиновникам и 300 тысяч рублей ООО «Копейка-Поволжье» за нежелание исполнять предписание антимонопольного органа.

     Необходимо также отметить, что начиная с 6 января 2012 года, у антимонопольных органов появился новый способ воздействия на нарушителей ФЗ «О защите конкуренции». Вступила в силу статья 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении данных действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению его последствий.

    Предупреждение выдается антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В случае неисполнения предупреждения возбуждается дело о нарушении вышеназванных норм Закона.

     Всего за этот период Управлением выдано 6 предупреждений и одно предостережение, из них 5 к данному моменту уже исполнены.