Анализ рынка оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в 2007-2009 гг.
Исследование рынка указания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов проводилось в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 № 108.
Цели исследования:
- рассмотрение заявления Третьяковой Ж.В. от 17.12.2008 г. вх. 04-05/2534 о злоупотреблении ОАО «Спецавтохозяйство» доминирующим положением на рынке указания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов;
- рассмотрение заявления ООО «Копейка-Поволжья» от 24.12.2008 г. №754 КП о злоупотреблении ОАО «Спецавтохозяйство» доминирующим положением на рынке оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.
При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:
- данные Администрации города Чебоксары, при определении участников рынка по вывозу и захоронению ТБО;
– данные, полученные на основе запроса управления от хозсубъектов занимающихся вывозом и захоронением ТБО на территории Чувашской Республики;
– данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, при определении участников рынка по вывозу и захоронению ТБО;
- данные Территориальных органов ФАС России – в части сравнения средних цен за 2007, 2008, 2009 г.г.
1.Временной интервал исследования товарного рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение как сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, так и учет условий, которые сложатся на рассматриваемом рынке в 2009 г. Таким образом, временной интервал исследования рынка вывоза и захоронения ТБО включил в себя 2007, 2008, 2009 г. г
2. Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка по вывозу и захоронению ТБО были определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности его взаимозаменяемости.
В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).
Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «О Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:
1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;
2. сбор и удаление строительного мусора;
3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;
4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.
В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:
услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;
услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).
Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.
Поскольку на территории ЧР практически не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.
3. Географические границы товарного рынка
При определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Чебоксары.
Открытый характер рынка позволяет автопредприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую лицензию. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство.
Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). Таким образом, при определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Чебоксары.
4. Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке.
ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.
Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке), захоронению ТБО.
Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:
- население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.
4.1 Потребители.
Юридические и физические лица пользующиеся услугами по вывозу и захоронению ТБО.
4.2 Организации, оказывающие услуги.
Услуги по вывозу и захоронению ТБО в г. Чебоксары осуществляют предприятия, имеющие специализированную технику для оказания данного вида услуг. В г. Чебоксары всего три организации в 2008 г. (по данным Чувашстата и Администрации г. Чебоксары) оказывали услуги по вывозу и захоронению ТБО: ОАО «Специализированное автохозяйство» (100% владелец акций - администрация города Чебоксары), ООО «Вертикаль», ЗАО ЧЭАЗ (вывозит ТБО от своих арендаторов).
5. Расчет объемов товарного рынка, доли хозсубъекта на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка.
Информация этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.
Таким образом, мы видим, что почти 100% долю на рынке сбора и вывоза ТБО занимает ОАО «Спецавтохозяйство», таким образом, рынок по сбору и вывозу ТБО высоко концентрированный.
Услуги по утилизации оказывает только ОАО «Спецавтохозяйство», так как полигон для захоронения ТБО на основании договора № 197/05-07 от 28 мая 2007 года находится в безвозмездном временном пользовании у ОАО «Спецавтохозяйство» до 31.12.2008г.
Рынок услуг по сбору, вывозу и уничтожению ТБО города Чебоксары относится к рынку с неразвитой конкуренцией. ОАО «Спецавтохозяйство» занимает доминирующее положение и обладает рыночным потенциалом.
6. Анализ цен на вывоз и захоронение ТБО.
Информация этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.
7. Барьеры входа на рынок.
Рынки вывоза и захоронения ТБО характеризуются наличием различных барьеров входа на рынок.
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.
При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат:
- административные ограничения;
- экономические и организационные ограничения.
Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.
Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.
С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.
Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.