• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2011 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2011 год

Введение

Конкуренция – это централизованное планирование,

осуществляемое множеством

самостоятельных индивидов

Хаек Фридрих

 

Нет ничего более благодатного для народа,

чем свобода торговли, - и ничего более

непопулярного

Маколей Томас

 

Мир не стоит на месте. Каждый год появляется еще более современная техника. Научные достижения и новые открытия облегчают жизнь страны, нашей республики и общества в целом. Но все многообразие новинок, открытий невозможно представить без конкуренции. Именно конкурентная борьба двигает человека, различные сообщества вперед, заставляя придумывать более современные и экономически выгодные подходы к тому или иному вопросу, благодаря чему и облегчается жизнь людей.

За счет эффективности способов производства повышается качество товаров и услуг, а их стоимость, наоборот, снижается. Именно поэтому государство ставит перед собой такую важную задачу как поддержка и развитие предпринимательства. Задача антимонопольного органа помочь ему в этом с помощью различных рычагов. Для достижения наибольшей эффективности, побед в этом вопросе Чувашскому УФАС России нужно быть в курсе всех преобразований, знать, чем дышит общественность, предпринимательское сообщество. Огромную роль в этом плане играет Общественно-консультативный совет при Управлении, который создан, чтобы стать «обратной связью», помочь услышать голос бизнеса как малого, так и среднего.

Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России образован 9 декабря 2008 года. В его состав входят представители предпринимательских союзов, ассоциаций, некоммерческих организаций и общественных объединений. С момента своего возникновения ОКС активно развивается, совершенствует методы работы и решения проблем. 

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

В 2011 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную для общественности деятельность. Было организовано 5 заседаний. Первое заседание ОКС в отчетном периоде состоялось 18 февраля. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за прошлый год. Кроме того, ТПП ЧР и отделу естественных монополий было рекомендовано разработать памятку (презентацию) о порядке разрешения споров в сфере поставок электроэнергии и предусмотренной ответственности за его нарушение.

Второе заседание ОКС состоялось 29 апреля. В ходе данного заседания обсуждены наиболее значимые нарушения антимонопольного законодательства за первые три месяца 2011 года. Членами Совета была рассмотрена и следующая актуальная тема: «Антимонопольные требования в сфере ЖКХ». По данному вопросу были заслушаны три доклада: «Нарушения законодательства при выборе управляющих компаний; нарушения при проведении конкурсов по отбору подрядных  организаций» (начальник отдела контроля за размещением заказов Г.В. Чагина), «Проблемы при подключении хозсубъектов к электро- и теплосетям» (заместитель начальника отдела товарных рынков Л.А. Железина), «Нарушения ценообразования на услуги по сбору и вывозу ТБО (твердых бытовых отходов)» (заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков Н.Ю. Винокурова).

Очередное заседание Совета состоялось 20 июля. По сложившейся традиции были обсуждены итоги Управления за первое полугодие текущего года. Кроме того, члены ОКС решили рекомендовать Чувашскому УФАС России организовать совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики семинар во второй половине сентября 2011 года по практике реализации ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности» с целью разъяснения поставщикам их прав и возможностей при взаимодействии с торговыми сетями.  

В ходе этого же заседания был заслушан доклад начальника отдела контроля за размещением заказов Г.В. Чагиной «Нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков». После этого членам ОКС, объединениям предпринимателей, ассоциациям рекомендовано на очередных заседаниях объединений (ассоциаций)  рассмотреть типичные нарушения органов власти в сфере земельного законодательства и возможности обжалования их действий (бездействие) в соответствии с антимонопольным законодательством.

Члены Совета также обсудили результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства. Было отмечено, что  совершенствование законодательства о размещении заказов, в том числе переход на электронные аукционы, размещение всей информации о размещаемом заказе на одном сайте, в значительной мере расширило возможности предпринимателей участвовать в государственных и муниципальных заказах. Принято решение одобрить предложение  ФАС России по дальнейшему совершенствованию системы государственного и муниципального заказов. В ходе обсуждения члены Совета обратили внимание на недостаточное раскрытие понятия «товар» в конкурсной или аукционной документации «при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар» (п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов); отметили необходимость внесения соответствующих дополнений в ФЗ «О размещении заказов» в части разъяснения понятия «товар».

Следующее заседание ОКС состоялось 14 октября. К данному моменту был подготовлен Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2010 год. Члены Совета приняли решение о публичном опубликовании данного документа на сайте антимонопольного органа. Затем члены ОКС обсудили самые показательные и важные нарушения антимонопольного законодательства за 9 месяцев 2011 года, по итогам которого некоторым отделам Управления и членам Совета были даны соответствующие рекомендации.

16 декабря состоялось последнее за прошлый год заседание ОКС. Для данного мероприятия был выбран расширенный формат заседания с участием представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий и СМИ. Руководитель Управления В. Борисов выступил с докладом «Двадцать лет на страже конкуренции». Он был приурочен к 20-летию со дня образования территориального органа антимонопольной службы в Чувашской Республике. Президент Торгово-промышленной палаты Чувашии И. Кустарин рассказал о взаимодействии и сотрудничестве Чувашского УФАС России с предпринимателями республики. Министр экономического развития, промышленности и торговли ЧР И. Моторин поведал о взаимодействии органов исполнительной власти с антимонопольным органом. Заместитель директора по развитию и реализации услуг филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» В. Хаймуллин остановился на проблемах технологического присоединения к электрическим сетям, которые возникли в отчетном периоде. И.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры ЧР Д. Тимофеев рассказал как органами местного самоуправления соблюдается законодательство о защите конкуренции.

Тесное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Чувашии продолжилось и в 2011 году. Руководитель Чувашского УФАС России Вячеслав Борисов, как и в предыдущие годы, принимал активное участие в мероприятиях ТПП ЧР. Кроме того, Управление организовывало и совместные семинары. К примеру, в октябре Чувашское УФАС России провело семинар в форме круглого стола с органами местного самоуправления на тему «Предупреждение нарушений органами местного самоуправления антимонопольного законодательства: особенности и практика применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В организации мероприятия необходимую помощь и поддержку антимонопольному органу оказал его партнер – Торгово-промышленная палата Чувашской Республики.

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

В 2011 году в Чувашское УФАС России поступило 489 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, что на 38% больше, чем в прошлом году (в 2010 г. – 353). По результатам рассмотрений заявлений Управлением было выявлено 168 нарушений (в 2010 г. – 162), возбуждено и рассмотрено 211 антимонопольных дел (в 2010 г. – 180 дел).

Из общего количества выявленных нарушений только 15 были устранены в добровольном порядке без возбуждения дел.

Как и прежде, основная часть обращений приходится на нарушение ст. 10 закона о защите конкуренции, запрещающей хозсубъектам злоупотреблять доминирующим положением. Не снижаются проблемы ни в электро-, ни в теплоснабжении. Из 208 поступивших обращений по этой статье, 106 жалоб приходятся на действия энергосбытовых и сетевых компаний электро- и теплоэнергетики. Некоторые хозсубъекты до сих пор продолжают считать, что если в их руках находятся так называемые «рубильники и вентили», то они тем самым могут воздействовать на других для достижения своих корыстных целей. Антимонопольная служба продолжает бороться и пресекать такое ненадлежащее поведение.

Половина нарушений по ст. 10 закона о защите конкуренции приходится на рынок сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. В прошлом году жалобы на повышение тарифов на сбор и вывоз ТБО поступили сразу из нескольких районов Чувашской Республики. Были возбуждены и рассмотрены дела в отношении организаций, занимающихся данной деятельностью в Канаше, Козловском и Мариинско-Посадском районах Чувашии.

На рынке нефтепродуктов было установлено нарушение со стороны ООО «Оптан-Чебоксары». В августе 2011 года Комиссия Управления признала в действиях ООО «Оптан-Чебоксары» факт нарушения Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высоких цен на розничном рынке реализации дизельного топлива в Алатырском и Моргаушском районах. В отношении других участников данного товарного рынка дела также возбуждались, но признаки нарушения антимонопольного законодательства не подтвердились.

Поводом для антимонопольного разбирательства также становятся и журналистские расследования. В 2011 году данная практика удачно воплотилась в жизнь. На основании публикации в газете «Советская Чувашия» о сокращении плацкартных вагонов в составе фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» - «Чебоксары-Москва» Чувашское УФАС России возбудило и рассмотрело дело в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания».

Было установлено, что в начале 2011 года общество сократило с 9 до 4 количество плацкартных вагонов в поезде № 53/54 «Чувашия», следующего по маршруту «Чебоксары-Москва-Чебоксары», при этом одновременно было увеличено количество купейных вагонов. В ходе рассмотрения дела было установлено, что ОАО «ФПК» получило чистую прибыль за 2010 год, поскольку потери в доходах были в полном  размере компенсированы обществу из государственного бюджета в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Таким образом, ОАО «ФПК» осуществило сокращение количества плацкартных вагонов по маршруту «Чебоксары-Москва-Чебоксары» при наличии возможности безубыточного производства, стабильного спроса и в отсутствие каких-либо нормативных правовых актов, предусматривающих такие действия.

В декабре 2011 года Комиссия УФАС признала ОАО «ФПК» нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с необоснованным сокращением плацкартных вагонов в составе фирменного поезда № 53/54 «Чувашия». Обществу выдано предписание об устранении указанного нарушения. К настоящему времени Арбитражный суд ЧР признал решение и предписание Управления законными.

Чувашское УФАС России продолжает работу по пресечению соглашений и согласованных действий между хозяйствующими субъектами. В качестве примера можно привести нарушение, выявленное на рынке финансовых и страховых услуг, завершенное в конце 2011 года.  Комиссия Управления признала НБ «ТРАСТ» (ОАО), ЗАО «Страховая компания АЛИКО», ЗАО СК «Авива», ООО «СК «Ренессанс Жизнь», ООО «Росгосстрах-Жизнь» нарушившими п. 8 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в части ограничения доступа на рынок страхования заемщиков банка при получении потребительского кредита на неотложные нужды. Было установлено, что для страхования предмета залога по предоставленным НБ «ТРАСТ» (ОАО) автокредитам страховые компании отбирались согласно Общим требованиям банка к страховой компании, по которым все страховые компании распределялись банком по категориям в зависимости от наличия рейтингов международных и российских рейтинговых агентств. В результате, тем страховщикам, которые не имели действующие международные и (или) российские кредитные рейтинги, банк снижал внутренний рейтинг, что ставил их в неравное положение  со страховыми компаниями, имеющими рейтинги. Выданное предписание об устранении данного нарушения было полностью исполнено.

В 2011 году наблюдалось значительное увеличение количества дел по недобросовестной конкуренции. Выявленные нарушения больше всего проявились в таких формах как распространение ложных, искаженных сведений и введение в заблуждение в отношении места производства и производителя товара. К примеру, недобросовестным поведением среди своих конкурентов отличилось ОАО «АвтоВАС». Рассмотрев дело, возбужденное по заявлению ООО «Пилигрим», в декабре 2011 года Комиссия Управления признала общество нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции». ОАО «АвтоВАС», совмещая деятельность по оказанию услуг по продаже билетов и по перевозке пассажиров, продавало билеты в первую очередь на свои автобусы. Комиссия Управления предписала прекратить нарушение и соблюдать расписания движения автобусов при продаже билетов и отправке автобусов в рейс.

Наибольшее количество дел и наибольшее количество нарушений в этом отчетном периоде было выявлено со стороны органов власти. Из года в год этот показатель статистики неуклонно повышается. Чаще всего конкуренция ограничивалась «власть имущими» на таких товарных рынках как перевозка пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам (препятствование осуществлению маршрутных пассажирских перевозок), ЖКХ, операции с недвижимым имуществом  и с землей (препятствование осуществлению деятельности), мелкорозничная торговля. Участились факты неправомерной передачи функций органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам.

Решение УФАС в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и МУП «Градостроительство» недавно было признано законным в суде апелляционной инстанции. Как было установлено, городская администрация передала часть своих полномочий по разработке и выдаче исходно-разрешительной документации МУП «Градостроительство» и установила за выполнение этих работ плату. Теперь предприниматели, заплатившие определенную сумму за услуги, которые должны были предоставляться им безвозмездно, могут на основании решения УФАС получить деньги обратно.

Контроль антимонопольного законодательства

Как уже было отмечено, в 2011 году в Чувашское УФАС России поступило 489 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, что на 38% больше, чем в прошлом году (в 2010 г. – 353). По ст. 10 Закона о защите конкуренции поступило 208 обращений. Из них 106 жалоб приходятся на действия энергосбытовых и сетевых компаний электро- и теплоэнергетики. Этот показатель остается стабильно высоким и продолжает расти (в 2010 году на действия субъектов естественных монополий поступило 95 заявлений). Вместе с тем, отмечен рост жалоб на ненадлежащее монопольное поведение на иных товарных рынках, таких как железнодорожные перевозки, торговля и общественное питание, рынок нефтепродуктов и ЖКХ.

Но особо «подскочил» показатель количества заявлений на ограничение конкуренции органами власти и на согласованные действия органов власти с хозсубъектами. Если в 2010 г. по ст. 15 Закона о защите конкуренции поступило 88 заявлений, а по ст. 16 – только 2, то в 2011 году количество недовольных действиями «власть имущих» увеличилось до 152  и 22 соответственно.

Также увеличилось количество обращений хозяйствующих субъектов на недобросовестное поведение конкурентов (36 против 23 в 2010 г.).

По результатам рассмотрений заявлений Чувашским УФАС России было выявлено 168 нарушений (в 2010 г. – 162), возбуждено и рассмотрено 211 антимонопольных дел (в 2010 г. – 180 дел).

На пресечение нарушений со стороны доминирующих х/с приходится 54 дела и 40 выявленных нарушений. Основное количество нарушений по ст. 10 приходилось на рынок ЖКХ (сбор и вывоз ТБО).

Показатель дел по ст. 11 (пресечения соглашений и согласованных действий х/с) снизился: возбуждено и рассмотрено 11 дел (в 2010 г. – 27 дел).

Намного больше стало дел по ст. 14, запрещающей недобросовестную конкуренцию. Рассмотрено 15 дел, выявлено 10 нарушений. Нарушения больше всего проявлялись в таких формах как распространение ложных, искаженных сведений и введение в заблуждение в отношении места производства и производителя товара.

Наибольшее количество дел 2011 года приходится на пресечение нарушений со стороны органов власти и местного самоуправления. Было рассмотрено 78 дел, выявлено 70 нарушений ст. 15 Закона о защите конкуренции. В основном, чиновники ограничивают конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, мелкорозничной торговли, ЖКХ и при различных операциях, связанных с недвижимым имуществом и землей. Нарушения чаще всего выражены в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности х/с и в предоставлении государственной или муниципальной преференции с нарушением установленного порядка. Нарушения ст. 16 (выявление и пресечение соглашений и согласованных действий между органами власти и х/с) касаются, как и в прошлом отчетном периоде, ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. Рассмотрено 18 дел, установлено 17 нарушений.

Наблюдается значительный рост заявлений по статьям, устанавливающим антимонопольные требования к торгам. По ст. 17 рассмотрено 31 дело, выявлено 21 нарушение, по ст. 17.1 рассмотрено 4 дела, выявлено также 4 нарушения (в 2010 г. количество дел по ст. 17 составило 22, по ст. 17.1 – 13). Нарушения выражены, в основном, в необоснованном ограничении доступа к торгам и нарушении порядка определения победителя.

Чувашское УФАС России почти во всех случаях применяло меры административного наказания в виде штрафов. Управление возбудило 125 дел об административных правонарушениях, в том числе 73 на государственных и муниципальных чиновников. Сумма наложенных штрафов в сфере контроля за антимонопольным законодательством составляет 48 млн. 777 тыс. рублей. На конец года в бюджеты всех уровней перечислено 40 млн. 489 рублей.

Контроль размещения заказов

Ярко выраженная в предыдущие периоды тенденция роста количества жалоб в 2011 году ослабла. Чувашским УФАС России рассмотрено 259 жалоб участников размещения заказов на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (в 2010 г. – 294). Необоснованными признаны 152 жалобы. Количество обоснованных обращений составило 107, в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам выдано 104 предписания.

Нарушения выражены, в основном, в отсутствии в документации описания технических характеристик и потребительских свойств используемых при выполнении работ товаров. А также в установлении заказчиками требований к товарам, которые ограничивают количество участников размещения заказов. Не остался незамеченным и тот факт, что преобладающее количество жалоб в 2011 году поступило от участников строительного рынка (64%).

В отчетном периоде в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о двух участниках размещения заказа в связи с их уклонением от обязанности по заключению государственного или муниципального контракта.

В 2011 году специалистами антимонопольной службы проведено 102 проверки (в 2010 г. – 69), из них 13 плановых и 89 внеплановых. В ходе проверочных мероприятий выявлено 430 нарушений (в 2010 г. – 292) Закона о размещении заказов в  размещенных 1325 заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Чувашским УФАС России вынесено 262 постановления о наложении штрафов (в 2010 году – 164) на общую сумму 3170,1 тысяч рублей. Количество привлеченных должностных лиц к административной ответственности в отчетном периоде увеличилось в 1,6 раза. Сумма уплаченных штрафов, с учетом наложенных в 2010 году, составляет 2965,1 тыс. рублей.

 

Контроль рекламной деятельности

По признакам нарушения Закона о рекламе в 2011 году Управление возбудило 78 дел (в 2010 г. – 60). Из них 63 – по собственной инициативе и 15 – в результате рассмотрения 17 поступивших заявлений. 59 дел завершено с признанием ответчиков нарушившими Закон.

В 2011 г. во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами Прокуратуры Чувашской Республики проводилась целенаправленная работа по выявлению и пресечению фактов распространения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции вблизи школ и детских дошкольных учреждений. По результатам проведенной работы возбуждено и рассмотрено 3 дела о нарушении ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе на территории г. Чебоксары.

Как и в предыдущие отчетные периоды, Чувашское УФАС России особое внимание уделяет рекламе финансовых услуг, наибольшее количество нарушений было выявлено именно в этой сфере. Чуть меньше установлено фактов распространения рекламы медицинских услуг и препаратов без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов. Зато участились факты распространения недостоверной рекламы и рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации.

В отношении нарушителей закона о рекламе применялись наказания в виде штрафов в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Возбуждено 52 административных дела (в 2010 г. – 43), общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 1 млн. 62 тыс. рублей.

 

Контроль торговой деятельности

Осуществляя контроль за соблюдением требований Закона о торговле, Управление продолжает проверять договорные практики торговых сетей. За 2011 г. возбуждено и рассмотрено 3 дела. Вынесены решения по 4 делам (включая дело, возбужденное в 2010 г. в отношении Аликовского РайПО) в отношении таких торговых сетей как ООО «Копейка-Поволжье», ООО «Смак-Гурмэ», ЗАО «Тандер».

 

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России каждый год большое внимание уделяет вопросам адвокатирования конкуренции. В 2011 году подобные мероприятия проводились еще больше и активнее. Меры были направлены не только на принудительное соблюдение норм антимонопольного законодательства, но и на разъяснение общественности пользы конкуренции во всех направлениях деятельности.

Управление постоянно информирует общественность и СМИ об изменениях действующего законодательства, рассказывает через сайт антимонопольного органа и средства массовой информации о возбужденных и рассмотренных делах, о принятых санкциях и об исполненных предписаниях.

В адвокатировании конкуренции значительную роль играют и члены Общественно-консультативного Совета, которые также распространяют нужную информацию среди предпринимателей и в других деловых кругах. Самое главное достижение на сегодняшний день – это то, что люди, индивидуальные предприниматели и организации знают, когда и по какому вопросу можно обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике за реальной и конкретной помощью.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов СМИ для дальнейшей публикации, и пресс-конференции, и брифинги, и заседания ОКС в формате «круглого стола» с приглашением журналистов и иных заинтересованных лиц по обсуждаемому вопросу, и размещение социальной рекламы на билборде, призматроне, билетах маршрутных такси и на самих маршрутных такси. Управление и в дальнейшем будет стремиться оставаться наиболее информационно открытым органом власти.

 

Заключение

Одна из важнейших задач Общественно-консультативного совета – это получение конкретного результата при решении вопросов, в стремлении улучшить конкурентную среду в республике. На данный момент данная задача успешно решается. Общественность имеет полную картину не только о таком органе как Федеральная антимонопольная служба, но и знает при каких трудностях необходимо обращаться в Управление. Предприниматели уже не боятся отстаивать свои законные права через Чувашское УФАС России, когда у них возникают проблемы при взаимодействии с органами власти или с субъектами естественной монополии.

Большая заслуга в достижении такого результата принадлежит и Общественно-консультативному совету при Чувашском УФАС России. Ведь все вопросы, актуальные и требующие антимонопольного вмешательства, всегда обсуждаются на заседаниях Совета. И часто по ним принимаются конкретные меры реагирования. А члены Совета, которые являются, как правило, председателями и руководителями различных союзов, ассоциаций, доносят нужную информацию до своих коллег.

Работа Совета в 2012 году должна стать еще более эффективной и полезной для общества. Для этого есть все основы – опыт работы в данном направлении, практика решения актуальных проблем, налаженные связи с представителями и власти, и предпринимательских союзов, и СМИ.

Дата проведения Совета: 
1 июня 2012, 10:57