Закон должен быть первой свежести

Действующая редакция федерального закона «О естественных монополиях» требует изменений. Закон морально устарел, ему уже 14 лет, да и деятельность субъектов естественных монополий регулируется нормативными правовыми актами, требующими обновления. По нашему мнению, необходимо изменить целый ряд понятий и уточнить само понятие «субъект естественной монополии». Термин предлагается расширить и применять к любой компании, которая занимает доминирующее положение на рынке. Закон о конкуренции описывает это как «исключительное положение». К числу количественных характеристик относится занимаемая на рынке доля - от 35% до 65%.

Не урегулирован вопрос согласования инвестиционных программ с субъектами естественных монополий на различных уровнях и в различных сферах деятельности. Например, для железнодорожного транспорта нам представляется очень важно согласовывать инвестиционную программу железнодорожников и энергетиков, но такого положения в законе не существует.

Сейчас нами также ведётся работа по подготовке принципов и правил обеспечения недискриминационного доступа потребителей к товарам и услугам субъектов естественных монополий. Мы уже приняли в 2006 году поправки в закон о защите конкуренции, где одной строкой записали, что должны существовать правила доступа к услугам естественных монополий. Это должно быть записано и в отраслевых актах, например, в законе о железнодорожном транспорте, в законе об электроэнергетике, где также фиксируется недопуск потребителей к сетям.

Правила недискриминационного доступа напрямую затронут, например, газотранспортную систему (ГТС). Проект постановления об этом, подготовленный в ФАС, проходит финальную стадию согласований и ожидает подписи премьер-министра Владимира Путина. Надо сказать, что документ о недискриминационном доступе к ГТС «Газпрома» разрабатывался в течение пяти лет. Однако ФАС не исключает, что и на последнем этапе в проект могут быть внесены изменения, необходимые с учётом кризиса в экономике.

Что касается развития конкуренции на рынке предоставления подвижного состава, то, по мнению ФАС, она возможна. Железнодорожный транспорт может конкурировать с другими видами транспорта. Но в ряде сегментов рынка железнодорожники уже проиграли конкурентную борьбу: например, перевозки мороженой рыбы в направлении Мурманск - Москва железная дорога вместе со своей естественно-монопольной составляющей и подвижным парком проиграла автомобильному транспорту. Такой вариант развития событий не исключён в перевозках зерна.

Это же касается и работы портов, где работают более 20 стивидорских компаний, то есть конкуренция возможна не только внутри портов, но и каждый порт может конкурировать с соседним.

ФАС также предлагает расширить сферу естественных монополий в части включения отдельных сфер деятельности (например, водоснабжения и водоотведения) и услуги по аэронавигационному обслуживанию.