ФАС на аэропорты

Антимонопольная служба разработала новые правила для рынка авиаперевозок

Федеральная антимонопольная служба намерена всерьез разобраться с аэропортами и создать в них нормальную конкурентную среду для авиакомпаний. Уже к лету, надеются в ФАС, начнут действовать новые правила доступа перевозчиков к инфраструктуре аэропортов, в том числе и к топливно-заправочным комплексам.

На прошлой неделе служба передала свои разработки в минюст, а в начале апреля документ поступит в правительство. Об этом сообщил журналистам заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в кулуарах второй ежегодной конференции "Авиафорум-2009".

Сейчас же отношения аэропортов и перевозчиков законодательно не регулируются. И все отдано на откуп руководству порта, определяющему, например, то, кому отдать лучшее время для взлета и посадки. Аэропорт также может не позволить авиакомпании прийти со своим керосином или набором продуктов для питания на борту. Все это отражается не только на качестве оказываемых услуг, но и на стоимости билетов. Цены на них держатся как на клубнику в базарный день.

Новые правила должны в корне изменить ситуацию. Они состоят из 20 с лишним пунктов, по которым антимонопольная служба будет проверять аэропорты. В том числе речь пойдет и о получении слотов, то есть о временном интервале для взлета или посадки самолетов определенной авиакомпании. Анатолий Голомолзин пояснил, что на данный момент вопрос выделения слотов не урегулирован, и в основном действует принцип устоявшейся практики. Все решает аэропорт. В ближайшее время, надеются в ФАС, перечень приоритетов по выделению слотов будет регулироваться постановлением правительства, естественно, с учетом технической возможности каждого аэропорта. Если же авиакомпания уже пользуется услугами аэропорта, то правила предусматривают возможность это право пролонгировать. Новый же авиаперевозчик должен будет подать заявку на выделение слота.

И если на одно время будут претендовать несколько авиакомпаний, то планируется рассматривать заявки с учетом установленных приоритетов - международные полеты, пассажирские, грузовые. В прошлом году, напомнил Голомолзин, ФАС рассмотрела шесть дел по отказу аэропортами выделить авиакомпаниям запрашиваемые слоты. И все они потом имели продолжение в суде.

В правилах также прописаны и доступ к топливно-заправочным комплексам, и возможность перевозчикам выбирать любую компанию по организации питания на борту. Однако развитие аэропортового бизнеса сегодня крайне затруднено, заметил заместитель генерального директора по экономике и финансам международного аэропорта Шереметьево Дмитрий Калинин. И происходит это из-за неэффективности и непрозрачности структуры собственности аэропортовых активов, в том числе не подлежащих приватизации, например взлетно-посадочных полос. Дмитрий Калинин предложил создать концессию, которая будет способна снять эти ограничения.

От государства он предложил выдвинуть в нее ФГУП "Администрация гражданских аэропортов". По закону, предприятие такой формы может работать с активами, которые не подлежат приватизации, и заключать с операторами в аэропортах краткосрочные договоры аренды.

Таким образом, оно сможет формировать имущественные комплексы для концессии, включая земельные участки, готовить конкурсную документацию и проводить конкурсы по выбору операторов-концессионеров.