Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2015 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2015 год

Введение

Всегда выбирайте самый трудный путь –

на нем вы не встретите конкурентов. 

Шарль де Голль

 

Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.

Антимонопольный орган с целью поддержки и развития предпринимательства помогает исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, пресечь противоправные действия субъектов естественных монополий, преодолеть административные барьеры, выстроенные органами власти и др. Но для того, чтобы теснее взаимодействовать с общественностью, быть в курсе возникающих в предпринимательской деятельности проблем, антимонопольному органу необходим механизм «обратной связи». И этим механизмом успешно стал Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России.

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

Организационная работа Совета

В 2015 году состоялись 5 заседаний Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России. На заседаниях Совета участвовали от 7 (54%) до 11 (85%) членов ОКС из 13. Количество приглашенных лиц колебалось от 2 до 8 человек. Активность присутствующих варьировалась от 23% до 46% от общего количества участников заседаний.

Необходимо также отметить, что членами Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России являются только те представители предпринимательских союзов, некоммерческих организаций и общественных объединений, которые хотят работать и заинтересованы в совершенствовании деятельности антимонопольных органов и антимонопольного законодательства. С этой целью состав Совета ежегодно пересматривается. Из его состава исключаются члены, которые не посещают заседания и не принимают активного участия в обсуждении актуальных для республики проблем, и приглашаются новые лица, которые хотят и могут работать над развитием добросовестной конкуренции в Чувашской Республике. 

Заседания Совета: разнообразие рассмотренных проблем и активность членов

В 2015 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную и важную для общественности деятельность. За рассматриваемый год организовано 5 заседаний Совета.

Первое заседание ОКС состоялось 3 марта. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за 2014 год. В частности, руководитель Чувашского УФАС России Борисов В.А. рассказал об итогах Управления. Заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики Ланцова О.К. выступила с докладом «План мероприятий по внедрению в Чувашской Республике стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Кроме того, в ходе данного заседания был пересмотрен состав Совета, а также принят План работы на 2015 год.

Второе заседание ОКС состоялось 24 марта. На заседании обсуждена тема «О проекте постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров ЧР от 14 ноября 2012 г. №481 «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики». По итогам обсуждения принято решение рекомендовать Минэкономразвития Чувашии в пункте 2 проекта предусмотреть срок вступления подпункта 6 пункта 1 постановления («не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, относящихся к слабоалкогольным напиткам специального назначения с содержанием  этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащих кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека») через один месяц после дня официального опубликования постановления.

Очередное заседание Совета состоялось 9 июня. На мероприятии рассмотрен вопрос «О ситуации на рынке розничной продажи алкогольной продукции». Члены ОКС также провели мониторинг нарушений антимонопольного законодательства и приняли Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2014 год.

Следующее заседание ОКС состоялось 2 октября. Члены Совета рассмотрели вопрос «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики» с участием представителей Минэкономразвития Чувашии и  членов Совета Ассоциации участников алкогольного рынка и рекомендовали Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики дополнить подпункт 6 пункта 1 проекта предприятиями общественного питания, отнесенным к типу «кафе»; исключить из пункта 1.1 День Республики (24 июня).

На этом же заседании Члены Совета изучили Проект администрации г. Чебоксары «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 27.08.2013 № 2728» и в связи с тем, что значительное количество участников рынка подпадают по действие запретов, устанавливаемые проектом (по оценкам Минэкономразвития Чувашии свыше 300 розничных точек продаж города), решили признать проект ограничивающим конкуренцию на рынке розничной продажи алкогольной продукции, обратиться к администрации г. Чебоксары о недопустимости подобных мер.

29 октября состоялось последнее за 2015 год заседание ОКС. Члены Общественно-консультативного совета обсудили историю развития антимонопольного регулирования в России, мониторинг нарушений антимонопольного законодательства и административные барьеры.

Подытоживая итоги, члены Совета отметили положительную роль Общественно-консультативного совета в решении проблемы благоустройства прилегающих к зданию территорий на территории г. Чебоксары.

 

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

Контроль антимонопоьного законодательства

В 2015 году в Чувашское УФАС России поступило 925 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, на 22% больше по сравнению с прошлым годом. По некоторым статьям Закона о защите конкуренции количество поданных в Управление заявлений увеличилось в разы, в частности, по статьям 14 и 15.

60% из всех заявителей жаловались на деятельность монополистов (статья 10). По данной статье на рынке электроснабжения установлено 14 нарушений, на рынке газа – 9 и на рынке водоснабжения и водоотведения – 8.

По-прежнему высок процент (24%) тех, кого не устраивает работа органов власти (статьи 15, 16). Чаще всего заявители жалуются на незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции (выявлено 36 нарушений), на ограничение доступа на рынок (выявлено 5 нарушений), на создание дискриминационных условий (выявлено 3 нарушения), на наделение хозяйствующего субъекта властными функциями (выявлено 3 нарушения).

Количество заявлений о фактах недобросовестной конкуренции (статья 14) увеличилось на 79%, а количество выявленных нарушений – на 50%. Подобные нарушения выявлены на таких рынках как автомобильный транспорт (20), торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (4).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступила 121 жалоба (в 2014 г. – 109), из них 70 признаны обоснованными (в 2014 г. – 39), 43 – необоснованными (в 2014 г. – 69), 8 жалоб отозваны заявителем (в 2014 г. – 1). Управление выдало 43 предписания (в 2014 г. – 29), к настоящему моменту 30 из них уже исполнены.

Всего выявлено 138 нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2014 г. – 113). 123 заявления послужили поводом для антимонопольного разбирательства (в 2014 г. – 97).

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предписания для их устранения. Из 41 выданных предписаний на данный момент исполнены 18.

В 2015 году Чувашское УФАС России выдало 37 предупреждений (в 2014 г. – 34), из них 32 исполнены (в 2014 г. – 32), по 5 возбуждены антимонопольные дела (в 2014 г. – 2).

К административной ответственности привлечены 189 физических и юридических лиц (в 2014 г. – 89). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 116 млн 174 тыс. руб. (в 2014 г. – 268 млн 864 тыс. 500 руб.), из них 562 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2014 г. – 559 тыс. руб.). В отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства физические и юридические лица оплатили штрафы на сумму 4 млн 913 тыс. рублей.

Контроль в сфере закупок

В 2015 году Чувашское УФАС России  в соответствии с 44-ФЗ рассмотрело 508 жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (в 2014 г. – 406). Необоснованными признало 226 жалоб (44%) (в 2014 г. – 173). Количество обоснованных обращений составило 146 (29%) (в 2014 г. – 82), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 141 предписание (в 2014 г. – 80).

 Из 508 поступивших жалоб 25 – отозваны (в 2014 г. – 28), 111 – возвращены (в 2014 г. – 123) в соответствии с действующим законодательством. Значительное количество возвращенных жалоб связано с неверно выбранным способом их подачи. Согласно разъяснениям Минэкономразвития России жалобы, поданные посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной цифровой подписи, признаются не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.

Управление в ходе рассмотрения жалоб и внеплановых, плановых проверок выявило 314 нарушений (в 2014 г. – 286).

За 12 месяцев Чувашское УФАС России рассмотрело 30 обращений (в 2014 г. – 727) о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, из них 29 согласованы (в 2014 г. – 617), в согласовании одного отказано (в 2014 г. – 110).

Кроме того, Управление рассмотрело 176 уведомлений (в 2014 г. – 67) об осуществлении закупки у единственного поставщика, в 87 из них (49%) антимонопольный орган выявил нарушения действующего законодательства (в 2014 г. – 25).

В отчетном периоде Чувашское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 20 участниках закупок (в 2014 г. – 31): 11 из них уклонились от заключения контракта,  у 9 контракты расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Всего на данный момент в реестре по 44-ФЗ числятся 53 недобросовестных поставщиков.

Чувашское УФАС России назначило административное наказание 173 должностным лицам (в 2014 г. – 74) о наложении штрафов на общую сумму 1 млн 461,6 тыс. рублей (в 2014 г. – 590).

 

За рассматриваемый период по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Чувашское УФАС России поступила 41 жалоба (в 2014 г. – 39), из них 23 признаны обоснованными (в 2014 г. – 13) и 17 – необоснованными (в 2014 г. – 25), одна жалоба возвращена (в 2014 г. – 1). Управление выдало 10 предписаний (в 2014 г. – 7).

Чувашское УФАС России выдало 52 постановлений (в 2014 г. – 15) о наложении штрафа на общую сумму 621 тыс. рублей (в 2014 г. – 198 тыс. рублей).

Контроль рекламной деятельности

В 2015 году в Чувашское УФАС России поступило 53 заявления о распространении ненадлежащей рекламы (в 2014 г. – 86). Управление возбудило 49 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2014 г. – 59), из них 14 по инициативе антимонопольного органа и 35 по заявлениям жителей Чувашии и иных органов (в 2014 г. – 5 и 54 соответственно).

В частности, в сентябре прошлого года Комиссия антимонопольного органа рассмотрела информацию Прокуратуры Московского района г. Чебоксары и признала ненадлежащей рекламу юридических услуг ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих»,  распространенную в газете  «PRO Город Чебоксары».  Реклама содержит сведения, не соответствующие действующему законодательству о воинском учете,  и  призывает учащихся и студентов не являться на комиссию по постановке на воинский учет.

По 10 возбужденным делам производства прекращены в связи с не установлением фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2014 г. – 14). В остальных случаях Комиссия антимонопольного органа признала факт нарушения и выдала 20 предписаний (в 2014 г. – 18). Все они исполнены.

Всего за 12 месяцев работы Управление выявило 59 нарушений Закона о рекламе (в 2014 г. – 65). 15 фактов связаны с отсутствием в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что вводило потребителей в заблуждение (ч. 7 ст. 5). В 14 случаях Чувашское УФАС России выявило ненадлежащее рекламирование финансовых услуг, к примеру, с не указанием наименования или имя лица, оказывающего подобную услугу, либо же в рекламе отсутствовала часть существенной информации (ч. 1 и ч. 2 ст. 28). Кроме того, специалисты антимонопольного органа 13 раз устанавливали распространение недостоверной рекламы (ч. 3 ст. 5).

  За этот же период по фактам нарушения Закона о рекламе Управление возбудило и рассмотрело 38 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2014 г. – 34).  Общая сумма назначенных штрафов –  516 тыс. рублей (в 2014 г. – 494 тыс. рублей).

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России ежегодно проводит мероприятия по адвокатированию конкуренции с целью разъяснения общественности пользы конкуренции и ее развития. Управление регулярно информирует граждан, предпринимательское сообщество, СМИ об изменениях в законодательстве, размещает на официальном сайте информацию о возбужденных и рассмотренных делах, принятых санкциях, об исполненных предписаниях и предупреждениях.

Члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России также вовлечены в адвокатирование конкуренции: поднимают и обсуждают актуальные вопросы малого и среднего бизнеса на заседаниях Совета и  распространяют полученную на заседаниях ОКС информацию среди предпринимателей и в деловых кругах Чувашской Республики.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов в СМИ для дальнейшей их публикации (за 2015 год – 500), и пресс-конференции, и брифинги (за 2015 год – 8), и заседания ОКС с участием журналистов и иных заинтересованных лиц, и размещение наружной социальной рекламы (за 2015 год – 9), и проведение семинаров с представителями бизнеса, власти и общественных организаций (за 2015 год – 12), и научная деятельность специалистов Управления.

В 2015 году о деятельности Чувашского УФАС России вышло более 1000 материалов и сюжетов в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении.

Задача на 2016 год по адвокатированию конкуренции заключается в сохранении информационной открытости антимонопольного органа, а также в нахождении новых способов адвокатирования конкуренции.  

 

Заключение

Задачи Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России на 2016 год заключаются в разработке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики; привлечении объединений предприятий, некоммерческих организаций к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства; во всестороннем информировании предпринимательского сообщества, некоммерческих организаций и граждан о целях, задачах и полномочиях Чувашского УФАС России; вовлечении некоммерческих организаций к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования.

В 2016 году ОКС, в частности, планирует обсудить на заседаниях Совета следующие вопросы: о различных ценах (тарифах) на оказание услуг по переводу денежных средств; об эксплуатационных расходах нежилых помещений; практика оплаты за негативное воздействие на окружающую среду; о порядке ценообразования за оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением.

 

 

Дата проведения Совета: 
28 апреля 2016, 10:00