Покупает и продает компьютер

В этом году исполняется 20 лет, как Россия объявила о борьбе с монополизмом на внутреннем рынке, создав Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. С тех пор название и структура главного антимонопольного органа не единожды менялись, но все его действия были направлены на развитие свободной конкуренции - главного признака и регулятора рыночной экономики.

Шагнув из социалистической плановой экономики в свободную рыночную, Россия унаследовала государственные монополии, которые даже в результате приватизации остались монопольными монстрами. Начинающим предприятиям было непросто потеснить их на рынке своими силами. Им требовались такие законодательно обусловленные рыночные возможности, при которых малые и средние предприятия могли бы на равных конкурировать с крупным бизнесом на рынке.

Сейчас, как считает Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС), уже заложены законодательные антимонопольные основы, которые действуют эффективно. Во время встречи в Торгово-промышленной палате Российской Федерации с председателями комитетов ТПП РФ на традиционном ежегодном заседании Артемьев, напомнив о трудном двадцатилетии антимонопольной деятельности, детально остановился на работе, связанной с содействием развитию малого и среднего бизнеса. ФАС приняла активное участие в формировании законов, направленных на поддержку малых предприятий, сыграла немалую роль в административной реформе, преодолении чиновничьих барьеров, создающих помехи в деятельности бизнеса, в том числе с привлечением к суду нарушителей антимонопольного законодательства.

В частности, весьма эффективным инструментом поддержки развития малого и среднего бизнеса стала реформа государственных закупок. Система госзакупок успешно действует во многих экономически развитых странах. В России ФАС стала основным органом по надзору за исполнением законодательства о госзакупках в соответствии с федеральным законом с 2005 года. В этом процессе весьма существенно предоставить равные права участникам торгов на получение госзаказа независимо от их экономической мощи, брендовой весомости и связей с чиновничьей «элитой».

В условиях, когда получить кредиты малому бизнесу почти невозможно, а процентные ставки по ним слишком высоки, большое значение имеет расширение возможности участия представителей малого и среднего бизнеса в торгах. Но, похоже, система госзакупок представилась некоторым бизнесменам как возможность получать выгодные объемы работ, не считаясь с законодательством. Поначалу большинство конкурсов на получение заказа проводилось без объявлений, без предоставления серьезной информации о них, за исключением незаметных публикаций в малотиражных специальных изданиях. Обид и возмущения от обойденных государственным вниманием предпринимателей было немало. За три года ФАС возбудила десятки тысяч дел, связанных с нарушением правил проведения конкурсов, установленных законами, как признал Игорь Артемьев.

Начатая в 2006 году реформа системы госзакупок, можно сказать, достигла своего апофеоза только в этом году. Федеральный закон от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» претерпел уже 18 обновлений, утвержденных законодательно. Только выведя конкурсные торги на свет, создав открытую прозрачную систему, стало возможно противодействовать притеснению в этом процессе малых и средних предприятий. Этого удалось достичь только благодаря публикации в Интернете объявлений о выставленных на конкурс государственных заказах. В результате у всех граждан, не только занятых бизнесом, появилась возможность увидеть, какие люстры, ковры и даже унитазы класса «пре-миум» закупают государственные чиновники для своих офисов.

Наведение порядка в доступе бизнеса к госзакупкам, в том числе на уровне местного самоуправления, позволило за три года сэкономить 500 миллиардов рублей. Это результат того, что конкуренция выставленных лотов приводит к снижению цен по сравнению со стартовой величиной.

На первое полугодие 2010 года правительство РФ утвердило перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые для федеральных нужд осуществляется только путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Это - продукция сельского хозяйства, нефть сырая и природный газ, пищевые продукты и напитки, текстильные изделия, фармацевтические препараты, автомобили, услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов и т.д. Так что уже в 2010 году есть все условия для того, чтобы 70% объема государственных заказов были размещены в Интернете. Для этого им подготовили пять электронных торговых площадок (ЭТП) - правительство Москвы и Татарстана, Сбербанк, РТС и ММВБ.

В таких условиях административное давление на участника аукциона со стороны госзаказчика становится невозможным. Чиновник не в состоянии дать продавцу продукции «совет» отозвать свою заявку, чтобы не «привлечь» к себе внимание разных контролирующих органов, например пожарных. До завершения аукциона никто не может узнать ничего об участниках торгов. Вот так и будет обеспечена свободная конкуренция, а, возможно, и пресечена коррупция. По приблизительным расчетам ФАС, из коррупционной среды удастся вывести до 1 триллиона рублей.

А в 2011 году процесс интернетизации госзакупок в России будет завершен: все заказчики, и федеральные, и региональные, должны покупать и продавать товары, услуги, недвижимость только на электронных аукционах.

Возникает вопрос: все-таки выиграть заказ по более низкой цене, даже втемную через Интернет, без связей и поддержки чиновничьих друзей проще крупным предприятиям? Вот тут на защиту малого предпринимательства выступила ТПП РФ, которая совместно с ФАС добилась включения в закон о госзакупках требования о том, что до 20% всего государственного заказа России должно распределяться на специальных торгах только для малых предприятий. Попытаться обойти это требование госзаказчику (то есть предпочесть ради каких-то интересов иной, закулисный путь) значит обречь себя на мощный штраф. Так обещают депутаты Госдумы, которые в скором времени примут соответствующую поправку в Кодекс об административных правонарушениях.

Однако, по мнению представителей малых предприятий, участвовавших в заседании ТПП РФ с представителями ФАС, электронные торги создают проблемы для малого бизнеса из-за высокой стоимости электронной подписи - 6-7 тысяч рублей. Причем ее надо оплачивать на каждой из пяти ЭТП. Да еще придется тратиться на аккредитацию, а при аукционной победе перечислять сумму в 5 тысяч рублей за право заключения контракта. Игорь Артемьев, глава ФАС, согласился с упреками и пообещал проработать щадящие условия выхода на электронные торги малых предприятий.