Анализ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта за 2010 г.

Сфера деятельности: Топливный рынок

Анализ рынка проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220, во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Цели исследования:

– оценка состояния конкурентной среды на рынке  СУГ для заправки автотранспорта в Чувашской Республике;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

– данные, полученные на основе запроса управления от хозсубъектов занимающихся реализацией СУГ на территории Чувашской Республики.

1.Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение как сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, так и учет условий, которые сложатся на рассматриваемом рынке в 2010 г.

Согласно пункту 11 «Порядка  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (далее Порядок), если покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени, то при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка.

При выборе временного интервала учитывались следующие факторы:

1) сезонность поставок товара в течение года;

2) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством покупателей в эти периоды;

3)стабильность поставок товара в течение года.

Согласно наблюдениям потребление СУГ возрастает в весенний и летний период и снижается зимой. Указанные колебания сглаживаются при анализе годовых показателей.

Таким образом, временной интервал исследования рынка реализации СУГ определен 2010 год.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

При определении продуктовых границ товарного рынка использовались следующие методы:

а) метод, основанный на сведениях, представляемых покупателями данного товара,  на результатах выборочного опроса покупателей;

б) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

г) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

Продуктовые границы товарного рынка реализации СУГ были определены исходя из функционального назначения товара, а также возможности его взаимозаменяемости.

Основное назначение СУГ – использования в качестве автомобильного топлива. В качестве моторного топлива так же могут использоваться  нефтепродукты. Однако бензиновые и газовые двигатели имеют принципиальные и  конструктивные различия, которые исключают использование газа в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для газового двигателя. Замена бензинового двигателя газовым и наоборот технически сложна и дорога.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025130), «автомобильные бензины» (код ОКП 025110), «сжиженный газ» (код ОКП 027230) являются разными группами товаров.

Сжиженный газ, используемый как автомобильное топливо, в основном состоит из пропана и бутана, получаемых при добыче природного газа и нефти, а также на различных стадиях ее переработки на заводах.

Плотность жидкой фазы газа зависит от температуры, с увеличением которой плотность уменьшается. При нормальном атмосферном давлении и температуре 15°С, плотность жидкой фазы пропана составляет 0,51 кг/л, бутана - 0,58 кг/л. Паровая фаза пропана тяжелее воздуха в 1,5 раза, бутана - в 2 раза. Температура кипения бензина выше температуры окружающей среды, а сжиженный газ испаряется при более низких температурах. Это означает, что бензин в баке находится, как правило, в жидком состоянии при атмосферном давлении, а сжиженный газ в баллоне - при давлении, соответствующем температуре окружающей среды.

Октановое число газового топлива выше, чем бензина, поэтому детонационная стойкость сжиженного газа больше, чем бензина даже самого высшего качества. Это позволяет добиться большей экономичности использования топлива в двигателе с повышенной степенью сжатия.

Сжиженный газ отличается от других видов автомобильного топлива наличием паровой фазы над поверхностью жидкой фазы. В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем.

В условиях холодного климата (или зимой) в сжиженном газе, предназначенном для использования в качестве автомобильного топлива, должен преобладать пропан для лучшей испаряемости смеси: пропан остается в жидком состоянии при температуре ниже -42 С, для бутана эта температура составляет -0,5 °С.

Сжиженный газ может растворять жир, масло и краску, а также деформирует натуральную резину. Именно поэтому в трубопроводах низкого давления резиновые шланги изготовлены из бензомаслостойкой резины или синтетических материалов. Сжиженный газ, попав на кожу человека при низкой температуре воздуха, может вызывать обморожение.
Опыт эксплуатации автомобилей на газовом топливе показывает, что ездить на автомобиле, работающем на газе, значительно безопаснее, чем на бензине. Подтверждением этому служат объективные физико-химические свойства газов, такие, как температурные и концентрационные пределы самовоспламенения, которые у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива.

За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизтопливом постоянно присутствует смесь их паров с воздухом.

Газовые болоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле. 

Достоинства СУГ:

    • Сжиженный газ обладает всеми качествами полноценного топлива и является самым экологически чистым видом моторного топлива.

    • Газ - это высококачественное топливо с октановым числом около 105, поэтому ни в одном режиме  работы двигателя не возникает детонация.

    • Газовое топливо продлевает работоспособность двигателя. При работе двигателя на газовом топливе  происходит более полное сгорание газовоздушной смеси, благодаря чему улучшаются условия смазки       трущейся пары цилиндр-поршневые кольца, так как газовое топливо не смывает масло с их стенок и не       растворяет его, снижает его расход на 10-15%.

    • Межремонтный пробег двигателя увеличивается в 1,5-2 раза. Улучшается работа системы зажигания,  срок службы свечей возрастает на 40%.

    • Вследствие уменьшения углеродистых осадков не накапливаются смолистые отложения в камере  сгорания, и поэтому уменьшается нагарообразование на головке блока и на поршнях.

   • Снижается износ: гильзы цилиндра на 14%; поршней на 17%; шеек коленчатого вала на 57%; поршневых  колец на 63%.

    • Масло при работе двигателя на газе можно менять реже, чем при заправке бензином, так как оно не разжижается, в меньшей степени подвергается загрязнению и дольше сохраняет свои свойства. Снижается и расход масла. Кроме того, двигатель работает ровнее и тише - газ легко смешивается с      воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью.

   •Увеличивается и срок службы свечей зажигания.

   •Применение газового топлива заметно снижает суммарную токсичность отработавших газов (выхлопа).

   • При правильно выбранном режиме работы двигателя на газовом топливе снижается уровень создаваемого им шума на 2-3 дБ., что особенно важно в условиях города, а сам двигатель начинает  работать мягче.

   • При выработке газа двигатель останавливается не сразу, а прекращает работу через 2-4 км пробега.

   • Из расчета цен на 1 литр - цена газа дешевле в два раза 1 литра бензина.
     Что на основании п. 17 Порядка так же не позволяет считать бензиновое топливо взаимозаменяемым товаром по отношению к СУГ.

Недостатки:
 • Увеличение металлоемкости автомобиля на 30-40 кг.

 • Затруднения с пуском холодного двигателя (рекомендуется запуск двигателя на бензине, после прогревания - перевод на газовое топливо).

• Баллон с газом занимает определенный объем в багажнике автомобиля (но не более 1/5).

Таким образом, исходя из функционального назначения и применения качеств и технических характеристик, продуктовые границы рынка определены как «сжиженный углеводородный газ» (код ОКП 027230).

3. Географические границы товарного рынка

При определении географических границ использовались следующие методы:

б) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

г) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

При определении географических границ оказания услуг по реализации СУГ в качестве предварительных границ приняты географические границы Чувашской Республики.

4. Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке.

 4.1 Потребители.

Потребителями на розничном рынке сжиженного углеводородного газа выступают владельцы автотранспортных средств.  По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике автопарк республики по состоянию на 01.01.2010 г. включает  21 3543 автотранспортных средств.  Данные по автопарку Чувашии представлены в таблице 1. Основную часть автопарка Республики  - 79,95% составляют легковые автомобили.

                                                                                                                                               Таблица 1

Регион

Всего автомобилей, шт.

в том числе

легковые

грузовые

автобусы

спецтехника

пикапы и легковые фургоны

Чувашия

213543

170737

31536

6133

4641

496

г. Чебоксары

79552

65133

9071

2450

2599

299

4.2 Продавцы.

В 2007 г., 2008 г. на рынке реализацией сжиженного углеводородного газа действовали 3 хозсубъекта, в 2010 году действовали уже 8 хозсубъектов.

Наиболее крупным игроком данного рынка по количеству АГЗС является ОАО «Чувашсетьгаз», в распоряжении данного хозсубъекта находиться 13 собственных АГЗС. На втором месте ООО «Татнефть-АЗС Центр», у которого насчитывалось в 2010 году 10 АГЗС и МАЗС по реализации СУГ. Всего АГЗС и МАЗС в Чувашской Республике 33 штуки.

5. Расчет объемов товарного рынка, доли хозсубъекта на рынке  и определение уровня концентрации товарного рынка.

Информация этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.

Рынок розничной и оптовой реализации СУГ в ЧР высококонцентрированные и  относятся к рынку с неразвитой конкуренцией.

6. Барьеры входа на рынок розничной реализации СУГ.

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1. экономические ограничения – необходимы значительные капитальные первоначальные вложения на строительство АГЗС и МАЗС;

2. административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АГЗС и МАЗС, особенно в «городской черте», в связи с экологическими ограничениями и протестами жителей.

                 7.  Оценка конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации СУГ.

Чувашская Республика располагается в центре европейской части России - Волго-Вятском регионе. В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 7 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пунктов. Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область.

Основных розничных поставщиков сжиженного углеводородного газа в ЧР 2: ОАО «Чувашсетьгаз», ООО «Татнефть-АЗС Центр», общая доля 2 хозсубъектов 83,22%. На рынке оптовой реализации СУГ в Чувашской Республике единолично доминирует ООО «Татнефть-АЗС Центр» с долей 90,70%.

Рынок розничной реализации СУГ в ЧР высококонцентрированный и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.