Ежегодный доклад Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России за 2009 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

 при Чувашском УФАС России за 2009 год

Введение

Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.

Современный этап развития экономики России и, в частности, Чувашской Республики характеризуется концентрацией рынков, созданием монопольных структур, усилением процессов поглощения.  В розничной торговле происходит вытеснение малых и средних магазинов межрегиональными и транснациональными торговыми сетями. Главное значение приобретает заемный капитал, который легче, конечно же, получают  крупные корпорации. И неудивительно, что на определенных рынках республики есть угрозы  недопущения конкуренции. Можно выделить основные из них. В первую очередь, конкуренцию тормозит противоправная деятельность хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение, а также субъектов естественных монополий. Во вторую очередь, определенные барьеры на пути конкуренции создают и органы власти.

Что же делается в Чувашии для повышения конкурентоспособности бизнеса республики? Работа в данном направлении ведется уже давно. Уже в 90-х годах в Чувашской Республике были приняты и реализованы две программы, направленные на демонополизацию и развитию конкуренции, а также поддержку предпринимательства. В республике принимались и узко специализированные программы, затрагивающие вопросы развития конкуренции в отдельных отраслях.

Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы, принятая Кабинетом Министров ЧР в конце прошлого года, также направлена на решение именно этой задачи. Данная программа объединяет весь предыдущий опыт и направлена на развитие конкурентной среды во всех отраслях экономики Чувашской Республики.

Созданный решением руководителя ФАС России в конце 2008 года Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России также должен способствовать развитию конкуренции в республике, тем более что данная работа ведется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с представителями бизнеса, общественных организаций и  ассоциаций.

 

Глава 1. Общественно-консультативный совет

при Чувашском УФАС России

Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России образован 9 декабря 2008 года для взаимодействия Управления с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, мониторинга нарушений антимонопольного законодательства и других. Создание благоприятных условий для введения хозяйствующими субъектами бизнеса и  информирование общественности о нововведениях – одна из важнейших задач Совета. 

В созданный ОКС, кроме работников Чувашского УФАС России, вошли президент Торгово-промышленной палаты ЧР И.В.Кустарин, заместитель председателя Ассоциации страховщиков Чувашии К.А.Андриенко, председатель Ассоциации ЦТО кассовых аппаратов Л.Л.Башкиров, председатель Союза предприятий и предпринимателей г.Новочебоксарск И.С.Пикмулов, председатель правления Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан И.М.Хамзин и многие другие. Для участия в заседаниях Совета приглашаются предприниматели, представители органов власти, эксперты и иные лица, не являющиеся членами Общественно-консультативного совета при Управлении.

В 2009 году было организовано 4 заседания ОКС. На первом заседании, которое состоялось 27 февраля, избран сопредседатель Совета – им стал президент Торгово-промышленной палаты ЧР Игорь Владимирович Кустарин (первый сопредседатель – руководитель Чувашского УФАС России Вячеслав Аркадьевич Борисов). Членами Совета, с учетом состоявшегося обсуждения, единогласно принят проект регламента Общественно-консультативного совета. В ходе заседания также созданы три рабочие группы: по проведению мониторинга нарушений антимонопольного законодательства, по подготовке ежегодного доклада и по проблеме подключения субъектов малого предпринимательства к инженерной инфраструктуре. Сразу же был определен состав рабочих групп и их координаторы. В конце заседания подготовлен и принят план работы Совета на 2009 год.

 

Глава 2. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства, федеральных законов «О размещении заказов» и

 «О рекламе» за 2009 год

С января по декабрь 2009 года Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России проводил мониторинг эффективности антимонопольной политики в Чувашской Республике, а так же анализ эффективности непосредственно деятельности, осуществляемой Управлением по следующим направлениям:

 

·                 содействие развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках;

·                 борьба с запрещенными действиями местных органов власти, ограничивающих конкуренцию.

 

Данные направления работы сегодня весьма актуальны и включают в себя обширный круг вопросов, такие как: пресечение злоупотреблений доминирующими компаниями, противодействие картельным сговорам, борьба с недобросовестной конкуренцией, контроль за организацией поставок для государственных и муниципальных нужд.  Они оказывают серьезное воздействие на экономическую и социальные направления развития региона, поэтому вопрос организации общественного контроля в данной сфере деятельности антимонопольного органа имеет особую актуальность и большое общественное значение.

§2.1. Контроль антимонопольного законодательства

В 2009 году в Чувашское УФАС России поступило 220 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства (в 2008 г. – 82). Увеличение количества заявлений  наблюдается по всем статьям Закона о защите конкуренции. Наибольший рост заявлений отмечен по признакам согласованных действий между хозяйствующими субъектами (ст. 11) – в 7 раз, а также хозяйствующими субъектами и органами власти (ст. 16) – в 4 раза.  Из 220 заявлений 125 приходится на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением.

За отчетный год Управление выявило 189 нарушений Закона о защите  конкуренции, в 5 раз больше, чем в 2008 г. 144 нарушения устранены в добровольном порядке без возбуждения дел, 45 пресечены антимонопольным органом.

Наибольшее количество (24 из 36) выявленных нарушений по статье 10 в общей структуре товарных рынков приходится на рынок электро- и теплоэнергии. Характерные нарушения в данной сфере: необоснованное отключение электроэнергии; навязывание невыгодных условий договоров; необоснованный отказ от заключения договора;  необоснованное требование платы за технологическое присоединение к электро- теплосетям, а также необоснованные требования, включаемые в технические условия  по присоединению к электро- теплосетям.

Управление также выявило 140 нарушений со стороны органов власти и местного самоуправления. 123 нарушения устранены до возбуждения дела. Количество рассмотренных дел в отношении органов власти и местного самоуправления составило 19 (в 2008 г. – 8), в том числе по статье 15 – 10, статье 16 – 2, статье 17 – 3, статье 17.1 – 2, по статьям 19-21 – 2 дела.

В 2009 году Чувашское УФАС России возбудило и рассмотрело 67 дел о нарушениях антимонопольного законодательства (в 2008 г. – 32). 27 дел (40,3%) связаны с пресечением нарушений хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке (ст. 10), 11 дел (16,4%) возбуждены по фактам согласованных действий (ст. 11),  10 дел (15%) – по недобросовестной конкуренции (ст. 14).

Управление возбудило 45 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31, 14.33, 19.5, 19.8  КоАП РФ. Сумма наложенных штрафов в сфере контроля за антимонопольным законодательством составила почти 67 миллионов рублей.

Сотрудники Управления провели 95 выездных контрольных мероприятий по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции: 60 плановых и 35 внеплановых; провели исследований 60 товарных и финансовых рынков. В частности, рынки финансовых услуг, автокредитования, нефтепродуктов, агропродовольственных продуктов и т.п.

§2.2. Контроль размещения заказов

В 2009 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике поступило 205 жалоб (в 2008 г. – 87) на действия заказчика, конкурсной аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов. Чувашское УФАС России рассмотрело 185 жалоб, 10 жалоб отозваны заявителями и еще 10 возвращены в соответствии с законодательством о размещении заказов. Количество обоснованных жалоб составило 64, что составляет 34% от общего количества рассмотренных жалоб. По итогам их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам выдано 67 предписаний.

Наибольшее число жалоб поступило на действия заказчика, конкурсной, аукционной  и котировочной комиссии при размещении заказов для федеральных нужд  – 104 жалобы.

При рассмотрении жалоб установлено, что наибольшая доля  нарушений (25%) связана с  установлением требований к участникам либо к заявке, противоречащих закону. Также типичными нарушениями являются  необоснованный отказ в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе (14%) и необоснованный допуск участника размещения заказа (9%). 

За отчетный период государственными заказчиками направлены в Управление сведения о 10 недобросовестных поставщиках,  из них:  8 участников размещения заказа уклонились от заключения государственного контракта, 2 поставщика допустили существенные нарушения условий государственного контракта, в связи с чем контракт расторгнут судом. По решению Комиссии Чувашского УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включены 8 поставщиков (в 2008 г. – 8). 

Чувашским УФАС России за вышеуказанный период осуществлено 97 проверок, в том числе 23 плановых и 74 внеплановых. В ходе проверок специалисты антимонопольного органа выявили 409 нарушений.

Управление выдало 62 постановления о наложении административного штрафа (в 2008 г. – 17). Сумма штрафов в сфере контроля за размещением заказов составила 1,5 миллиона рублей.

§2.3. Контроль рекламной деятельности

В 2009 году Чувашское УФАС России  возбудило 61 дело по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2008 г. – 42), из них 52 – по инициативе антимонопольного органа. По 8 делам производства прекращены в связи с неустановлением фактов нарушения законодательства о рекламе. Из общего количества выявленных нарушений (82) 16 связаны с отсутствием в рекламе медицинских услуг и препаратов предупреждения о наличии  противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов; 11 – с нарушением общих требований рекламирования финансовых услуг и 9 нарушений законодательства допущены при распространении рекламы о привлечении денежных средств для строительства  многоквартирных домов.  За этот же год по фактам нарушения Закона о рекламе Управлением возбуждены 55 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2008 г. – 48), за которые назначены административные штрафы  на 792 тысяч рублей.

В 2009 г. Чувашское УФАС России совместно с Министерством экономики Чувашской Республики, органами местного самоуправления, районными отделами МВД Чувашии, органами Прокуратуры республики проводило целенаправленную работу по выявлению и пресечению фактов распространения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции. В частности, структурными подразделениями МВД Чувашской Республики выявлены 4 факта распространения наружной рекламы алкогольной продукции, по которым уполномоченными должностными лицами министерства возбуждены административные дела и направлены для рассмотрения в антимонопольный орган. По аналогичным фактам административные делопроизводства возбуждались и органами Прокуратуры республики.

§2.4. Итоги судебных разбирательств

В 2009 году многие решения и постановления Чувашского УФАС России по всем направлениям деятельности антимонопольного органа были обжалованы в судебных  инстанциях.

В данном отчетном периоде по антимонопольному законодательству ответчики обжаловали в судах 23 решения и предписания Чувашского УФАС России (в 2008 г. – 8). Окончательные судебные акты вынесены по 14 решениям. В  13 случаях они признаны законными, 1 решение отменено. 9 дел находятся в стадии судебного разбирательства. Доля выигранных дел в 2009 году составила почти 93%. Из 7 обжалованных постановлений по данному направлению суд оставил без изменения и признал законными 5, два отменены. 

Управление за прошлый год в сфере размещения заказов  выдало 62 постановления о  наложении штрафов (в 2008 г. – 17) на общую сумму 1,5 миллиона рублей. 20 постановлений (33%) на законность и обоснованность проверены судами. Одно постановление было отменено, по второму снижен размер штрафа, а во всех остальных случаях суд встал на сторону антимонопольного органа. Кроме того, по данному направлению обжаловано 6 из 208 выданных Управлением решений. По результатам рассмотрения 3 решения оставлены без изменения, по трем еще не принят окончательный судебный акт.

По рекламе обжаловано в суде одно решение и одно предписание Чувашского УФАС России. Оба оставлены без изменения. Кроме того, ответчики обжаловали 7 постановлений антимонопольного органа по статье 14.3 КоАП РФ на общую сумму 504 тысяч рублей. 3 постановления признаны законными, 2 отмены судами, по двум снижен размер административного штрафа.

 

Глава 3. Итоги Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

В начале мая состоялось второе заседание Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России, на котором были рассмотрены следующие вопросы: мониторинг нарушений антимонопольного законодательства; проблемы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с региональными подразделениями естественных монополий.

На очередных заседаниях рассмотрены такие актуальные проблемы как проблема подключения субъектов малого предпринимательства к инженерной инфраструктуре; административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства; факты недобросовестной конкуренции (демпинг) на отдельных рынках; увеличение нотариальных услуг; нормы регионального законодательства, создающие ограничения для субъектов предпринимательства.   

В ходе заседаний члены Совета не просто обсуждали ту или иную проблему, а предлагали реальные пути их решения. В частности, на одном из встреч члены ОКС обратили внимание на недостаточные знания предпринимателями по защите своих прав по антимонопольному законодательству и отметили необходимость проведения разъяснительной работы для повышения правовой грамотности предпринимателей, в том числе через семинары и иные мероприятия. Сопредседатели Совета регулярно встречались с предпринимателями городов и районов Чувашии. К примеру, за 2009 год И. Кустарин и В. Борисов вместе посетили Дни малого предпринимательства в Алатырьском, Ядринском, Шумерлинском районах республики, организованные Торгово-промышленной палатой ЧР. На мероприятиях Вячеслав Аркадьевич рассказывает о правах предпринимателей, в каких случаях они могут рассчитывать на помощь ФАС России, что является нарушением антимонопольного законодательства, о новшествах в данной сфере.

Также к концу года Чувашское УФАС России совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики организовало «круглый стол» по антимонопольному законодательству с участием глав и заместителей глав районных и городских администраций муниципальных образований Чувашской Республики. В ходе мероприятия рассмотрены основные изменения антимонопольного законодательства, участники были проинформированы о практике проверок актов органов местного самоуправления, типичных нарушениях в сфере заключения договоров в отношении муниципального имущества. Такие встречи полезны для недопущения впредь подобных нарушений со стороны органов власти.

В отчетном периоде члены Совета предложили отделу размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти направить разъяснения в Пенсионный фонд Чувашской Республики о порядке заверения выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и проведения торгов по страхованию автомашин, что и было сделано в указанные сроки.

Этому же отделу поручено проверить ИФНС по г. Новочебоксарск  на  создание преимуществ хозяйствующему субъекту, занимающегося продажей кассовых аппаратов в здании  налоговой. На момент проверки нарушение антимонопольного законодательства не выявлено – в здании инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарск не размещен хозяйствующий субъект, занимающийся продажей кассовых аппаратов.

Вышеназванный отдел также по поручению ОКС проверил ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации» на  создание преимуществ ООО «Чувашский центр испытаний и сертификации», расположенному в здании  учреждения. Проверка показала, что в 2006 году Росимущество без проведения торгов заключило договор с ООО «ЦИС» на сдачу в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением. Росимущество с ходатайством о предоставлении государственной помощи обществу в антимонопольный орган не обращалось, ему выдано предписание об устранении выявленного нарушения.

Как видно, уже в 2009 году Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России  начал работать в полную силу: были решены все организационные вопросы, Совет начал рассматривать конкретные проблемы и вопросы в сфере антимонопольного контроля. Благодаря деятельности ОКС предприниматели и общественные организации больше узнали о функциях и задачах антимонопольного органа, как они могут защищать свои права и интересы через ФАС России и ее территориальные органы. В дальнейшем работа в данном направлении, конечно же, будет продолжена и усилена. Первый год – это только начало, самый трудный рывок, а потом – дальнейшее совершенствование и развитие Совета.

 

Глава 4. Адвокатирование конкуренции

Главной задачей службы является создание условий для конкуренции, но предприниматели республики недостаточно информированы о возможностях Чувашского УФАС России. Совет помогает решать и этот немаловажный вопрос. Если в 2008 году многие представили бизнеса даже не знали о функциях и возможностях антимонопольного органа, то уже в 2009 году эта ситуация коренным образом поменялась. И немалая заслуга в этом и в деятельности Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России. В состав членов ОКС входят предприниматели, представители общественных организаций и ассоциаций, которые после встреч доносят до своих коллег нужную информацию. На некоторые заседания были приглашены и республиканские СМИ, потому что открытость и доступность – основные принципы работы Управления. На одном из заседаний члены Совета для повышения правовой грамотности предпринимателей предложили Управлению проводить семинарские занятия с участием Торгово-промышленной палаты Чувашии. Семинары и «круглые столы», проводимые Чувашским УФАС России с участием ТПП Чувашии, участие руководителя Управления на Днях малого предпринимательства, на заседаниях Правления Торгово-промышленной палаты ЧР.

В 2010 году Чувашское УФАС России не только продолжит работу по адвокатированию конкуренции, но и усилит ее. Задача – не просто донести до общественности, бизнеса и власти нужную информацию, а планомерная и продуктивная работа Управления с целевыми аудиториями, – такова дальнейшая цель Чувашского УФАС России. Тем более, Управлению есть еще куда стремиться.

Опрос, проведенный среди электронных и печатных СМИ в начале 2010 года, показал, что в целом журналисты довольны работой антимонопольного органа и пресс-службы. 25% опрошенных оценили деятельность Чувашского УФАС России и пресс-службы как «отлично», 75% – «хорошо».

О большой проделанной работе свидетельствуют и рейтинги Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. В 2009 году Чувашское УФАС России в рейтинге территориальных органов с 52 места переместилось на 11, по адвокатированию конкуренции – с 37 на 4.  Такого скачка нет ни у одного другого тероргана.

Дата проведения Совета: 
17 марта 2011, 00:00