Анализ рынка оптовой реализации яиц куриных в Чувашской Республике за 2010-2011 годы

Исследование рынка оптовой реализации яиц куриных проводилось в соответствии с "Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Цели исследования:

- рассмотрение обращения органа власти ЧР;

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

- данные КУП ЧР Агро-Инновации при определении участников рынка оптовой реализации яиц куриных в Чувашской Республике;

- данные, полученные на основе запроса управления от хозсубъектов, занимающихся оптовой реализацией яиц куриных на территории Чувашской Республики в 2010-2011 гг.

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Таким образом, временной интервал исследования рынка оптовой реализации яиц куриных включил в себя  2010-2011 гг.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка по оптовой реализации яиц куриных были определены исходя из функционального назначения товара, а также возможности их взаимозаменяемости.  

Технологический процесс производства инкубационных и пищевых куриных яиц включает в себя следующие элементы: выращивание ремонтного молодняка; содержание родительского стада; содержание стада кур – несушек.

Технологический процесс производства яиц должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить максимальную продуктивность птицы и равномерное в течение года поступление продукции.

К основным принципам организации технологического процесса можно отнести:

- использование современных высокопродуктивных кроссов птицы;

- содержание птицы в безоконных птичниках, обеспечивающих соблюдение необходимого микроклимата и светового режима;

- круглогодовое производство яиц;

- многократное комплектование стада;

- работу по замкнутому или открытому циклу производства;

- применение новых ресурсосберегающих технологий.

Из технологических факторов, влияющих на продуктивность птицы, важны следующие:

- продолжительность светового дня, интенсивность освещения,

- влажность и скорость движения воздуха,

- температура окружающего воздуха,

- плотность посадки,

- фронт кормления и поения,

- численность поголовья сообщества.

Для получения инкубационных яиц используют Родительское стадо, пищевые яйца получают от кур – несушек Промышленного стада.

Родительское стадо кур содержат на предприятиях – репродукторах и в отдельных случаях на птицефабриках с замкнутым циклом производства. Основная цель при работе с родительским стадом – получить максимальное количество ремонтного молодняка, идущего на ремонт промышленных стад. Родительские формы (суточные цыплята или инкубационные яйца) завозят из репродукторов I порядка или племзаводов. Численность поголовья родительского стада зависит от мощности птицефабрики, размеров помещения, типа используемого оборудования, яйценоскости птицы, инкубационных показателей яиц. Размер родительского стада составляет от 8 до 15% поголовья промышленных несушек.

Чтобы получать инкубационные яйца в течение года равномерно, применяют многократное комплектование родительского стада (от 4- до 12-кратного). Чем больше поголовье промышленных несушек, тем больше размер родительского стада, тем чаще надо его комплектовать. Оптимальным считается 12-кратное комплектование. Для воспроизводства оставляют, курочек и петушков с крепкими ногами, прямым килем, плотным оперением, блестящими глазами. За 10 ч до пересадки птицу прекращают кормить, но в воде не ограничивают. Каждый птичник укомплектовывают одновозрастной птицей с разницей в возрасте не более 5 дней. Продолжительность процесса по пересадке ремонтного молодняка не должна превышать 5 дней.

Кур-несушек Промышленного стада содержат на специализированных предприятиях в типовых птичниках. Помещения для кур-несушек делают безоконными. Это позволяет строго соблюдать рекомендуемые световые режимы. Полы в птичнике бетонированные, так как этот материал устойчив к агрессивным средам (помет, дезинфицирующие средства).

Выбор оборудования, обеспечивающего поддержание оптимального микроклимата, зависит от поголовья птицы, системы содержания, а также от климатических условий зоны расположения птицефабрики.

На специализированных птицефабриках промышленное стадо кур-несушек содержат в клеточных батареях различной конструкции. Наиболее распространены комплекты оборудования с клеточными батареями КБН-1, КБН-Ф-4, БКН-3, БКН-ЗА, К-П-12. В двухрядных четырехъярусных клеточных батареях КБН-1 и КБН-Ф-4 механизирован процесс раздачи корма с применением навесного бункерного кормораздатчика. Для поения используют желобковые поилки. Сбор яиц осуществляется одновременно с раздачей корма с помощью продольных ленточных транспортеров.

Яйца куриные являются продуктом питания и входят в состав потребительской корзины, которая определяет нормативы минимального набора питания населения. Они подразделяются на отборные куриные яйца, яйца 1 категории и 2 категории.

По действующим российским стандартам маркировка должна быть на каждом яйце, произведённом на птицефабрике. Первый знак в маркировке означает допустимый срок хранения:

- Буква «Д» обозначает диетическое яйцо, такие яйца реализуются в течение 7 дней.

- Буква «С» обозначает столовое яйцо, которое реализуется в течение 25 дней.

- Второй знак в маркировке означает категорию яйца в зависимости от его массы:

- Третья категория (3) — от 35 до 44,9 г.

- Вторая категория (2) — от 45 до 54,9 г.

- Первая категория (1) — от 55 до 64,9 г.

- Отборное яйцо (О) — от 65 до 74,9 г.

- Высшая категория (В) — 75 г и более.

Таким образом, маркировка «СВ» указывается на столовых яйцах высшей категории, а «Д1» — на диетических яйцах первой категории.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст, деятельности по производстве и реализации яиц куриных присвоен Код ОКВЭД 01.24 подраздел "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", разведение сельскохозяйственной птицы.

Эта группировка включает:

- разведение сельскохозяйственной птицы (индеек, уток, кур, гусей, цесарок) на мясо, племенной птицы и молодняка;

- производство куриных яиц и яиц прочей сельскохозяйственной птицы;

Код ОКВЭД 51.38 подраздел «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования».

- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами.

 

 

3. Географические границы товарного рынка

 

Открытый характер рынка позволяет предприятиям предлагать свою продукцию, а покупатели, в свою очередь, вправе закупать яйца куриные у любых предприятий и предпринимателей. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя рынок оптовой реализации яиц куриных является доступным рынком.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку яйца куриные является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность птицефабрик от оптовых покупателей, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Для сельскохозяйственных предприятий и птицефабрик экономически целесообразно организовать доставку яиц куриных при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка.

Необходимым условием для обращения товара (яиц куриных) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки яиц куриных и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка яиц куриных, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи.

Исходя из выше сказанного, было определено взять за географические границы Чувашскую Республику.

 

4. Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке

 

Яйца куриные являются продуктом питания и входят в состав потребительской корзины, которая определяет нормативы минимального набора питания населения. Они подразделяются на отборные куриные яйца, яйца 1 категории и 2 категории. Куриные яйца для оптовой реализации производятся на специализированных птицефабриках, инкубаторно-птицеводческих станциях, племенных птицеводческих заводах и фабриках.

Реализацией продукции на данном рынке могут заниматься  хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству и оптовой реализации.

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:

- хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по оптовой реализации яиц куриных.

 

4.1 Потребители

 

Юридические лица и предприятия, приобретающие куриные яйца оптом и реализующие впоследствии их в розницу или использующие в собственном производстве.

 

4.2 Организации, занимающиеся данным видом деятельности

 

Оптовую реализацию яиц куриных в Чувашской Республике осуществляют 5 организаций и один индивидуальный предприниматель.

 

5. Расчет объемов товарного рынка, доли хозсубъекта на рынке  и определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно  порядку  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках  при определении доминирующего положения  хозяйствующего субъекта на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется, хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода доля, занимаемая хозсубъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на 10%;

-  в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозсубъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Оптовой реализацией яиц куриных в Чувашской Республике занимаются 5 предприятий и один индивидуальный предприниматель.

Наибольшую долю в общем объеме оптовой реализации яиц куриных на территории Чувашской Республики занимает ООО «Агрохолдинг «Юрма», которая составила 46,3% в 2010, 47,1% в 2011 г. Объемы оптовой реализации яиц куриных ООО «Агрохолдинг «Юрма» имеют тенденции к устойчивому росту, и изменение доли не значительно.

Доля других крупных хозсубъектов по оптовой реализации яиц куриных в 2010 году составила: ...

Согласно пункту 6.5 и 6.6 "Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Исходя из выше сказано следует, что данные пункты к хозсубъектам перечисленным ранее не применимы.

Таким образом, основания для признания доминирующим положение  ООО «Агрохолдинг «Юрма» отсутствуют.

Наименьшую долю в общем объеме оптовой реализации яиц куриных на территории Чувашской Республики имеет …, доля которого составила 5,1% в 2010 г. и 4,6% в 2011 г. Объемы оптовой реализации яиц куриных данным Обществом имеют тенденции к снижению.

 

6.  Барьеры входа на рынок

 

Рынок оптовой реализации яиц куриных характеризуется наличием различных барьеров входа на рынок.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.

Основными барьерами для входа на рынок местных производителей являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, закупка кур (родительское стадо), кормов и т.д. Большая доля розничной торговли яйцом куриным принадлежит сетевым супермаркетам, условия работы с которыми (задержка расчетов после реализации на три-четыре недели, списание на процент разбившихся яиц) не устраивают потенциальных производителей.

На рынке реализации яйца куриного в сферах оптовой торговли на территории Чувашской Республики  также можно отметить, что он открыт для межрегиональной торговли.

 

7. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок оптовой реализации яиц куриных относится к рынку с неразвитой конкуренцией.