Протокол от 25 февраля 2021 года

ЧУВАШСКОЕ УФАС РОССИИ

 

ПРОТОКОЛ

 

ОЧНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЧУВАШСКОМ УФАС РОССИИ

                                                                 

 

25 февраля 2021 г.                                                                                             № 1

 

Председательствовал                                                                Кустарин И.В.

 

участвовали:

 

Члены Совета:

Андреев Е.А., Чемеров И.М., Паладьев В.Д., Иккерт А.В., Разумова И.В.

 

 

Приглашенные: руководитель Чувашского УФАС России Котеев В.В., заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокурова Н.Ю., ведущий специалист-эксперт Чувашского УФАС России Моисеева Е.Г., руководитель аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Тихонов С.Н.

 

 

I. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства за 2020 год

(Котеев В.В., Кустарин И.В.)

В 2020 году в Чувашское УФАС России поступило 569 заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства, на 5% меньше по сравнению с прошлым годом (в 2019 г. – 601).

 Количество поступивших заявлений на монополистов (статья 10) по-прежнему высоко – 185 (32,5% из всех поступивших заявлений). По сравнению с прошлым годом данная цифра увеличилась в два раза. По 10 статье в ходе рассмотрения антимонопольных дел за навязывание невыгодных условий договора установлены два нарушения на рынке жилищно-коммунального хозяйства.

По недобросовестной конкуренции (статьи 14.1-14.8) количество поступивших заявлений уменьшилось. По этому направлению Чувашское УФАС России выявило 2 нарушения и выдало 10 предупреждений (в 2019 г. – 2 и 7 соответственно).

 46% из всех заявителей жаловались на деятельность органов власти (статьи 15, 16). Комиссия Управления выявила три нарушения: необоснованное препятствование осуществлению деятельности (1) и прочие (2).

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предупреждения и предписания для их устранения. За отчетный период выдано 6 предписаний (в 2019 г. – 4), одно из них исполнено, 5 находятся в стадии исполнения.

В 2020 году Чувашское УФАС России выдало 31 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 10, 14.1-14.8, 15 Закона о защите конкуренции (в 2019 г. – 38), из них 12 исполнены (в 2019 г. – 35), 14 в стадии исполнения, по 5 возбуждены антимонопольные дела (в 2019 г. – 3).

Управление выдало 7 предостережений по статье 11 Закона о защите конкуренции и по два по статьям 10 и 15 (в 2019 г. – 4 по статьям 10, 15, 16).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступили 65 жалоб (в 2019 г. – 132), из них 18 признаны обоснованными (в 2019 г. – 15), 36 – необоснованными (в 2019 г. – 89), 11 отозваны заявителями, возвращены и направлены по подведомственности (в 2019 г. – 28). Управление выдало 15 предписаний (в 2019 г. – 15), 11 исполнены, 4 – в стадии исполнения.

К административной ответственности привлечены 77 физических и юридических лиц (в 2019 г. – 94). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 54 млн 352,57 тыс. руб. (в 2019 г. – 44 млн 178 тыс. руб.), из них 90 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2019 г. – 180 тыс. руб.). В отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства физические и юридические лица оплатили штрафы на сумму 13 млн 540 тыс. рублей (в 2019 г. – 2 млн 642 тыс. рублей).

Решили:    

  1. Принять к сведению доклад руководителя Чувашского УФАС России Котеева В.В.
  2. Предложить включить в план работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год вопрос по защите интеллектуальных прав.
  3. Направить материалы семинара по защите интеллектуальных прав, проведенного 17 декабря 2020 года Чувашским УФАС России, всем членам Совета.

II. Об исполнении антимонопольного комплаенса

(Винокурова Н.Ю., Кустарин И.В.))

Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Коплаенс-риск – риск нарушения антимонопольного законодательства.

Основные этапы внедрения антимонопольного комплаенса: организация системы работы (издание правового акта); выявление комплаенс-рисков; «работа» с коплаенс-рисками; оценка эффективности проделанной работы; доклад.

Источники информации для идентификации (выявления) комплаенс-рисков в ФАС России: жалобы на нарушения административных регламентов; внутриведомственная апелляция; обобщения судебной практики; общественная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; предложения общественных организаций и организаций научного сообщества; предложения территориальных органов ФАС России.

В 2020 году коллегиальным органом ФАС России рассмотрено одно решение Чувашского УФАС России о признании нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Решение признано не соответствующим единообразию в применении антимонопольного законодательства.

В 2020 году в суде обжаловано 24 решение Управления о наличии нарушения антимонопольного законодательства, из них по 14 приняты окончательные судебные акты – 7 в пользу Управления и 7 отменены судом, остальные в стадии рассмотрения.

В 2020 году выявлено одно нарушение соблюдения административных регламентов.

 

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокуровой Н.Ю.

Ш. Публикация открытых данных на официальном сайте Чувашского УФАС России

(Моисеева Е.Г.)

В рамках реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Чувашское УФАС России обеспечивает на официальном сайте доступ к открытым данным.

Под открытыми данными понимается информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, которая подлежит размещению в сети Интернет в формате, обеспечивающем её автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и может свободно использоваться в любых соответствующих закону целях любыми лицами независимо от формы её размещения.

На официальном сайте Чувашского УФАС России размещены 13 наборов открытых данных: информация об Общественном совете при Чувашском УФАС России; информация об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе; информация об Консультативно-экспертном совете по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок; информация об Экспертно-методическом совете по закупкам товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд; информация о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; контактная информация; сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы; контактные данные пресс-секретаря; Чувашское УФАС России в СМИ; аналитические материалы; новости Чувашского УФАС России; отчеты; информация об обращениях граждан.

Решили:    

  1. Решили одобрить работу Чувашского УФАС России по публикации открытых данных на официальном сайте Управления и план-график раскрытия приоритетных социально-значимых наборов отрытых данных Чувашского УФАС России.

 

IV. Принятие плана работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год.

(Иванова С.М., Кустарин И.В.)

Решили:    

  1. Принять план работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год согласно приложению № 1.

 

V. Об исполнении поручений Общественного совета при Чувашском УФАС России

(Иванова С.М., Кустарин И.В.)

Решили:    

  1. Одобрить работу по исполнению поручений Общественного совета при Чувашском УФАС России.
  2. Обратить внимание на необходимость четкого исполнения плана работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год.

VI. Разное

(Иванова С.М.)

В целях реализации требований новой редакции Стандарта деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, утверждённой решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 02.12.2020 №43-С приказом ФАС России от 15 февраля 2021 года № 109/21 утверждено Положение об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

Приказом учтены следующие изменения, внесенные в Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти.  

Пункт 3.16.3 г) в отношении которого отсутствует информация об участии в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.             

Пункт 3.27  9) в случаях, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Стандарта деятельности;              

Пункт 3.27.1 Полномочия члена общественного совета приостанавливаются Общественной палатой в случаях, предусмотренных пунктом 5.7 настоящего Стандарта деятельности.              

Пункт 3.28  Вопрос о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета инициируется решением общественного совета или Общественной палатой.                

Пункт 3.28.1 Решение общественного совета о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета по основаниям, указанным в подпунктах 6), 9) пункта 3.27. настоящего Стандарта деятельности, направляется в Общественную палату для согласования. В случае согласования Общественной палатой решения о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета указанное решение подлежит утверждению актом федерального органа исполнительной власти. Согласование Общественной палатой досрочного прекращения полномочий по иным основаниям не требуется.     3.28.1. Решение общественного совета о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета по основанию, указанному в подпункте 6) пункта 3.27. настоящего Стандарта деятельности, направляется в Общественную палату для согласования. В случае согласования Общественной палатой решения о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета указанное решение подлежит утверждению актом федерального органа исполнительной власти. Согласование Общественной палатой досрочного прекращения полномочий по иным основаниям не требуется.          

Раздел V      Конфликт интересов и недопущение участия членов общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции    

Пункт 5.4 абзац 2 В случае возникновения у председателя общественного совета личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, либо при возникновении ситуации оказания воздействия (давления) на председателя общественного совета, связанного с осуществлением им своих полномочий, председатель общественного совета обязан в кратчайшие сроки проинформировать об этом в письменной форме Общественную палату.           

Пункт 5.5. Председатель общественного совета или Общественная палата, которым стало известно о возникновении у члена общественного совета личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов вплоть до приостановления или досрочного прекращения полномочий члена общественного совета, являющегося стороной конфликта интересов, в порядке, установленном Общественной палатой.         

Пункт 5.6 абзац 1 Председатель общественного совета или Общественная палата проводят оценку коррупциогенных рисков деятельности общественного совета и принимают меры по их минимизации в целях недопущения участия членов общественного совета в  деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.          

Пункт 5.6 абзац 2 Председатель общественного совета, которому стало известно о факте участия члена общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, информирует об этом Общественную палату.

Пункт 5.6 абзац 3 Члены общественного совета, которым стало известно о факте участия председателя общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, информируют об этом Общественную палату.       

Пункт 5.7    Общественная палата принимает решение о  приостановлении участия члена общественного совета в работе общественного совета в случаях:

- направления материалов, содержащих признаки нарушения антикоррупционного законодательства в правоохранительные или иные компетентные государственные органы для их проверки;

- самостоятельного рассмотрения уполномоченным лицом информации об указанных нарушениях, поступившей от физических, юридических лиц либо распространенной в средствах массовой информации;

- осуществления уполномоченным лицом действий, направленных на профилактику данных нарушений или разъяснительную работу с лицом, в отношении которого поступила соответствующая информация;

- в иных случаях, когда такое участие противоречит или может противоречить целям общественного совета и указывает на личную или иную заинтересованность у члена общественного совета при принятии решения (конфликт интересов), а также может повлиять на репутационные риски или воспрепятствовать деятельности государственного органа.             

Пункт 5.8 В случае, если обстоятельства, влекущие возникновение конфликта интересов у члена общественного совета, не устранены, либо подтвержден факт участия члена общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, Общественная палата принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета. Указанное решение Общественной палаты подлежит утверждению актом федерального органа исполнительной власти.            

Пункт 5.9 В случае, если обстоятельства, влекущие возникновение конфликта интересов у члена общественного совета, устранены (не подтвердились) и (или) не подтвержден факт участия члена общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, Общественная палата принимает решение о восстановлении полномочий члена общественного совета.                

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение ответственного секретаря Общественного совета при Чувашском УФАС России Ивановой С.М. «Об утверждении положения об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» в соответствии с приказом ФАС России от 15 февраля 2021 года № 109/21.

 

Председатель
Общественного совета                                                                 
при Чувашском УФАС России                                                        Кустарин И.В.

Ответственный секретарь
Общественного совета
при Чувашском УФАС России                                                         Иванова С.М.

Протокол вела Иванова С.М.

Дата проведения Совета: 
25 февраля 2021, 13:00