Распродажа с повышением

Федеральная антимонопольная служба выясняет причины повышения цен на продукцию АвтоВАЗа

Федеральная антимонопольная служба выясняет причины повышения цен на продукцию АвтоВАЗа. Она ведет мониторинг авторынка, и, по мнению экспертов ведомства, с начала года "Лады" подорожали сильнее, чем авто их коллег по отрасли.

После введения новых таможенных пошлин в январе этого года цены на машины АвтоВАЗа поднялись на 2,45 процента. Как пояснили "РГ" в пресс-службе ФАС, "по данным ведомства, компания занимает доминирующее положение на рынке". И в случае обнаружения признаков антимонопольного законодательства "будет принято решение о возбуждении дела". В свою очередь, представитель АвтоВАЗа сказал "РГ", что компания сейчас пытается прояснить ситуацию, почему у ФАС сложилось такое мнение. Но все это, уточним, касается лишь январского подорожания.

А вчера АвтоВАЗ, наоборот, начал распродажу своих авто, выпущенных в прошлом году. В среднем скидка составит 10 процентов. Как пояснила пресс-секретарь президента компании Бориса Алешина Наталья Сидорук, автомобили семейства LADA SAMARA подешевеют на 12,1процента.

Цены на LADA KALINA и LADA PRIORA снижаются на 10,9 процента и 13,4 процента соответственно. Для моделей LADA 2105/2107 скидка составит до 13,8 процента.

По оценкам экспертов, у официальных дилеров АвтоВАЗа и на складах самого завода скопилось от 30 до 90 тысяч тольяттинских легковушек, произведенных в прошлом году. Спрос на машины в конце прошлого года упал на 40 процентов, из-за чего и произошло затоваривание. Для того чтобы освободить площади, решено снизить цены на прошлогодние "Лады".

Однако уже с 30 марта АвтоВАЗ планирует провести "корректировку отпускных цен на автомобили", выпущенные уже в этом году. В среднем они увеличатся на 2,5 процента. При этом, заметим, спрос на эти авто не восстановился. По всей видимости, пояснили опрошенные "РГ" эксперты, компания надеется на старт государственной программы по льготному автокредитованию. А это, ожидают специалисты, оживит спрос на машины АвтоВАЗа, на всю линейку которых распространяется эта программа, предусмотренная в пакете антикризисных мер правительства на этот год. В список попали машины, чья цена не превышает 350 тысяч рублей. Так что подорожание на 2,5 процента укладывается в эти параметры. В самой компании эту тему комментировать не стали.

Зато компания Ford пошла на беспрецедентный шаг и собирается снизить стоимость самой доступной модели Ford Focus почти на 10 процентов. Таким образом, цена этой модели составит 345 тысяч рублей. Представители компании не скрывают, что делают это только для того, чтобы машина попала под госсубсидии. Для этого компания сократит маркетинговый бюджет. Какие опции покинут автомобиль для его удешевления - не сообщается. Остальные производители, чьи модели хоть и попали в список, но цена которых выше 350 тысяч рублей, пока только рассматривают возможность снижения стоимости.

Тем временем цены на российские "Рено", "Киа", "Шкода" и "Хюндай" с начала года выросли почти на 6 процентов. На этой неделе был объявлен новый прейскурант на весь модельный ряд российского "Форда" (за исключением авто, попавшего в список для льготных автокредитов). С 1 апреля цены подскочат в среднем на 5 процентов. В ближайшее время эта участь ждет и другие автомобили, особенно те, которые оказались за рамками "программы автокредитов".

"Российские иномарки, - пояснил эксперт рынка Игорь Моржаретто, - подорожали из-за роста курса доллара и евро. Из-за чего выросла рублевая стоимость автомобилей и запчастей, которые привозят для сборки. Конечно, в начале февраля было принято решение об обнулении на 9 месяцев пошлин на ряд автомобильных компонентов для промышленной сборки, но оно еще значительно не повлияло на рынок. А привозные авто дорожают из-за повышения таможенных пошлин на зарубежные легковушки. Это прибавило более 10 процентов к конечной стоимости машины".

В целом обстановка на отечественных автозаводах непростая, ведь большое количество имущества заложено под кредиты, а отдавать долги нечем, так как товар не продается, говорит Моржаретто. Есть и проблемы с поставщиками, которые не хотят давать комплектующие в долг, им тоже нужны деньги на поддержание производства. Что касается отечественных грузовиков и автобусов, то спрос на них упал вдвое. И пока надежда производителей тяжелой техники в основном на госзаказ, резюмирует эксперт.

Надо сказать, что это уже второе повышение с начала года. Первый раз автопроизводители в большинстве своем повысили цены с первого января. Этим они отыграли повышение пошлин. Нынешний подъем связан с ростом себестоимости машин: повысились цены на энергоресурсы, да и инфляция сказалась. По мнению экспертов, машины и впредь будут только подниматься в цене, несмотря на снижение спроса.

По данным Агентства европейского бизнеса, в феврале интерес к самым продаваемым маркам упал для некоторых моделей в два раза. Лидер российского рынка Lada по сравнению с прошлым годом снизила реализацию на 36 процентов, Chevrolet - на 50 процентов. А продажи Lacetti и Niva упали на 53 и 54 процента соответственно. Реализация Ford упала на 25 процентов, до 10 497 автомобилей. Продажи Hyundai упали на 54 процента (7669), Nissan - на 44 процента (7364), Toyota - на 43 процента (6522), Opel - на 42 процента (4244). Зато выросли продажи таких марок, как Peugeot (на 32 процента), Volkswagen (на 53 процента) и Skoda (на 25 процентов). Впрочем, общая доля этих машин на нашем рынке невысока. Всего за февраль этих марок продано около 10 тысяч машин. Надо сказать, что, даже несмотря на сокращение производства, еще не распроданными с прошлого года остается порядка 100 тысяч машин.

Но что удивительно: в начале года существенный рост продаж показали автомобили премиум-класса. Правда, как утверждают эксперты, этот рост вызван тем, что в январе и феврале в основном продавались машины, заказанные в прошлом году. В дальнейшем количество продаж этих марок в связи с общей тенденцией снижения спроса может сильно упасть.

Еще один интересный факт проявился на нашем автомобильном рынке. Производство иномарок в России за первые два месяца превысило почти в два раза производство отечественных легковых машин. Иномарок было выпущено 40 тысяч, а наших марок - всего 25 тысяч. Причем если большинство заводов сократило количество выпущенных машин, то предприятия GM и Toyota, наоборот, увеличили производство на 80 процентов. Эксперты агентства "Автостат" связывают такую разницу с тем, что все российские предприятия в январе практически не выпускали автомобилей и начали наверстывать упущенное только в феврале. В дальнейшем предполагается, что выпуск тех и других сравняется.