• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2012 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2012 год

Введение

Планирование и конкуренцию можно сочетать только

 путем планирования конкуренции,

а не планирования против конкуренции

Хаек Фридрих

 

Монополия – это бизнес в конце своего пути

Генри Ллойд

 

С каждым годом жизнь граждан, органов власти, бизнеса меняется, модернизуется, совершенствуется. Один из факторов, движущий общественность вперед, - это конкуренция. Именно борьба с самых древних времен развития человечества являлась рычагом развития. С этой точки зрения ничего не изменилось и в 21 веке, только механизмы стали другие, более демократичные. Ценится уже не сила, а ум, навыки, таланты…

Чувашское УФАС России выступает за «здоровую конкуренцию», за честный бизнес и за создание равных условий для предпринимателей и организаций со стороны органов власти. Во многом в этом ему помогает Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России, который был образован 9 декабря 2008 года. В его состав входят представители предпринимательских союзов, ассоциаций, некоммерческих организаций и общественных объединений. С первых дней своего возникновения ОКС активно развивается, совершенствует методы работы. 

Как отмечают сами предприниматели, Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России является одним из самых продуктивных по своей работе и принимаемым решениям. Ни один вопрос, поднятый и рассмотренный на заседании, не остается без внимания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

Организационная работа Совета

В 2012 году состоялось 5 заседаний Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России, из них 2 – в расширенном формате. На заседаниях Совета участвовали от 8 (50%) до 13 (81%) членов из 16 членов ОКС. Количество приглашенных лиц колебалось от 2 до 8 человек, на расширенных заседаниях присутствовали от 21 до 27 приглашенных лиц. Активность присутствующих варьировалась от 20% до 83% от общего количества участников заседаний.

Необходимо также отметить, что членами Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России являются только те представители предпринимательских союзов, некоммерческих организаций и общественных объединений, которые хотят работать и заинтересованы в совершенствовании деятельности антимонопольных органов и антимонопольного законодательства. С этой целью состав Совета ежегодно пересматривается. Из его состава исключаются члены, которые не посещают заседания и не принимают активное участие в обсуждении актуальных для республики проблем, и приглашаются новые лица, которые хотят и работают над развитием добросовестной конкуренции в республике. 

Заседания Совета

В 2012 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную и важную для общественности деятельность. Было организовано 5 заседаний. Первое заседание ОКС в отчетном периоде состоялось 23 марта. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за 2011 год.

Второе заседание ОКС состоялось 1 июня. В ходе данного заседания обсуждены наиболее значимые нарушения антимонопольного законодательства за первые три месяца 2012 года. Членами Совета была рассмотрена актуальная тема «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». По данному вопросу были заслушаны доклады заместителя начальника отдела контроля органов власти и рекламы Даниловой С.Г. и заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР Ивановой Т.В. После рассмотрения вопроса Управлению ФАС по ЧР рекомендовано принимать решения по данному вопросу, исходя из позиции формирования благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства и правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ от 17.03.2009 №14561/08; ТПП Чувашии, ассоциациям, объединениям предпринимателей довести до сведения  своих членов информацию о возможности по спорным вопросам по оплате за негативное воздействие на окружающую среду обращения в антимонопольный орган; Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР подготовить письменное обращение о необходимости предоставления в срок отчетов по оплате за негативное воздействие на окружающую среду для размещения на сайте ТПП Чувашии и для рассылки предпринимателям. Кроме того, на данном заседании рассмотрена тема «Статья 14 Закона о защите конкуренции и авторское право».

Очередное расширенное заседание Совета  на тему «Предоставление земельных участков для предпринимательской деятельности» состоялось 20 августа. На мероприятии были заслушаны доклады: «Основания регистрации прав на земельные участки» (начальник отдела регистрации прав на земельные участки Управления  Росреестра по ЧР Мартынова М.Г.), «Предоставление земельных участков для предпринимательской деятельности» (заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Чувашского УФАС России Данилова С.Г.).   После обсуждений члены Совета решили рекомендовать органам местного самоуправления разработать понятное и регламентированное правовое регулирование процедур предоставления земельных участков, формализованное в правовой акт; при предоставлении земельных участков для коммерческих целей не вменять в обязанность предпринимателей оплату расходов, не предусмотренных действующим законодательством; Чувашскому УФАС России при рассмотрении обращений предпринимателей с жалобой на действия органов власти при предоставлении земельных участков для предпринимательской деятельности учитывать как действия по ограничению конкуренции.

Следующее заседание ОКС состоялось 22 октября. Члены ОКС обсудили самые показательные и важные нарушения антимонопольного законодательства за 9 месяцев 2012 года. Рассмотрели также вопросы: ключевые направления конкурентной политики, приоритетов антимонопольного регулирования и стратегических целей Федеральной антимонопольной службы на период до 2018 года; о состоянии конкуренции в Российской Федерации; проблемы при предъявлении к участникам размещения заказа требований, установленных законодательством РФ при проведении аукционов по строительству; административные барьеры. По последнему вопросу было решено принять к сведению сообщение Хамзина И.М. о сложностях в работе кредитных кооперативов с материнскими капиталами; сообщение Салминой С.Н. о навязывании предпринимательскому сообществу со стороны администрации г. Чебоксары благоустройства прилегающих территорий, находящихся в муниципальной собственности; сообщение Федорова Л.Л. о требовании Ростехнадзора членства в СРО индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в обеспечении пожарной безопасности и пожарного аудита объектов; сообщение Иккерта А.В. о заключении ОАО «Росспиртпром» дистрибьюторского соглашения с единственным участником рынка оптовой реализации алкогольной продукции и отказа другим, а также навязывании невыгодных условий; сообщение Федорова Л.Л. о требовании со стороны Росприроднадзора документов от предпринимателей на индивидуальные газовые котлы; сообщение Даниловой А.В. о требовании Минприроды Чувашии наличия разрешения (по негативному воздействию на окружающую среду) на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов вне зависимости от направления деятельности; сообщение Салминой С.Н. о предоставлении отчётов в Росприроднадзор со стороны малого и среднего предпринимательства только посредством возможности использования услуг ООО «Экология» в связи со сложностью отчета. Докладчикам было рекомендовано направить по сообщениям материалы в Управление для дальнейшего изучения на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции, а отделам Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике по мере поступления документов по изложенным вопросам рассмотреть решения и действия органов власти на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

11 декабря состоялось последнее за 2012 год заседание ОКС на тему «Рынок наружной рекламы». Для данного мероприятия был выбран расширенный формат заседания с участием представителей администраций городов Чебоксары и Новочебоксарск, СМИ и участников данного рынка. Заслушаны доклады: «Требования законодательства РФ о рекламе к размещению средств наружной рекламы на объектах недвижимости, находящихся в государственной муниципальной собственности» (начальник отдела контроля органов власти и рекламы Железина Л.А.), «Двойной стандарт в области регулирования наружной рекламы» (председатель Гильдии Рекламистов ЧР Бахматов В.А.), «Рынок наружной рекламы» (директор АУ «Городская реклама» Гончаров Б.Г.). Члены Совета решили обратить внимание главы г. Чебоксары Черкесова Л.И. на необходимость соблюдения требований законодательства о рекламе в отношении всех рекламораспространителей; поддержать предложение члена Совета Салминой С.Н. о необходимости привлечения к ответственности госслужащих органов местного самоуправления, которые не исполняют требования действующего законодательства.

 

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

Контроль антимонопольного законодательства

В 2012 году в Чувашское УФАС России поступило 643 заявления о нарушениях антимонопольного законодательства (в 2011 г. – 489). По некоторым статьям Закона о защите конкуренции количество поданных в Управление заявлений увеличилось в разы, в частности, по статьям 15 и 17.

42% из всех заявителей не были довольны работой органов власти (статьи 15, 16). Чаще всего заявители жалуются на препятствование осуществлению предпринимательской деятельности (в 2012 г. выявлено 42 нарушения, в 2011 г. – 37) и на незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции (в 2012 г.  выявлено 22 нарушения, в 2011 г. – 25).

В 2012 году незначительно уменьшилось количество жалоб на злоупотребления хозсубъектами доминирующим положением (статья 10). Если в 2011 году 208 граждан и юридических лиц не были довольны деятельностью монополистов, то в 2012 году лишь 187. По данной статье на рынке электро-теплоэнергии было установлено 22 нарушения, на рынке жилищно-коммунального хозяйства – 5. 11 из всех 36 выявленных нарушений связаны с навязыванием невыгодных условий договора,  10 – с необоснованным отказом от заключения договора, 8 – с необоснованным сокращением производства товара, 4 – с установлением монопольно высокой цены товара.

По-прежнему некоторые предприниматели и организации применяют в бизнесе приемы недобросовестной конкуренции (статья 14). В основном, подобные нарушения выявлены на таких рынках как жилищно-коммунальное хозяйство (3) и торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (2). В двух случаях распространялись недостоверные сведения и еще в двух потребители вводились в заблуждение.

Проводить торги без нарушения антимонопольного законодательства пока не получается. По статье 17 Закона о защите конкуренции выявлено 74 нарушения, к примеру, в 2011 году – 21. Из них 41 раз нарушен порядок определения победителя торгов, в 18 случаях произошло необоснованное ограничение доступа к участию в торгах. Управление также установило 8 фактов ограничения конкуренции между участниками торгов. 

Стоит отдельно отметить, что 6 января 2012 года вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции. Новая статья предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке. За рассматриваемый период поступило 119 жалоб, из них 71 признаны обоснованными и 42 – необоснованными. Управление выдало 33 предписания, к настоящему моменту 19 из них уже исполнены.

В ходе рассмотрения поступивших заявлений антимонопольный орган выдал 24 предупреждения, из них 21 уже исполнено. (Новый способ воздействия на нарушителей вступил в силу 6 января 2012 года. Предупреждение выдается хозсубъекту, занимающему доминирующее положение, если выявлены признаки нарушения пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. В случае неисполнения предупреждения возбуждается дело). 2 дела Чувашское УФАС России возбудило после невыполнения предупреждений антимонопольного органа. Кроме того, Управление выдало одно предостережение по ст. 11.1 Закона о защите конкуренции. 

256 заявлений послужили поводом для антимонопольного разбирательства (в 2011 г. – 173). Всего выявлено  250 нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2011 г. – 154), из них 220 – в результате рассмотрения заявлений и 30 – по инициативе антимонопольного органа.

Если проанализировать итоги 2012 года по сравнению с 2011 годом, то необходимо отметить увеличение показателей Чувашского УФАС России по всем направлениям деятельности Управления. В частности, рост количества возбужденных дел составил 130,8%, рост выявленных нарушений – 49%.

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предписания для их устранения. Из  139 выданных  предписаний на данный момент исполнены 49.

К административной ответственности привлечены 98 физических и юридических лиц (в 2011 г. – 125). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 5 млн. 416 тыс. 6 руб. (в 2011 г. – 48 млн. 777 тыс. руб.), из них 845  тыс. рублей – на должностные лица органов власти.

Контроль размещения заказов

В 2012 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике поступило 311 жалоб (в 2011 г. – 281) на действия заказчика, конкурсной аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов. Из них Чувашское УФАС России рассмотрело 283 (в 2011 г. – 259), 16 жалоб отозваны заявителями и еще 12 возвращены в соответствии с законодательством о размещении заказов. Количество обоснованных жалоб составило 84 (30% от количества рассмотренных), а необоснованных – 199. В 2011 году – 107 (41%) и 152 соответственно. 

По итогам рассмотрения 283 жалоб Управление выдало государственным и муниципальным заказчикам 99 предписаний (в 2011 году – 104).

Наибольшее число жалоб поступило на действия заказчика, конкурсной, аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов для муниципальных нужд  – 131 жалоба.

В результате рассмотрения жалоб и проведения по ним внеплановых проверок выявлено 111 заказов с нарушением действующего законодательства (в 2011 году – 121). Всего допущено 195 нарушений со стороны заказчиков.

В 2012 году Комиссия Чувашского УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включила 13 поставщиков.  На отчетную дату в реестре числятся 25 недобросовестных поставщиков.

Чувашское УФАС России за вышеуказанный период осуществило 270 проверок (в 2011 г. – 102), в том числе 24 плановых и 246 внеплановых. В ходе проверок специалисты антимонопольного органа выявили 441 нарушение по 339 заказам.

К основным нарушениям, которые допускают заказчики и аукционные комиссии, относится составление документации с нарушениями действующего законодательства. В частности, в документации часто отсутствуют описания технических характеристик и потребительских свойств товаров, используемых при выполнении работ либо излишние требования; нет обоснования начальной максимальной цены контракта. Кроме того, к товарам устанавливаются требования, которые приводят к ограничению количества участников размещения заказов. 

К примеру, в конце августа Комиссия Управления рассмотрела дело в отношении муниципального заказчика, возбужденное по жалобе одного из участников.  Изучив материалы дела, Комиссия антимонопольного органа установила, что заказчик в документации открытого аукциона в электронной форме по реконструкции и строительству автомобильной дороги в данном городе и по разработке рабочей документации предусмотрел излишние и некорректные требования, вводящие участников в заблуждение. Например, согласно техническому заданию необходимо поставить блоки дверные, доски подоконные, краски цветные и другие материалы, которые не нужны при реконструкции и ремонте дорог.

В июне Комиссия антимонопольного органа признала в действиях Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии факт нарушения Закона о размещении заказов и пп. 6 и 7 Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования в части несоблюдения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и монтаж медицинского оборудования (автоматический гематологический анализатор Hemalit-3000 или эквивалент) не сформировал перечень производителей требуемого медицинского оборудования и не направил запросы о цене. При формировании максимальной цены контракта министерство учло цены только тех юридических лиц, которые не являются официальными представителями производителей медицинского оборудования.

Управление выдало 232 постановления о наложении административного штрафа (в 2011 г. – 262). Сумма штрафов в сфере контроля за размещением заказов составила 3 миллиона 327,7 тыс. рублей (в 2011 г. – 3 миллиона 170 тыс. рублей).

Контроль рекламной деятельности

В 2012 году в Чувашское УФАС России поступило 139 заявлений о распространении ненадлежащей рекламы (в 2011 г. – 17). Управление возбудило 88 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2011 г. – 78), из них 65 по инициативе антимонопольного органа и 23 по заявлениям жителей Чувашии. По 21 делу производства прекращены в связи с не установлением фактов нарушения законодательства о рекламе. В остальных случаях Комиссия антимонопольного органа признала факт нарушения и выдала 33 предписания. Все они уже исполнены.

Всего за 12 месяцев работы Управление выявило 122 нарушения Закона о рекламе. 34 фактов связаны с отсутствием в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что вводило потребителей в заблуждение (ч. 7 ст. 5). Специалисты антимонопольного органа 28 раз устанавливали ненадлежащее рекламирование финансовых услуг, к примеру, с не указанием наименования или имя лица, оказывающего подобную услугу, либо же в рекламе отсутствовала часть существенной информации (ч. 1 и ч. 2 ст. 28). В 12 случаях выявлено распространение недостоверной рекламы (ч. 3 ст. 5).

  За этот же период по фактам нарушения Закона о рекламе Управление возбудило и рассмотрело 59 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2011 г. – 52).  Общая сумма назначенных штрафов –  1 млн 104 тыс. рублей (в 2011 г. – 1 млн. 62 тыс. рублей).

За рассматриваемый период специалисты антимонопольного органа также провели 104 проверок  по соблюдению законодательства о рекламе (в 2011 г. – 69).

К примеру, 27 ноября 2012 года после проверок Управление возбудило 5 дел в отношении индивидуальных предпринимателей по признакам нарушения статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Ответчики распространяли наружную рекламу пива на рекламных щитовых конструкциях и на фасадах домов. К настоящему моменту 4 дела уже завершены с признанием факта нарушения законодательства о рекламе, решение по оставшемуся делу будет вынесено в этом году.

Чувашское УФАС России при рассмотрении некоторых дел опирается на решение Методического совета, в состав которого входят начальник отдела Минкультуры ЧР, руководитель центра информационных технологий и доцент Чувашского республиканского института образования. В апреле Комиссия антимонопольного органа признала рекламу ООО «ОПТАН-Чебоксары» «Цены просто заведись. Оптан» ненадлежащей. В слове заведись, две буквы «в» и «д» окрашены в более темные, сливающиеся с фоном тона, что создает иллюзию их отсутствия. Именно Методический совет единогласно решил, что оставшиеся буквы, окрашенные в более светлый цвет, при прочтении вызывают ассоциации с созвучным глаголу «заведись» бранным словом.

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России каждый год проводит мероприятия по адвокатированию конкуренции. Главная их цель – разъяснение общественности пользы конкуренции, ее развития. Управление также информирует общественность и СМИ об изменениях действующего законодательства, рассказывает через официальный сайт антимонопольного органа и средства массовой информации о возбужденных и рассмотренных делах, о принятых санкциях, об исполненных предписаниях.

Большую роль в адвокатировании конкуренции играют и члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России, которые распространяют важную информацию среди предпринимателей и в деловых кругах Чувашской Республики. На сегодняшний день индивидуальные предприниматели, организации и граждане уже знают, когда и по какому вопросу можно обращаться в Управление.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов в СМИ для дальнейшей их публикации (за 2012 год – 501), и пресс-конференции, и брифинги (за 2012 год – 11), и заседания ОКС в формате «круглого стола» с приглашением журналистов и иных заинтересованных лиц по обсуждаемым вопросам, и размещение социальной рекламы на билборде, призматроне, билетах маршрутных такси и на самих маршрутных такси, и проведение семинаров с представителями бизнеса, власти и общественных организаций (за 2012 год – 14), и научная деятельность специалистов Управления.

В 2012 году о деятельности Чувашского УФАС России вышло около 850 материалов и сюжетов в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении. Управление и в будущем будет стремиться оставаться наиболее информационно открытым органом власти.

Заключение

Работа Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России в 2013 году должна стать еще более эффективной и полезной для общественности, малого и среднего бизнеса Чувашской Республики. Для достижения этой цели ОКС будет работать в нескольких направлениях: адвокатирование новых правовых институтов – предупреждений и предостережений, международного принципа исчерпания прав на интеллектуальную собственность в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары; обсуждение предложений по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе, касающихся введения правил торговых практик, расширения перечня запретов на недобросовестную конкуренцию; обсуждение ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий во всех конкурентных секторах экономики, а также внедрения конкурентных правил в процедуры государственных закупок, в процедуры продажи государственного имущества и другие.

Основными задачами Совета по-прежнему останутся разработка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики совместно с членами ОКС; привлечение некоммерческих организаций к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства; всестороннее информирование предпринимательского   сообщества, некоммерческих организаций  и граждан о целях, задачах и полномочиях Чувашского УФАС России; привлечение некоммерческих организаций к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования.

В 2013 году ОКС, в частности, планирует обсудить на заседаниях Совета такие актуальные проблемы как нарушение антимонопольного законодательства управляющими компаниями при оказании услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, административные барьеры, нарушения Закона о рекламе микрофинансовыми организациями и многие другие.

 

 

Дата проведения Совета: 
2 апреля 2013, 08:38