УФАС дало срок Чувашскому госуниверситету устранить нарушения

Комиссией Чувашского УФАС России, которая 28 апреля 2009 года признала ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» (ЧГУ) нарушившим антимонопольное законодательство, подготовлены решение и предписание по данному делу. Выявленные нарушения должны быть устранены до 1 августа 2009 года, сообщили ИА REGNUM Новости в управлении антимонопольной службы.

«В третьем квартале 2008 года в адрес нашего управления поступила жалоба Минэкономразвития Чувашии о том, что установленные в вузе цены по подготовке студентов-первокурсников очного, заочного и вечернего отделений значительно повышены по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В жалобе было указано, что это является, по мнению Минэкономразвития, нарушением закона о защите конкуренции», – сообщил глава Чувашского УФАС России Вячеслав Борисов на пресс-конференции 15 мая. По его словам, на основании этой жалобы в соответствии с законом и административным регламентом был проанализирован рынок платных образовательных услуг Чувашии и установлены 43 специальности дневной формы обучения, 21 заочного и 12 вечернего отделений, по которым Чувашский госуниверситет доминирует. По итогам анализа в отношении вуза было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства – установления монопольно высоких цен.

В ходе рассмотрения дела комиссия Чувашского УФАС признала в действиях ЧГУ факт нарушения п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен на платные образовательные услуги первого курса обучения по 43 специальностям дневного отделения, 18 специальностям заочного и 10 специальностям вечернего отделений. По данным управления антимонопольной службы, стоимость обучения одного студента первого курса дневной формы обучения в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова в 2008-2009 учебном году колеблется от 45.500 на географическом факультете до 95.000 рублей на стоматологическом факультете. В то время как в 2007-2008 учебном году стоимость обучения составляла соответственно от 22.800 до 43.000 рублей - рост цен составил от 70% до 230%, подчеркнул Борисов.

«Для выявления наличия в действиях университета признака установления монопольно высокой цены управлением проведен сравнительный анализ цен на платные образовательные услуги университета с иными высшими учебными заведениями Чувашской Республики и Российской Федерации. Анализ показал, что цена за обучение в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на 2008-2009 годы превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на сопоставимых рынках», – отметили в Чувашском УФАС, подчеркнув также, что было «проанализировано формирование цены по указанным специальностям для выявления суммы, необходимой Чувашскому госуниверситету для оказания образовательных услуг расходов и прибыли».

Согласно анализу Чувашского УФАС, «цена обучения одного студента, рассчитываемая в плановой калькуляции платной образовательной деятельности, определяется путем деления суммы расходов университета за год в разрезе факультетов на количество студентов, обучающихся только за счет средств бюджета, и полученный результат увеличивается на 20% прибыли». Затем цена обучения дифференцируется в зависимости от формы обучения, курса, факультета и специальности.

«Представленная университетом в рамках рассмотрения дела калькуляция распределения доходов и расходов по видам деятельности университета не отражает распределение расходов университета по дополнительным образовательным услугам, конференциям, услугам общежития, послевузовскому обучению, подготовке специалистов в филиалах. Обоснованные расходы по указанным дополнительным видам деятельности университетом также не представлены», – сообщили в Чувашском УФАС, пояснив, что при исчислении стоимости платной образовательной услуги в качестве базы принимаются все расходы университета.

«Комиссия не сочла обоснованным и возможным отнесение расходов на послевузовское обучение, дополнительное образование, подготовку иностранных студентов, столовую, затраты на обслуживание общежитий на стоимость обучения студентов, как не относящиеся к процессу обучения. Включение указанных расходов в стоимость обучения студентов является экономически необоснованным и приводит к превышению стоимости платной образовательной услуги над суммой необходимых для их оказания расходов и прибыли», – отметили в управлении антимонопольной службы. В частности, по данным Чувашского УФАС, при планировании калькуляции платной образовательной деятельности на 2008 год Чувашским госуниверситетом значительно завышены коммунальные расходы, которые увеличены на 57,8% по сравнению с фактическими расходами за 2007 год.

«Эта цифра значительно превышает утвержденные предельные уровни тарифов Федеральной и Республиканской службами по тарифам», – обратил внимание Вячеслав Борисов, отметив, что предельный уровень повышения тарифов составил 24%. «То есть это было признано не обоснованным завышением цен. Нужно брать объективно обоснованные цифры, а не те, какие хочется. Кроме того, раз мы говорим об услугах естественных монополий, регулируемых государством, значит нужно брать те тарифы, которые устанавливает государство», – пояснил глава Чувашского УФАС, отметив, что университет также не смог доказать, что он «закладывал обоснованный, нормальный для этого рынка уровень рентабельности».

Из имеющихся материалов дела следует, что при определении стоимости обучения одного студента вся сумма расходов университета делится на приведенное количество студентов-бюджетников, студенты коммерческой формы обучения в расчет не берутся. При этом ЧГУ не представлены исчерпывающие доказательства обоснованности указной формы расчета стоимости обучения одного студента, отмечается также в анализе управления антимонопольной службы. Кроме того, комиссия Чувашского УФАС пришла к выводу, что «установленный университетом уровень рентабельности в 20%, а также фактически получаемая рентабельность значительно превышает обоснованный уровень рентабельности, принятый обычаями делового оборота».

В предписании комиссии Чувашского УФАС, в частности, сообщается: «Комиссия предписала университету прекратить нарушения антимонопольного законодательства, осуществив и обеспечив раздельный учет по основным видам деятельности вуза, филиалам университета и факультетам, а также исключить из расходов университета, относимых на стоимость обучения студентов, необоснованно заложенные расходы, наличие которых увеличивает стоимость платной образовательной услуги; объективно и обоснованно рассчитать калькуляцию и определить стоимость одного студента с учетом исполнения требований предписания, а также руководствуясь индексами дефляторами, утверждаемыми Министерством экономического развития РФ, предельными уровнями тарифов, утверждаемыми Федеральной и Республиканской службами по тарифам и обоснованным уровнем рентабельности».

Материалы дела направлены должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч.2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.