Протокол от 12 апреля 2013 года

ПРОТОКОЛ

заседания Консультативно-экспертного совета по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок при Управлении Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республике - Чувашии

«12» апреля  2013 года                                                                  г. Чебоксары

 

Председательствовал:

Котеев В.В. - заместитель руководителя Чувашского УФАС России ФАС России В.В.

Присутствовали:

Винокурова Н.Ю.

-

заместитель руководителя – начальник отдела   товарных рынков Чувашского УФАС России (Заместитель председателя Экспертного совета);

Шевченко А.В.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением заказов и торгов Чувашского УФАС России (секретарь Экспертного совета);

Алексеев А.Н.

-

заместитель директора по эксплуатации МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»  (по согласованию);

Беляев С.В.

-

председатель Правления некоммерческого партнерство «Союз перевозчиков»

Бондареева М.А.

-

заместитель генерального директора ОАО «АвтоВАС» (по согласованию);

Ванюков А.М.

-

заместитель генерального директора ГУР ЧР «Чувашавтотранс» Минстранса Чувашии

КалиниченкоИ.Б.

-

первый заместитель главы админситарции                                   г. Новочебоксарск

Казаков А.В.

-

председатель Чувашского автотранспортного союза

Ефремов В.А.

 

-

главный специалист эксперт отдела транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, тарнспорта и связи администрации г. Чебоксары

Ладин В.В.

-

диретор ООО «Автолайн»

Одокиенко С.П.

-

заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Ивлев Д.В,

-

начальник отдела автомобильных и иных видов транспорта Минтранса Чувашии

Сюбаев С.Х.

-

заместитель директора ПК «ЧПАП №2» ;

 

  1. Открытость подведения итогов конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок  автомобильным транспортом  на маршрутах в Чувашской Республики, организуемых сверх государственного заказа в целях устранения ограничения конкуренции.

 

В ходе обсуждения  членами Консультативно-ээкспертного совета были высказаны  следующие позиции по озвученному вопросу:

Дубиков  В.Г. - анализ действующей конкурсной документации показал, что при утверждении документации не учтены положения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно в части труда и отдыха водителей. Также отсутствует четкое условие о наличие водителей, которое привело к тому, что почти все перевозчики не доказали способность обеспечения безопасных пассажирских перевозок. Отсутствие критерия  привело к тому что,  перевозчиками в составе заявки представлено количество водителей равное числу автобусов. При таких условиях говорить о безопасности пассажирских перевозок не представляется возможным.

Ладин В.В. – относительно вопроса обеспечения соблюдения законодательства в части режима труда и отдыха водителей поясняю следующее.

Условие конкурсной документации об обязанности доказать перевозчиком способность осуществления пассажирских перевозок  подразумевает предоставление в составе заявки лицензии на право осуществления пассажирских перевозок. Включение условий о водителях возложит на конкурсную комиссию функции контрольного органа по проведению камеральной проверки, в силу чего предлагаю исключить из документации условия касающиеся вопроса водителей.

Открытость подведения итогов конкурсов  может быть достигнута отражением в протоколе рассмотрения заявок  инициативы  члена конкурсной комиссии, явившимся основополагающим при принятии решении по конкретной заявке. Данное нововведение позволит определить степень ответственности каждого члена комиссии и соответственно возможность принятия мер реагирования в отношении такого члена комиссии.

Кроме того, считаю целесообразным возложить на конкурсную комиссию полномочия по  запросу пояснений перевозчика по тем или иным положениям его заявки. Ввиду того, что председатель конкурсной комиссии  имеет решающий голос, решение принятое председателем отличным от решения конкурсной комиссии должно быть оформлено особым мнением.

Также считаю целесообразным принять и утвердить на уровне органа местного самоуправления порядок определения временных перевозчиков и заключения с ними договоров.

Казаков А.В. – действующая на сегодняшний момент конкурсная документация должна быть более понятной и открытой для перевозчиков, исключающей двояких толкований и содержащей больше конкретики.

В свою очередь от перевозчика требуется документами, приложенными к заявке подтвердить готовность к осуществлению пассажирских перевозок на момент подачи заявки, а не по факту осуществления таких перевозок.  Конкурсная комиссия рассматривая конкретную заявку перевозчика должна знать о такой готовности, а не догадываться.

Предложение о возможности запроса пояснений перевозчика по положениям заявки существенно затруднит работу конкурсной комиссии, в том числе и по времени. При этом перевозчику дается месяц для подготовки документов, которое, вполне достаточно для сбора и представления заявки в соответствии с требованиями.

Одокиенко С.П. – конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок  администрацией г. Чебоксары проводятся с 2011 года, результаты проведенного конкурса  показывают, что конкурс признан не состоявшимся, т.е фактически конкурс проведен «для галочки». Такое поведение администрации, факт восприятия конкурса перевозчиками «вштыки», судебные тяжбы затягивают процесс проведения конкурса. Что в конечном итоге приводит к тому, что перевозки осуществляются без заключенных договоров.

В соответствии с полномочиями, имеющимися у Администрации г Чебоксары, объявлен конкурс, приняты акты, утверждены положения в сфере пассажирских перевозок, на основании которых постановлением №902 объявлен открытый конкурс. Ввиду того, что постановление является действующим и никем не отменено, проведение конкурса является обязательным.

Кроме того, если  положениями не установлено требование, то оно не может быть предъявлено. Перевозчик не должен додумывать должен быть приложен документ или нет, а точно знать.

Администрации г. Чебоксары неоднократно предлагалось внести изменения в документацию в части исключения возможности заявления на конкурс автобусов с экипажем в рамках договоров аренды транспортного средства с экипажем. Складывается ситуация, когда арендатор фактически не является перевозчиком и не несет никакой ответственности. В идеале, предполагается проведение конкурса на производственные площади, базы, которые могут осуществить выпуск транспортных средств на маршруты, затем   проведение конкурса на всех лицензиатов, которые фактически могут осуществлять перевозки, что предполагает каждому свое расписание, с указанием с какой базы будет осуществляться отправка.

Ивлев Д.В.  – Минтранс Чувашии в части  решения вопроса привлечения автобусов по договору аренды транспортного средства с экипажем установил требование к подвижному составу в критериях оценки заявок:  наличие собственного -10 баллов, привлеченного- 5 баллов.

Сюбаев С.Х. – Администрация много сделала для урегулирования сферы пассажирских перевозок. Однако имеет место недоработки конкурсной документации. У перевозчика должно быть 4 элемента – база, транспорт, специалисты, водители. Именно на основании оценки данных элементов и должен проводиться конкурс. Имеется также свидетельство ОСАГО, в котором и указывается действующий перевозчик, так как страхуется именно перевозчик.

Беляев С.В. – принцип открытости должен быть распространен  в том числе и на участников рынка, добросовестность -  и на самих перевозчиков. «Перетекание» автобусов достигается посредством заключения мнимых сделок. Открытость конкурсных процедур не будет достигнута до тех пор, пока каждый конкурс будет проводиться по новой утвержденной документации, имеющей отличия от предыдущей. Выведение конкурсной документации в «ранг»  нормативного правового акта, направленного на неоднократное применение и возможность осуществления контроля соответствующими органами является первой необходимостью.

Кроме того, вопрос производственных баз остается остро открытым. Ряд перевозчиков заявляют на конкурс по осуществлению пассажирских перевозок в г. Чебоксары производственные базы находящиеся далеко за пределами г. Чебоксары, что свидетельствует о нарушении требований о  и исключении нахождения транспортных средств на охраняемы стоянках, расположенных на данных производственных базах, проведения медосвидетельствования водителей. Данный факт свидетельствует о заключении мнимых договоров на аренду производственных баз.

Кроме того, исходя из утвержденного состава конкурсной комиссии,  члены конкурсной комиссии не являются государственными и муниципальными служащими (депутаты, общественные деятели) отсутствует возможность применения мер взыскания за нарушение законодательства в действиях конкурсной комиссии, что порождает безнаказанность и отсутствие «страха» перед  нарушением действующего законодательства.

Поддерживаю предложение о принятии и утверждении на уровне органа местного самоуправления порядка определения временных перевозчиков и заключения с ними договоров. Кроме того, имеющийся срок предоставления право осуществления минуя конкурсные процедуры 6 месяцев необоснованно завышен и подлежит сокращению.

 

 

Консультативно-экспертный совет, полагает необходимым рекомендовать  органам власти в сфере пассажирских перевозок:

1.  пересмотреть положения конкурсной документации на право осуществления регулярных пассажирских перевозок  автомобильным транспортом  на маршрутах в Чувашской Республики, организуемых сверх государственного заказа с целью исключения двоякого толкования положений документации и возможности разнообразного толкования положений в пользу определенного круга хозяйствующих субъектов,   

2. «вывести» конкурсную документацию на право осуществления регулярных пассажирских перевозок  автомобильным транспортом  на маршрутах в Чувашской Республики, организуемых сверх государственного заказа в нормативно-правовой акт с целью возможности  неоднократного применения при проведении конкурсов на равных условиях.

3.  разработать порядок привлечения временных перевозчиков и порядок заключения договоров с такими перевозчиками с учетом соблюдения принципов публичности и открытости, недопущения устранения конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

 

По итогам заседания Консультативно-экспертного совета установлено следующее:

 

  1. Перенести вопрос рассмотрения и принятия Регламента  работы Консультативно-экспертного совета по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на следующее заседания с целью возможности  учета замечаний и предложений  членов Консультативно-экспертного совета;
  2. Направить органам местного самоуправления рекомендации:

-по пересмотру  положений конкурсной документации с целью исключения двоякого и разнообразного толкования положений конкурсной документации, и обеспечения равного и открытого подхода к рассморению и оценке заявок на участие в конкурсе.

-о принятии конкурсной документации и критериев оценки заявок как нормативный правовой акт (аналогия с  Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике").

-о необходимости разработки и принятия положения, регламентирующего порядок привлечения временных перевозчиков и заключения договоров с такими перевозчиками с учетом соблюдения принципов публичности и открытости, недопущения устранения конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

-о необходимости указания в протоколе рассмотрения заявок предложений каждого участника конкурса, в том числе по каждому заявленному транспортному средству и условий осуществления пассажирских перевозок.

  1. Чувашскому УФАС России направить в ФАС России письмо по вопросу привлечения членов конкурсной комиссии к административной ответственности за нарушение антимонопольных требований к торгам.
  2. Перенести рассмотрение третьего вопроса повестки (Критерии выбора перевозчика для обслуживания регулярных автобусных маршрутов: потребность заказчика, возможность перевозчика) на следующее  заседание.

 

Председатель Консультативно-

Экспертного совета                                                                       В.В. Котеев

 

 

Секретарь Консультативно-

Экспертного совета                                                                    А.В. Шевченко

Дата проведения Совета: 
12 апреля 2013, 17:17