В Чувашии органы власти допускают незаконную рекламу и договоры без торгов

В УФАС по Чувашии сегодня, 13 февраля, состоялась традиционная пресс-конференция, посвященная итогам прошедшего года и наиболее резонансным антимонопольным делам. Руководитель регионального управления Вячеслав Борисов рассказал о нарушениях при составлении аукционной документации, неправомерном прекращении подачи ресурсов потребителям, росте цен на бензин и куриные яйца. Однако наибольшее внимание было уделено двум реформам, начавшимся в прошлом году и продолжающимся по сей день – транспортной и «мусорной». Регоператор по вывозу ТКО не исполняет предупреждения УФАС, а изменения в пассажирских перевозках происходят с многочисленными нарушениями. При этом отмечается, что в столице Чувашии транспортная реформа проходит более успешно, чем в других городах и районах республики, хоть также и не без ошибок.

Как сообщил Вячеслав Борисов, наибольшая доля обращений (в 2018 году – 57%) в его ведомство – это жалобы на неправомерные действия со стороны органов власти. Наибольшая доля предупреждений также выдается представителям власти в связи с признаками ограничения ими конкуренции. Наиболее «популярные» нарушения по итогам года – это размещение на сайтах органов власти рекламы организаций и, уже ставшие традиционными, нарушения на рынке пассажирских перевозок. Свыше трети обращений и выданных предупреждений касались этой сферы и, главным образом, Минтранса Чувашии. Проблем добавил уход «Чувашавтотранса» с рынка – Минтранс до сих пор не провел надлежащим образом торги по маршрутам государственного перевозчика.

В Чебоксарах же завершились последние аукционы на осуществление пассажирских перевозок, которые были объявлены еще летом. Вячеслав Борисов отметил, что в столице республики реформа проходит не без ошибок и проблем, но в целом продвигается достаточно успешно. В ходе реформы выявилось, что ряд перевозчиков, которые взяли на себя обязательства поставить новые автобусы, их не исполнили, другие, выиграв торги, отказались от заключения контрактов. Некоторые такие участники были включены в Реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом идет работа по вычищению рынка от недобросовестных перевозчиков, которые затягивали реформу.

«Учитывали ли это организаторы реформы? Исходя их тех совещаний, в которых мы участвовали, могу сказать да, учитывали. По городу эта работа, конечно, видна, чего не скажу о министерстве транспорта. Больше полугода прошло как «Чувашавтотранс» перестал работать, но системно эти торги не были проведены и, соответственно, мы были вынуждены выдать очередную серию предписаний о недопустимости повторного заключения прямых договоров с временными перевозчиками. Так можно всю жизнь жить и по полгода заключать новые договоры с новыми перевозчиками, но ничего не делать для проведения торгов, но это прямо противоречит законодательству», – прокомментировал Вячеслав Борисов.

Что касается другой острой темы – «мусорной» реформы, то и здесь существует ряд проблем. В работе регионального оператора по вывозу ТКО МВК «Экоцентр» было выявлено злоупотребление монопольным положением в связи с не проведением торгов на определение перевозчиков отходов. Сейчас рассматривается другое дело в отношении регоператора. Два чебоксарских торговых центра (ЗАО «Эверест» и ООО «Трейд Кэпитал Партнерс») обратились в УФАС по Чувашии, сообщив, что регоператор направил им проект договора, который не предусматривает возможность выбора способа учета ТКО. По мнению компаний, им навязано формульное определение объемов мусора, что увеличивает плату за вывоз в 10 раз.

Дело в отношении МВК «Экоцентр» было возбуждено после того, как регоператор не исполнил предупреждение антимонопольного органа, его рассмотрение продолжится 1 марта. Вызывающей споры темой являются и установленные тарифы на вывоз мусора для жителей республики. Однако в управлении пояснили, что вопросы тарифного регулирования входят в компетенцию центрального аппарата ФАС и региональных тарифных органов.

На пресс-конференции затронули и вопрос подорожания куриных яиц, который в январе даже вызвал реакцию Минэкономразвития Чувашии. Тогда сообщалось, что министерство вместе с прокуратурой направит в УФАС аналитику по ситуации с яйцами. Однако первыми в антимонопольный орган обратились жители республики – процесс поисков источника повышения цены был запущен, затем поступило поручение ФАС и материалы от Минэкономразвития. Сейчас проверяются действия производителей яиц. Если в конце долгого пути проверок выяснится, что рост цен связан только с предпраздничными надбавками, это станет предметом для разбирательства антимонопольщиков. Но процесс предстоит неспешный, любые яйца за это время могут протухнуть. Так, рассмотрение дела в отношении ООО «Татнефть – АЗС Центр» по поводу повышения цен на бензин, возбужденное в октябре прошлого года, все еще продолжается, а о том, что УФАС проявляет особый интерес к действиям «Татнефти» стало известно еще в августе.

Анастасия Алексеева