Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2010 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2010 год

Введение

«…современную экономику невозможно построить сверху и по приказу. Сколько бы госкомпаний у нас ни было, модернизация будет проведена, прежде всего, силами частного бизнеса. И только при наличии конкуренции»

Д. Медведев.

18 июля 2010 г. Санкт-Петербург.

Развитие новых технологий, внедрение эффективных способов производства, повышение качества товаров и услуг, снижение их стоимости для потребителей, экономическое благосостояние родной Чувашии – все это невозможно без благоприятной конкурентной среды. Развитие конкуренции является составляющей глобальных социально-экономических преобразований, направленных на оздоровление экономики страны в целом. Одной из важнейших задач, стоящих перед государством на современном этапе - это поддержка и развитие предпринимательства. Для оказания помощи бизнесу необходимыми рычагами наделен антимонопольный орган. С его помощью можно исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, пресечь противоправные действия субъектов естественных монополий, помочь преодолеть административные барьеры, выстроенные органами власти и др. Но для того, чтобы теснее взаимодействовать с общественностью, для того, чтобы быть в курсе возникающих в предпринимательской деятельности проблем антимонопольному органу был необходим механизм «обратной связи». И этим механизмом стали Общественно-консультативные советы ФАС России и ее территориальных органов.

Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России образован 9 декабря 2008 года. В его состав входят представители предпринимательских союзов, ассоциаций, некоммерческих организаций, и общественных объединений. С момента своего возникновения, Совет активно работает и развивается.  

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

В 2010 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил свою деятельность. Было организовано 4 заседания. Первое заседание ОКС в 2010 году состоялось 19 марта. На нем был утвержден годовой План работы Совета. В соответствии с ним в повестку заседаний, помимо традиционного мониторинга нарушений антимонопольного законодательства, входили актуальные темы, интересующие предпринимателей. На первом заседании ОКС было принято решение о размещении наиболее значимых и интересных новостей Чувашского УФАС России на сайте ТПП Чувашии в разделе «Новости партнеров».  Так же в этот день решено было внести изменения в Состав членов ОКС.

Второе заседание ОКС в 2010 году состоялось 17 сентября. Время очередного заседания совпало с периодом августовско-сентябрьского повышения цен на продукты питания. В связи с этим в повестку дня был оперативно включен вопрос «О ситуации на продовольственном рынке республики», где УФАС отчиталось о принимаемых мерах в данном сегменте рынка. Была затронута тема «О проблемах и практике реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Сопредседатель ОКС при Чувашском УФАС России Игорь Кустарин выступил с докладом и отметил наиболее часто возникающие проблемы при реализации данного закона на практике.

Очередное заседание Совета состоялось 29 октября. Тема «О практике и реализации размещения государственных и муниципальных заказов». В преддверии грядущих изменений в законодательстве о размещении заказов в части перехода на электронные торги, была рассмотрена возможность о создании на базе ТПП ЧР учебного центра по подготовке и повышению квалификации специалистов в сфере организации и проведения электронных торгов. Чувашское УФАС России согласилось выделить специалистов в качестве лекторов.

Последнее заседание ОКС в 2010 году состоялось 17 декабря. В заседании приняли участие Анатолий Князев, вице-президент ТПП Чувашии и Евгения Чернова, директор ООО «Юридическая фирма «КВЕСТ». Ими была затронута тема «О проблемах исполнения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Было рекомендовано Торгово-промышленной палате ЧР в случае  получения от предпринимателей жалоб на навязывание невыгодных условий при заключении договоров на сбор и вывоз ТБО, направлять их в Чувашское УФАС России.

Значимым достижением в работе Общественно-консультативного Совета и Чувашского УФАС России по итогам 2010 года можно считать успехи в общем деле против взимания Горкомимуществом с предпринимателей платы за право аренды. Переломным моментом в ходе борьбы с этими незаконными поборами стала победа УФАС над Чебоксарским городским Собранием Депутатов в Арбитражном суде Чувашской Республике. Суд признал, что Положение о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, утвержденное Чебоксарским городским Собранием депутатов, противоречит требованиям гражданского и антимонопольного законодательства. В частности аукционы проводились не на право заключения договора аренды нежилых помещений, а на покупку права аренды имущества, при этом стоимость этого права устанавливалась Горкомимиуществом самостоятельно по собственной формуле расчета. Таким же образом определялась рыночная стоимость арендной платы, в противоречии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В договорах аренды также предусматривалась оплата по требованию арендодателя дополнительных расходов на содержание общего имущества, (помимо затрат по содержанию арендуемого помещения), и несение иных затрат и платежей, которые не предусмотрены законодательством.

После того, как Арбитражный суд Чувашской Республики вынес официальное решение о признании подобных аукционов, противоречащими требованиям гражданского и антимонопольного законодательства, руководство Управления совместно с президентом Торгово-промышленной палаты Чувашии И. Кустариным 17 августа провело брифинг для журналистов «Аренда муниципальной собственности: прозрачна ли она для предпринимателей?».

Продолжается тесное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Чувашии. За 2010 год, руководитель Чувашского УФАС России Вячеслав Борисов принял участие и выступил в следующих мероприятиях ТПП ЧР: 21 мая – конференция по проблемам малого и среднего предпринимательства; 6 июля – Круглый стол Иноземцева В.Л.: «Модернизация России: условия, предпосылки, шансы»; ежеквартально на заседаниях Правления ТПП ЧР, на последнем, которое состоялось 24 сентября, обсуждались задачи по предоставлению и защите интересов предприятий и предпринимателей, развитию системы социального партнерства  «Власть – Бизнес» в 2011 г.

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

В 2010 году наблюдается значительный рост поступающих заявлений. В отчетном периоде в Управление поступило 353 заявления о нарушениях антимонопольного законодательства. В 2009 г. их количество составило всего 220. Таким образом, число обращений увеличилось более чем на половину – на 61%.

Всего выявлено 162 нарушения Закона о защите конкуренции. Из них только 18 устранено в доброволь­ном порядке, 144 - пресечено в результате возбуждения и рассмот­рения дел (в 2009 г. - 115 из 160 нарушений были устранены добровольно).

В 2010 году Управление возбудило 180 дел по признакам нарушения закона о защите конкуренции (в 2009 г. – 67), выдало 98 предписаний об устранении выявленных нарушений. Наиболее часто дела возбуждались, и при чем обоснованно, в отношении органов власти и местного самоуправления. Из практики УФАС следует, что власть имущие ограничивают конкуренцию на рынке пассажирских перевозок и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Немало было рассмотрено дел, касающихся операций с землей и недвижимым имуществом. Рис. 2. Соотношение поступивших заявлений, выявленных нарушений и возбужденных дел по контролируемым статьям Закона о защите конкуренции.

Соглашения и согласованные действия между органами власти и хозсубъектами выявлены на рынке управления многоквартирными домами и на рынке мелкорозничной торговли. Также наблюдается значительный рост дел, касающихся несоблюдения органами власти антимонопольных требований к торгам. Нарушения, в основном, выражаются в необоснованном ограничении доступа к торгам и нарушении порядка определения победителя на рынке ЖКХ и при операциях с недвижимым имуществом, включая землю.

Значительная часть дел в Чувашском УФАС России касается сферы размещения заказов. Наметившаяся в предыдущие годы тенденция к увеличению количества поступивших жалоб продолжилась и в 2010 году. Так, в Чувашское УФАС России поступило 324 жалобы (в 2009 г. – 205), из них 54% на действия республиканских заказчиков. Возвращено 8 жалоб, 18 отозвано заявителями, рассмотрено 294. Необоснованными признано 165 жалоб, что составляет 56% от общества количества. Количество обоснованных обращений составило 129 (44%), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам выдано 110 предписаний.

Наибольшая доля нарушений наблюдается при разработке аукционной документации: к участнику размещению заказа либо к заявкам на участие устанавливаются незаконные требования. На втором месте – необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.

Количество дел по признакам нарушения Закона о рекламе почти не изменилось – в 2010 году Управление возбудило 60 дел (в 2009 г. – 61). В основном по рекламе дела возбуждаются по инициативе сотрудников Управления.

1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Закон о торговле направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях:

  • создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности
  • устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков;
  • устранения излишних административных барьеров в торговле;
  • поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.Чувашским УФАС России в 2010 году была начата проверка договорных практик между поставщиками и покупателями. В 2010 году было возбуждено 5 дел по признакам нарушения Закона о торговле.

На антимонопольный орган в 2010 году также было возложено исполнение контрольных функций по вопросам соблюдения Закона об энергосбережении. Чувашское УФАС России в 2010 году начало осуществлять проверки деятельности организаций, занимающихся установкой, заменой, эксплуатацией приборов учета используемых энергетических ресурсов. Нарушений за 2010 год не было выявлено. 

По итогам 2010 года Чувашское УФАС России в общероссийском рейтинге территориальных антимонопольных органов переместилось с 11 на 6 место.

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

В этом отчетном периоде мероприятиям, направленным на адвокатирование конкуренции в Чувашской Республике, уделялось большое внимание. Наряду с мерами принуждения к соблюдению антимонопольного законодательства и штрафными санкциями, Чувашское УФАС России вело работу, направленную на улучшение понимания общественностью выгод конкуренции. Первоочередной целью адвокатирования явилось информирование участников рынка и потребителей о содержании норм антимонопольного законодательства, а также о конкретных действиях антимонопольной службы, которые будут предприниматься при обнаружении и наказании нарушителей. Также немаловажным стала  работа над осведомленностью жителей республики о том, как и когда они могут обращаться в УФАС за защитой своих прав. Огромную роль в этом играют члены Общественно-консультативного Совета, которые могут доносить вышеперечисленные идеи до своих коллег в различных общественных организациях, союзах, ассоциациях и т.д.

Для реализации поставленных задач применялись различные механизмы и формы адвокатирования. Чувашское УФАС России большую роль в своей работе отводит взаимодействию со средствами массовой информации. В настоящее время, наработан свой «пул» журналистов. Внимание к деятельности УФАС, как к регулятору общественно-правовых отношений не ослабевает. Ежедневно рассылаются пресс-релизы. Ежеквартально проводятся пресс-конференции. Журналисты всегда могут задать любые интересующие вопросы первым лицам Управления. Сотрудники Управления стремятся поддерживать имидж наиболее информационно открытого органа власти. В 2010 году Управление провело 6 пресс-конференций. Согласно опросу журналистов, большинство из них оценивают  деятельность пресс-службы Управления как «хорошо» и «отлично».

Заключение

Одна из задач антимонопольного органа состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки: пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, минимизировать вмешательство органов власти в деловую жизнь. При этом антимонопольное регулирование не должно сводиться только к карающим действиям за несоблюдение правил поведения на рынке. Как известно, в некоторых случаях проще предотвратить болезнь, чем потом лечить ее. Деятельность Общественно-консультативного Совета может помочь в решении этой задачи. Поскольку это идеальная площадка для взаимного обмена информацией и опытом, а также для оперативного принятия коллективного выбора путей решения проблем, с которыми неизбежно сталкиваются современные предприниматели. Поэтому первоочередной целью Чувашского УФАС России и Общественно-консультативного Совета должно стать то, чтобы подобных проблем стало как можно меньше. И в этом плане членам Совета и сотрудникам УФАС следует объединить свои силы на пути к свободной конкуренции, являющейся, как известно, синонимом свободного предпринимательства.

Дата проведения Совета: 
8 сентября 2011, 00:00