Анализ рынка платных образовательных услуг

Исследование рынка платных образовательных услуг проводилось в соответствии с "Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 № 108.

Цели исследования:

- рассмотрение заявление Министерства экономического развития и торговли ЧР от 05.09.08 г. № 05/12-3789 о злоупотреблении ФГОУ ВПО Чувашским Государственным Университетом им. И.Н.Ульянова доминирующим положением на рынке оказания платных образовательных услуг в части установления монопольно высоких цен.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

- данные Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, при определении участников рынка образовательных услуг ЧР.

– данные, полученные на основании запроса управления от вузов Чувашской Республики, оказывающих платные образовательные услуги.

– данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – в части сравнения средних цен в вузах страны.

- данные Территориальных органов ФАС России – в части сравнения стоимости обучения в ВУЗах РФ.

1.Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Таким образом, временной интервал исследования рынка платных образовательных услуг включил в себя  2006-2007 г.г., 2007-2008 г.г., 2008-2009 г.г. учебные годы.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

Определение продуктовых границ представляет собой выявление товаров (работ, услуг), а так же товарозаменителей (работ, услуг) обращающихся на одном рынке.

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университета, академиях, институтах и т.д.) относится к коду -  80.30.1 « Обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах в др.)».

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 27.10.2008)"ОБ ОБРАЗОВАНИИ"

Существуют различные классификации образовательных услуг.

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается    Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из форм обучения, рынок образовательных услуг делится на 3 вида: очная, очно-заочная, заочная формы обучения.

2. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

         для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;

         для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;

         для получения квалификации (степени) "магистр" - два года (после бакалавра).

Бакалавриат предполагает подготовку по общему профилю, в отличие от специальности, где сначала 2 года идет подготовка по общим дисциплинам, а потом 3 года обучения по специальности. Диплом бакалавра дает право на ведение практической деятельности, специалист может занимать также научной работой. В процессе обучения бакалавры имеют возможность примкнуть к любой кафедре, тогда как специалисты закрепляются за какой-то кафедрой. Магистратура  - это следующая за бакалавриатом ступень. Наибольшим распространением в РФ получила классификация «специалист». Таким образом для целей анализа взят рынок образовательных услуг с получением квалификации « специалист».

3. Финансирование образовательной деятельности высших учебных заведений за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с контрольными цифрами подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников.

Высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких контрольных цифр, финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Помимо бесплатного обучения в ВУЗах так же есть платное обучения (на коммерческой основе).

Исходя из того, что целью данного исследования является выявление фактов установления монопольно высоких цен на образовательные услуги в ходе анализа выделили рынок платных образовательных услуг.

4. Согласно ОКСО (Общероссийского Классификатора специальностей по образованию ОК009-2003) выделяют 28 направлений образовательных услуг: естественные науки, экономика и управление, строительство и архитектура, здравоохранение и т.д.

Таким образом в ходе анализа рынка платных образовательных услуг продуктовые границы были определены исходя из Общероссийского Классификатора специальностей по образованию ОК009-2003, по трем формам обучения (очной, очно - заочной, заочной) на платной основе с получением квалификации «специалист».

3. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с процедурой определения границ рынка и некоторых данных, представленных для анализа, можно сделать следующие выводы о географических границах локальных рынков образовательных услуг.

В соответствии с пунктами 2 и 27 Порядка географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной  группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой  возможности за пределами этой территории. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями учитываются организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями,  возможность перемещения покупателей к товару, а также расходы, связанные с поиском и приобретением товара, в том числе транспортные расходы.

Если цена товара поставляемого с каких-либо территорий оказывается более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателю в пределах предварительного определения географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории должны относится к другим товарным рынкам.

При определении географических границ оказания платных образовательных услуг в качестве основы приняты географические границы Чувашской Республики.

Одним из факторов, увеличивающих расходы потребителя (жителя ЧР) на получение высшего профессионального образования в других регионах РФ является проживание в общежитие.

Часть информации этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.

Теруправлением было выявлено, что стоимость проживания студентов на платной основе в общежитиях в Республике Коми составила в 2008-2009 учебном году 180-190 р/мес., т.е. 1900 за 10 месяцев. В Архангельской области проживание в  общежитии для платников составило 600 р/мес.

Стоимость проживания в общежитиях ВУЗов в 2008-2009 учебном году

Федеральный округ

                                            в месяц

                               за учебный год

              средняя за учебный год

Республика Коми

190

1900

4156,3

Архангельская область

600

6000

Чувашская Республика

456,9

456

Чувашским УФАС России так же была проанализирована стоимость проезда на автобусе из города Чебоксары  до соседних городов, по данным ОАО «АвтоВАС».

Стоимость проезд  на автобусе в 2008 г. из г. Чебоксары в руб.

в одну сторону

туда и обратно

средняя стоимость проезда

до г. Казань

155

310

519

до г. Йошкар - Ола

73

146

до г. Нижний Новгород

174

348

до г. Ульяновск

169

338

до г. Саратов

493

986

до г. Ярославль

493

986

Таким образом, проезд  до Казани – 155 р., до г. Йошкар-Ола   -73, до г. Нижний Новгород – 174 р, до г.. Ульяновск – 169 р., до г. Саратов – 493 р., до г. Ярославль – 493 р. Если  взять проезд туда и обратно и подсчитать среднюю, то мы получим -  519 р.

Для подсчета средней стоимости обучения, взята средняя стоимость обучения в ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»  -29411 руб, в Саратовском государственном техническом университете – 22375 р., в Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова  -55111 р., в Марийском государственном университете – 35555 р. Таким образом, средняя стоимость обучения составила 35613 р.

(...)

4.Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке.

4.1. Потребители.

Основными потребителями являются выпускники школ, лицеев, средних-профессиональных образовательных учреждений, студенты 1-6 курсов, желающие получить высшее профессиональное образование, в соответствии с действующими образовательными стандартами с присвоением квалификации «специалист» на платной основе.

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата. (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ).

4.2. Продавцы.

Продавцами платных образовательных услуг выступают Высшие учебные заведения.

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

В Российской Федерации действует следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое:

 - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

 - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

 - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

-  является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

 - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

 - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

 - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

 - является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое:

 - реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а так же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

 - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

 - ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их части, в том числе функции представительства.

В Чувашской Республике по данным Министерства образования ЧР на 10.08.2008 действуют 22 ВУЗа. Однако у Межнационального гуманитарно-технический института Поволжья с 1 сентября 2008 года истек срок действия лицензии и набор студентов на 2008-2009  учебный год не производился. 14 Вузов являются государственными, 7 негосударственные.

Самым крупных из 21 ВУЗа является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  ведущее высшее учебное заведение в ЧР Чувашский Государственный Университет им. И.Н.Ульянова, насчитывающий 24 факультета, 143 кафедры и располагающийся в 20 учебных корпусах. Имеет 3 филиала: Алатырский р-н, Батыревский р-н, Канашский р-н, а также имеет 18 представительств.

Платное обучение студентов осуществляется в каждом из 21 ВУЗах.

В следующих ВУЗах студенты могут также  обучаться на бюджетной основе: ЧГУ им. И.Н.Ульянов, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» в г. Чебоксары, Новочебоксарский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, ГОУ «Чувашский государственный институт культуры и искусств», Филиал ГОУ ВПР «Российский государственный социальный университет» в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашия, ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», Волжский филиал Московского государственного автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Чебоксарский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО  «Московский государственный открытый университет», Чебоксарский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.

Любое Высшее учебное заведение должно иметь лицензию на ведение образовательной деятельности и государственную аккредитацию.

(...)    

5. Расчет объемов товарного рынка и доли  хозсубъекта на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка.

Объем рынков определяется по различным специальностям, выделенным по классификатору исходя из количества платно обучающихся студентов.

Расчет объемов рынков и коэффициента концентрации приведены в приложении 1.

Большее число Вузов обучают экономическим и юридическим специальностям. На данных факультетах хорошо развита конкуренция. Основными участниками данных рынков являются ЧГУ,  Чебоксарском кооперативном институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», «Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова», Чебоксарский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО  «Московский государственный открытый университет», Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» и д.р. Доля действующих на данном рынке хозсубъектов равномерно распределена между всеми участниками в размере 15-20%. Указанные рынки являются умеренно концентрированными.

На некоторых специальностях конкуренция развита слабо: специальность перевод и переводоведение, специальность психология, специальность управление качеством, исторический факультет, специальности электроснабжение, промышленное и гражданское строительство, управление и информатика в технических системах, программное обеспечение вычислительной техники, дизайн. Обучение по данным специальностям осуществляется в основном двумя ВУЗами одним из которых является ЧГУ.

Данные рынки высококонцентрированные.

На остальных же специальностях конкуренция не развита, и единственным участником рынков является ЧГУ. Перечень данных рынков приведен в Приложении 2.

На продуктовом рынке следующих специальностей по дневной форме обучения доля ЧГУ им. И.Н. Ульянова составляет менее 50%:

Финансы и кредит (экономический факультет) – 12,8%

бухгалтерский учет анализ и аудит (экономический факультет) – 18,8%

прикладная информатика в экономике (экономический факультет) – 14,4%

мировая экономика (экономический факультет) – 23,0

Электроснабжение (факультет электроэнергетический) – 14,8%

Промышленное и гражданское строительство (строительный факультет) – 19,5%

История (исторический факультет) – 4,5%

Юриспруденция (юридический факультет) – 18,5%

Управление и информатика в технических системах (факультет радиотехники и информатики) – 4,4%

Психология (факультет управления и психологии) – 42,2%

Управление качеством (факультет управления и психологии) – 30,3%

Менеджмент (факультет экономики и менеджмента) - 15,4%

Перевод и переводоведение (факультет иностранных языков) – 36,8%

На остальных же 42 специальностях ЧГУ им. И.Н. Ульянова занимает долю 100% (приложение 2).

В продуктовых граница рынка заочной формы обучения доля ЧГУ составляет:

Финансы и кредит (экономический факультет) –  14,1%

Бухгалтерский учет анализ и аудит (экономический факультет) – 32,0 %

Электроснабжение (факультет электроэнергетический) – 38,6%

Машина и технология литейного производства (машиностроительный факультет) – 3,6%

Технология машиностроения (машиностроительный факультет) – 12,2%

Промышленное и гражданское строительство (строительный факультет) – 46,9%

Юриспруденция (юридический факультет) – 21,5%

Психология (факультет управления и психологии) – 28,4%

Менеджмент (факультет экономики и менеджмента) – 22,8%

Государственное и муниципальное управления (факультет экономики и менеджмента) – 0,2%

Перевод и переводоведение (факультет иностранных языков) – 50%

На остальных 20 специальностях доля составляет 100%, а на специальности история 81,3%

На вечерней форме обучения:

Финансы и кредит (экономический факультет) –  22,1%

Бухгалтерский учет анализ и аудит (экономический факультет) – 30,4%

 На оставшихся 12 специальностях доля ЧГУ  более 50%

6. Определение барьеров входа на товарный рынок платных образовательных услуг.

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

административные ограничения – получение лицензии на ведение образовательной деятельности и получение государственной аккредитации,

- экономические – расходы по аренде помещения.

Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация высшего учебного заведения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлению высшего учебного заведения, согласованному с учредителем (учредителями), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам соответствующие документы государственного образца об образовании.

                 7. Анализ цен на платные образовательные услуги.

Информация этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.Информация этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.