Федеральная антимонопольная служба: 15 лет на страже конкуренции

9 марта 2019 года Федеральная антимонопольная служба отметила свой юбилей. Трудно переоценить значимость антимонопольной службы как важнейшей составляющей общественной, политической и социальной жизни нашего государства. За 15 лет сделано немало и, несомненно, богатый опыт предыдущих лет поможет достичь ФАС России новые высоты и быть достойными защитниками конкуренции. Об этом и не только в интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Вячеславом Борисовым.

- Вячеслав Аркадьевич, в этом году ФАС России исполнилось 15 лет. Какие основные результаты, достижения антимонопольной службы вы бы отметили?

- За 15 лет проделано очень много работы, кропотливой, не всегда заметной, но тем не менее важной и нужной для развития конкуренции в нашей стране. В 2004-2019 годах в Российской Федерации были созданы и развиты основы защиты конкуренции: антимонопольное законодательство, законодательство о государственных закупках, законодательство о государственном оборонном заказе, законодательство о рекламе, законодательство о торговле, тарифное законодательство, законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и другие. Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (водный, лесной, земельный, градостроительный кодексы, недра, электроэнергетика и другие). В частности, по земельным, водным, лесным, биоресурсам предусмотрена обязательное размещение информации в сети интернет на едином общероссийском портале, а также введение конкурентных процедур распределения ресурсов.

Много было сделано для поддержки малого бизнеса. К примеру, малому бизнесу был предоставлены доступ к госзаказу и закупкам субъектов естественных монополий и госкомпаний путем введения квоты на обязательные закупки у малого и среднего бизнеса; доступ к торгам на реализацию государственного имущества; доступ к рынку транспортировки отходов. Введен ряд иммунитетов от антимонопольного преследования для субъектов малого предпринимательства, в законодательстве закреплено дешевое подключение малого бизнеса к сетям. Кроме того, договора аренды с добросовестными арендаторами продлеваются без проведения торгов.

ФАС России уже несколько лет входит в двадцатку лучших антимонопольных органов из более чем 140 стран мира.

- Расскажите как за эти 15 лет изменилось антимонопольное законодательство?

- За 15 лет были приняты четыре антимонопольных пакета. Первый - в 2006 году, а в 2016 году - четвертый антимонопольный пакет. И неудивительно, ведь сфера нашей деятельности очень обширна - это соблюдение законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках, пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и действий хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти, соблюдение законодательства о рекламе, о торговле, о контрактной системе, об энергосбережении.

Необходимо отметить, что российское антимонопольное законодательство признано ОЭСР соответствующим лучшим мировым практикам. Россия - одна из первых в мире, которая разрабатывает «цифровое» антимонопольное законодательство.

В 2011 году появился быстрый механизм обжалования торгов в Законе о защите конкуренции - статья 18.1. Впервые появилась реальная защита прав предпринимателей, до этого это можно было сделать только через суд.

Последний на сегодняшний день четвертый антимонопольный пакет предусмотрел существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Расширил институт предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, иные формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти. На основании новых поправок был упразднен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов, что существенно сократило административные обременения включенных в него компаний.

- Каковы итоги деятельности Чувашского УФАС России за 10 лет?

- Если посмотреть динамику поступивших заявлений, то за последние 10 лет их количество увеличилось в 4 раза. К примеру, если в 2008 году поступило менее 200 заявлений, то уже в последние годы - более 900. С 2009 по 2012 год шел рост антимонопольных дел - с 67 до 276. С ведением в 2012 году института предупреждений в антимонопольном законодательстве их количество начало снижаться. С 2013 по 2018 - с 135 до 47 дел. Только за 2016-2018 годы Чувашское УФАС России выдало 357 предупреждений, из которых 85% исполнены, то есть нарушения были устранены быстро, без долгих процедур.

- Какие антимонопольные дела последних 10 лет вы бы хотели отметить

- В 2009-2011 годах Чувашское УФАС России рассмотрело серию дел против нефтяных компаний, которые были уличены в установлении монопольно высоких цен на розничном рынке реализации бензина, в необоснованных различных ценах на бензин. На нарушителей были наложены оборотные штрафы. Многомиллионные штрафы были уплачены компаниями после подтверждения законности наших решений в судах.

В 2010-2012 годах Управление провело большую работу по пресечению деятельности администраций муниципалитетов по предоставлению земельных участков без проведения торгов. После множества рассмотренных дел по предоставлению земельных участков без проведения торгов, такие случаи сегодня стали единичными.

В 2009-2011 годах Чувашское УФАС России рассмотрело ряд дел в отношении десятка ведущих банков страны, которые навязывали гражданам определенную страховую компанию при выдаче различных кредитов, комиссии при заключении кредитов и др.

В 2010-2013 годах Управление вплотную занялось рынком пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автобусами), когда на данном рынке вообще не проводились торги. Нами, Минтрансом Чувашии и муниципалитетами проводится и сегодня большая работа по созданию конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок.

В 2014 году по многочисленным обращениям жителей республики Управление рассмотрело дело в отношении ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Чувашской Республике, которое навязывало владельцам транспортных средств добровольные виды страхования при приобретении полиса ОСАГО, а в случае отказа граждан оплатить дополнительное страхование, необоснованно отказывало им в заключении договора ОСАГО.

- В прошлом году и у вас был юбилей - 10 лет работы в Чувашском УФАС России. Каких высот достигло Управление под Вашим руководством

- Федеральная антимонопольная служба проводит ежегодное рейтингование территориальных антимонопольных органов, который отражает наши результаты по всем сферам деятельности, в том числе и прохождение решений территориального органа в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. За прошедшие 10 лет наше управление уже пять раз награждалось Почетной грамотой ФАС России за особые заслуги в обеспечении свободы конкуренции и эффективной защиты предпринимательства и за высокие показатели в рейтинге результативности деятельности территориальных органов ФАС России (Почетная грамота ФАС России управлению вручается только за первые 10 позиций в рейтинге из 84 территориальных органов). Хотя еще нет итогов за 2018 год, мы верим, что сохраним наши высокие результаты и будем и дальше развиваться, и развивать конкуренцию в нашем регионе.

- В 2018 году появилось модное выражение «антимонопольный комплаенс»? Расскажите об этом более подробно

- Антимонопольный комплаенс - это один из инструментов реализации Указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию конкуренции, принятый в декабре 2017 года и направленный на снижение нарушений антимонопольного законодательства органами власти в 2 раза к 2020 году, по сравнению с 2017 годом, система внутреннего контроля в органах власти по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства. Цель внедрения антимонопольного комплаенса - снижение вероятности риска антимонопольного нарушения и, как следствие, риска антимонопольных санкций. Органам власти необходимо так организовать свою работу, чтобы не допускать антиконкурентных управленческих решений, которые могут негативно влиять на экономические процессы. Для этого необходимо хорошо знать антимонопольное законодательство и просчитывать риски по выполняемым государственным функциям.

Внедрение антимонопольного комплаенса стало обязательным для органов государственной власти. При этом многие компании на добровольной основе начали его внедрять.

Внедрение антимонопольного комплаенса важно и нужно, потому что это позволяет нам реализовать одну из наших основных задач - задачу предупреждения нарушения антимонопольного законодательства и сократить количество нарушений путем внедрения профилактических мер. Для реализации этой цели ведомство разработало методические рекомендации по внедрению антимонопольного комплаенса и необходимо отметить, что органы власти Чувашской Республики уже приняли положения о внутреннем антимонопольном комплаенсе.