Анализ рынка услуг по теплоснабжению в 2009 и 2010 гг.

Исследование розничного рынка услуг по теплоснабжению проводилось в соответствии с «Порядком  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке услуг по теплоснабжению.

Цель анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временным интервалом исследования розничного рынка услуг по теплоснабжению является 2009- 2010 г.г.

2. Продуктовые границы товарного рынка услуг по теплоснабжению.

В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона "О теплоснабжении", под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно ОКВЭД ОК 029-2007, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, рынок теплоснабжения принадлежит к разделу Е "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", подразделу ЕА "Производство, передача и распределение электроэнергии газа, пара и воды", классу 40 "Производство, передача и распределение электроэнергии газа, пара и воды", подклассу 40.3 "Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)".

Исходя из функциональной взаимозаменяемости, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей, можно сделать вывод, что товары заменители отсутствуют, так как невозможно услугу по обеспечению тепловой энергией заменить другими услугами.

Таким образом, в целях проведения данного анализа продуктовыми границами исследуемого рынка является "Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)" код по ОКВЭД 40.3.

3. Географические границы товарного рынка.

В соответствии с Методическими рекомендациями в данном анализе географическими границами приняты административные границы городов с численностью населения более ста тысяч человек, таким образом, географические границы данного товарного рынка услуг по теплоснабжению определились в пределах территориальных границ г. Чебоксары и Новочебоксарск Чувашской Республики.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В Законе "О теплоснабжении" отражены основные понятия, разъясняющие статус хозяйствующих субъектов – участников рынка теплоснабжения, позволяющие сформировать круг продавцов и покупателей на рынке услуг по теплоснабжению.

Первым участником является теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Второй участник - теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Теплосетевая организация обеспечивает поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Третьим участником является потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Потребитель имеет технические возможности получать тепловую энергию только от того поставщика, который оказывает услугу в данных географических границах рынка, определенных границами тепловых сетей.

Чувашское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС определен как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии.

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.

Количественные показатели, характеризующие структуру рынка услуг теплоснабжения (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

6. Уровень концентрации товарного рынка.

В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению установлено, что данный рынок принадлежит к высококонцентрированному типу рынка, коэффициент рыночной концентрации CR-3 составил в 2009 году в г. Чебоксары -  99,5%, в г. Новочебоксарск -  99,98% в 2010 году в г. Чебоксары – 99,53 %, в г. Новочебоксарск – 99,8%; индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) составил в 2009 году в г. Чебоксары -  8055,7, в г. Новочебоксарск -  9896,2 в 2010 году в г. Чебоксары –  8115, в г. Новочебоксарск – 9602,3.

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере естественной монополии.

Слабое развитие конкуренции в коммунальной теплоэнергетике связано в первую очередь с технологическими особенностями передачи тепловой энергии и транспортировки теплоносителя по тепловым сетям. Наличие единой тепловой сети для потребителей, находящихся в одном населенном пункте, характерно для централизованного теплоснабжения. Организация альтернативных централизованных источников тепловой энергии и подвод дублирующих сетей к уже существующим тепловым сетям изначально экономически неоправданны из-за колоссальных капитальных затрат и поэтому не нашли практического применения. Естественный локальный монополизм – серьезный барьер и фактор торможения в развитии конкурентных отношений.

С точки зрения развития как реальной, так и потенциальной конкурентной среды можно сделать следующий вывод: рынок услуг теплоснабжения в городе Чебоксары и Новочебоксарск монополизирован. Реальная конкуренция между теплоснабжающими организациями невозможна ввиду технологических особенностей передачи ресурса. Потенциальная конкуренция сдерживается большой величиной первоначальных затрат для организации альтернативных источников теплоснабжения, ограниченностью финансовых ресурсов и действующими правовыми актами.

Преодоление существующих барьеров входа хозяйствующих субъектов на товарный рынок услуг по теплоснабжению послужит развитию данного рынка в городе Чебоксары и Новочебоксарск и положительно скажется на уровне конкуренции.