Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2013 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2013 год

Введение

«Принудительная монополия» – компания, которая организует производство и устанавливает цены на товары независимо от рынка, без оглядки на конкуренцию, на законы спроса и предложения. Если подобные монополии займут ведущее место в какой то ни было экономической системе, в ней возобладают косность и застой.
Айн Рэнд

 

Конкуренция – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Что же побуждает человека к конкурентной борьбе? Стремление превзойти других. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, так как оно порождается объективными условиями: наличием множества равноправных субъектов на определенном рынке; полной экономической обособленностью каждого из них;  зависимостью участников от конъюнктуры рынка; противоборством со всеми другими представителями рынка за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать товары дороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле для стимулирования покупательского спроса.

Несомненно одно, конкуренция является двигателем экономического прогресса. Объясняется это просто: рыночное соперничество приводит к успеху только тогда, когда предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает их цену, уменьшая затраты на производство единицы продукции, расширяет ассортимент товаров, улучшает обслуживание покупателей. В этом и заключается положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

 Но в жизни конкуренция далека от идиллии, поэтому задача Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России – помочь развить в республике здоровую и эффективную конкуренцию.

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

Организационная работа Совета

В 2013 году состоялись 5 заседаний Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России. На заседаниях Совета участвовали от 9 (60%) до 14 (93%) членов ОКС из 15. Количество приглашенных лиц колебалось от 1 до 2 человек. Активность присутствующих варьировалась от 10% до 64% от общего количества участников заседаний.

Необходимо также отметить, что членами Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России являются только те представители предпринимательских союзов, некоммерческих организаций и общественных объединений, которые хотят работать и заинтересованы в совершенствовании деятельности антимонопольных органов и антимонопольного законодательства. С этой целью состав Совета ежегодно пересматривается. Из его состава исключаются члены, которые не посещают заседания и не принимают активного участия в обсуждении актуальных для республики проблем, и приглашаются новые лица, которые хотят и могут работать над развитием добросовестной конкуренции в республике. 

Заседания Совета: разнообразие рассмотренных проблем и активность членов

В 2013 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную и важную для общественности деятельность. В отчетном периоде активность продемонстрировали не только руководство и специалисты антимонопольного органа, но и многие члены Совета проявили инициативу и выступили с докладами о проблемах, которые волнуют предпринимательское сообщество.

За рассматриваемый год организовано 5 заседаний Совета. Первое заседание ОКС состоялось 5 февраля. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за 2012 год. В частности, руководитель Чувашского УФАС России Борисов В.А. рассказал об итогах Управления. Председатель Союза предприятий и предпринимателей г. Новочебоксарск Пикмулов И.С. выступил с докладом «О неравных конкурентных возможностях предпринимателей по сравнению с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, которые действуют на одних высоко конкурентных рынках, при участии в торгах». Председатель Совета Ассоциации индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в обеспечении пожарной безопасности и пожарного аудита объектов Федоров Л.Л. остановился на требовании членства в СРО индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в обеспечении пожарной безопасности и пожарного аудита объектов. В ходе обсуждения члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России одобрили положения проекта Стратегии развития антимонопольного регулирования в России: ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий во всех конкурентных секторах экономики; введение процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, в ходе данного заседания был пересмотрен состав Совета, а также принят План работы на 2013 год.

Второе заседание ОКС состоялось 2 апреля. В ходе данного заседания обсуждены реализация плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 №2579-р; нарушения антимонопольного законодательства управляющими компаниями при оказании услуг субъектам малого и среднего предпринимательства; ключевые направления Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации, а также заслушан ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2012 год. По итогам обсуждения доклада председателя Национальной федерации парикмахеров и косметологов Салминой С.Н. «О нарушениях антимонопольного законодательства управляющими компаниями при оказании услуг субъектам малого и среднего предпринимательства» члены Совета рекомендовали Чувашскому УФАС России рассмотреть вопрос о   применении управляющими компаниями к собственникам нежилых помещений – предпринимателям – завышенных тарифов на общедомовые нужды. В ходе данного заседания с ситуацией на рынке алкогольной продукции Чувашской Республики» с членами ОКС также поделился председатель Совета Ассоциации участников алкогольного рынка Иккерт А.В.

Очередное заседание Совета состоялось 6 июня. На мероприятии рассмотрен проект Доклада «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» и одобрены предложения президента Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики Кустарина И.Ю. о необходимости принятия радикальных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства: признать приоритетным принцип добропорядочности, разумности и справедливости в предпринимательской деятельности при их взаимодействии с органами власти; представителям органов власти разрешить только те действия, которые санкционированы законодательством (запретить бездействие, если действие предусмотрены законодательством); установить возмещение ущерба от действий (бездействия) органов власти, несанкционированных законодательством; ввести ответственность чиновников всех уровней за нарушения и ущемления прав предпринимателей. Члены Общественно-консультативного совета также согласились с предложением председателя Союза предприятий и предпринимателей г. Новочебоксарск Пикмулова И.С. о необходимости ускорения процедуры приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.  По предложению предпринимательского сообщества рассмотрен и такой вопрос как административные барьеры. Секретарь Совета Моисеева Е.Г. рассказала о достигнутых результатах по ранее рассмотренным административным барьерам, Пикмулов И.С. поделился сведениями о недобросовестных участниках размещения заказов. В конце обсуждения члены Совета согласились с предложением Кустарина И.В. о проведении заседания ОКС в 2014 году с участием Главного управления МЧС России по ЧР по проверкам малого и среднего предпринимательства.

Следующее заседание ОКС состоялось 25 сентября. Члены Совета провели мониторинг нарушений антимонопольного законодательства. К примеру, руководитель Чувашского УФАС России, председатель Общественно-консультативного совета Борисов В.А. поделился с итогами Управления за первое полугодие 2013 года.

24 декабря состоялось последнее за 2013 год заседание ОКС. Члены Общественно-консультативного совета обсудили федеральную контрактную систему и рынок экспертных услуг. После изучения данного вопроса члены Совета рекомендовали отделу контроля за размещением заказов и торгов Чувашского УФАС России совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики  обратиться в Минэкономразвития Чувашии с целью подготовки рекомендаций для заказчиков по определению эксперта, экспертной организации. На данном заседании председатель правления Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан Хамзин И.М. также рассказал о нарушениях Закона о рекламе микрофинансовыми организациями. Его доклад получил живой отклик членов Совета, в частности, руководитель Чувашского УФАС России Борисов В.А. подтвердил готовность антимонопольного органа к совместной общественной работе с Республиканским союзом кредитных потребительских кооперативов граждан по профилактике нарушений в сфере рекламы.  Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Иванов В.Н. затронул тему «О преимущественном праве продления договоров аренды земельных участков». Члены Совета решили продолжить обсуждение данного вопроса на следующем, первом в 2014 году заседании Общественно-консультативного совета с участием представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и иных заинтересованных лиц, в частности, с приглашением представителей администрации г. Чебоксары.

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

Контроль антимонопольного законодательства

В 2013 году в Чувашское УФАС России поступило 496 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, на 23% меньше по сравнению с прошлым годом. По некоторым статьям Закона о защите конкуренции количество поданных в Управление заявлений уменьшилось в разы, в частности, по статьям 15 и 11.

38% из всех заявителей жаловались на деятельность монополистов (статья 10). По данной статье на рынке электроснабжения установлено 12 нарушений, на рынке теплоснабжения – 8, на рынке жилищно-коммунального хозяйства – 7. 18 из всех 47 выявленных нарушений связаны с необоснованным отказом от заключения договора, 17 – с навязыванием невыгодных условий договора.

По-прежнему высок процент (36%) тех, кого не устраивает работа органов власти (статьи 15, 16). Чаще всего заявители жалуются на бездействие по проведению конкурса на право управления многоквартирными домами (выявлено 17 нарушений), на незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции (выявлено 10 нарушений), на несоблюдение порядка, установленного законодательством РФ при предоставлении земельных участков (выявлено 6 нарушений).

Количество заявлений о фактах недобросовестной конкуренции (статья 14) сократилось на 32%, однако количество выявленных нарушений увеличилось на 25%. Подобные нарушения выявлены на таких рынках как автомобильный транспорт (2), жилищно-коммунальное хозяйство (1), торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (1), связь (1), машиностроительный комплекс (1), рынок страховых услуг (1) и строительный комплекс (1). В двух случаях осуществлялась продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Рекордсменом по сокращению количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства стала статья 17 Закона о защите конкуренции. Если в 2012 году специалисты Управления выявили 74 нарушения, то в 2013 году 5,7 раза меньше – всего лишь 13. Из них в 10 случаях нарушен порядок определения победителя торгов. 

Стоит отдельно отметить, что 6 января 2012 года вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции. Новая статья предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке. За рассматриваемый период поступила 51 жалоба, из них 26 признаны обоснованными и 23 – необоснованными (в 2012 г. – 119, из них 71 признаны обоснованными и 42 – необоснованными). Управление выдало 18 предписаний (в 2012 г. – 33), к настоящему моменту 12 из них уже исполнены.

123 заявления послужили поводом для антимонопольного разбирательства (в 2012 г. – 256). Всего выявлено 121 нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2012 г. – 250).

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предписания для их устранения. Из 31 выданного  предписания на данный момент исполнены 14.

К административной ответственности привлечены 93 физических и юридических лиц (в 2012 г. – 98). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 103 млн. 906 тыс. 500 руб. (в 2012 г. – 5 млн. 416 тыс. 6 руб.), из них 601 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2012 г. – 845 тыс. руб.).

Контроль размещения заказов

В 2013 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике поступило 363 жалобы (в 2012 г. – 311) на действия заказчика, конкурсной аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов. Из них Чувашское УФАС России рассмотрело 281 (в 2012 г. – 283), 27 жалоб отозваны заявителями и еще 55 возвращены в соответствии с законодательством о размещении заказов. Количество обоснованных жалоб составило 125 (44,5% от количества рассмотренных), а необоснованных – 156. В 2012 году – 84 (30%) и 199 соответственно. 

По итогам рассмотрения 281 жалобы Управление выдало государственным и муниципальным заказчикам 101 предписание (в 2012 г. – 99).

Наибольшее число жалоб поступило на действия заказчика, конкурсной, аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов для муниципальных нужд  – 168 жалоб.

В результате рассмотрения жалоб и проведения по ним внеплановых проверок Чувашское УФАС России выявило 158 заказов с нарушением действующего законодательства (в 2012 г. – 111). Всего допущено  252 нарушения со стороны заказчиков (в 2012 г. – 195), в частности, 139 из них – это размещение информации на официальном сайте с нарушениями требований Закона о размещении заказов.

В 2013 году Комиссия Чувашского УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включила  18 поставщиков (в 2012 г. – 13).  На отчетную дату в реестре числятся 34 недобросовестных поставщика.

Чувашское УФАС России за вышеуказанный период осуществило 164 проверки (в 2012 г. – 270), в том числе 24 плановых и 140 внеплановых. В ходе проверок специалисты антимонопольного органа выявили 292 нарушения по 154 заказам (в 2012 г. – 441 и 339 соответственно).

Управление выдало  209 постановлений о наложении административного штрафа (в 2012 г. – 232). Сумма штрафов в сфере контроля за размещением заказов составила 3 миллиона 358 тысяч рублей (в 2012 г. – 3 миллиона 327,7 тысяч рублей).

Контроль рекламной деятельности

В 2013 году в Чувашское УФАС России поступило 73 заявления о распространении ненадлежащей рекламы (в 2012 г. – 139). Управление возбудило 55 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2012 г. – 88), из них 13 по инициативе антимонопольного органа и 42 по заявлениям жителей Чувашии (в 2012 г. – 65 и 23 соответственно). По 15 делам производства прекращены в связи с не установлением фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2012 г. – 21). В остальных случаях Комиссия антимонопольного органа признала факт нарушения и выдала 21предписание (в 2012 г. – 33). Все они исполнены.

Всего за 12 месяцев работы Управление выявило 74 нарушения Закона о рекламе (в 2012 г. – 122). 20 фактов связаны с отсутствием в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что вводило потребителей в заблуждение (ч. 7 ст. 5). Специалисты антимонопольного органа 10 раз устанавливали распространение недостоверной рекламы (ч. 3 ст. 5). В 9 случаях выявлено ненадлежащее рекламирование финансовых услуг, к примеру, с не указанием наименования или имя лица, оказывающего подобную услугу, либо же в рекламе отсутствовала часть существенной информации (ч. 1 и ч. 2 ст. 28).

  За этот же период по фактам нарушения Закона о рекламе Управление возбудило и рассмотрело 37 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2012 г. – 59).  Общая сумма назначенных штрафов –  1 млн. 114 тыс. рублей (в 2012 г. – 1 млн. 104 тыс. рублей).

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России ежегодно проводит мероприятия по адвокатированию конкуренции с целью разъяснения общественности пользы конкуренции и ее развития. Управление регулярно информирует граждан об изменениях в законодательстве, размещает на официальном сайте информацию о возбужденных и рассмотренных делах, принятых санкциях, об исполненных предписаниях и предупреждениях.

Адвокатированием конкуренции занимаются и члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России, которые распространяют полученную на заседаниях ОКС информацию среди предпринимателей и в деловых кругах Чувашской Республики, благодаря чему с каждым годом растет уровень и качество информированности людей, предпринимателей и общества в целом.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов в СМИ для дальнейшей их публикации (за 2013 год – 500), и пресс-конференции, и брифинги (за 2013 год – 6), и заседания ОКС с участием журналистов и иных заинтересованных лиц, и размещение социальной рекламы на телевидении, и проведение семинаров с представителями бизнеса, власти и общественных организаций (за 2013 год – 30), и научная деятельность специалистов Управления.

В 2013 году о деятельности Чувашского УФАС России вышло около 750 материалов и сюжетов в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении.

В начале 2013 года у Чувашского УФАС России появилась собственная ежемесячная рубрика на канале «Россия 24-Чебоксары» «УФАС-Версия». Каждая рубрика состоит из 2-3 сюжетов и в течение месяца в эфире повторяется несколько раз. Деятельность Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России регулярно освещается в этой рубрике.

Задача на 2014 год по адвокатированию конкуренции заключается в сохранении информационной открытости антимонопольного органа, а также в нахождении новых способов адвокатирования конкуренции.  

Заключение

Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России в 2014 году уделит большое внимание разработке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики; продолжит привлекать некоммерческие организации к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства; приложит все усилия для всестороннего информирования предпринимательского сообщества, некоммерческих организаций и граждан о целях, задачах и полномочиях Чувашского УФАС России; будет вовлекать некоммерческие организации к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования.

В 2014 году ОКС, в частности, планирует обсудить на заседаниях Совета такие актуальные вопросы как «Об административных барьерах», «О преимущественном праве продления договоров аренды земельных участков», «О проверках малого и среднего предпринимательства», «О благоустройстве прилегающих к зданию территорий на территории г. Чебоксары», «О практике применения 44-ФЗ», «Об экспертных организациях в соответствии с 44-ФЗ» и другие.

 

 

Дата проведения Совета: 
13 мая 2014, 10:00