Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению в г. Чебоксары и Новочебоксарск за 2009- 2010 гг.

Анализ

состояния конкурентной среды на рынке услуг

по водоснабжению и водоотведению

в г. Чебоксары и Новочебоксарск за 2009 и 2010 гг.  

Исследование розничного рынка услуг по водоснабжению и водоотведению проводилось в соответствии с «Порядком  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению. Цель анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

      Временным интервалом исследования рынке услуг по водоснабжению и водоотведению является 2009- 2010 г.г.

2. Продуктовые границы товарного рынка услуг по водоснабжению и водоотведению.

Основные понятия используемые в анализе:

      - "водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск)" - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации;

     - "водопотребление" - использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд;

     - "водоснабжение" - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды;

     - "водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации;

     - "водопроводная сеть" - система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения;

     - "канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;

     - "организация водопроводно-канализационного хозяйства" - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утверждённым приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст, услуги водоснабжения и водоотведения отнесены к следующим кодам:

Раздел E «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»:

41      Сбор, очистка и распределение воды

     41.0      Сбор, очистка и распределение воды

     41.00     Сбор, очистка и распределение воды

Раздел O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»:

90.01     Сбор и обработка сточных вод.

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), утверждённым Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, предусмотрены следующие коды:

41.00.20.120      Услуги по распределению воды по коммунальным сетям водоснабжения

    41.00.20.121      Услуги по водоснабжению (без горячей воды) населения

    41.00.20.122      Услуги по водоснабжению (без горячей воды) производственных предприятий и прочих потребителей

90.01             Услуги по сбору и обработке сточных вод

    90.01.1           Услуги по сбору и обработке сточных вод

      Таким образом, продуктовые границы рынка предварительно определены как услуги по водоснабжению и водоотведению.

Согласно статье 4  Закона № 135-ФЗ взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства является жизнеобеспечивающей, так как служит непосредственному обеспечению питьевой водой лиц, использующих её как для производственных, так и для бытовых нужд. Специфика рассматриваемого товара заключается в том, что потребитель не имеет возможности получения услуг водоснабжения и водоотведения никаким другим образом, кроме как через присоединённые водопроводные и канализационные сети. Следовательно, отсутствуют товары, которые по своим свойствам могут быть рассмотрены в качестве взаимозаменяемых к предварительно определённым продуктовым границам.

При этом водоснабжение и водоотведение представляют собой различные технологические процессы. Передача абонентам питьевой воды (водоснабжение) осуществляется через присоединённые водопроводные сети, в то время как приём сточных вод (водоотведение)  - через канализационные сети. Услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения, поскольку абоненты могут не пользоваться канализационными сетями, а производить сбор сточных  вод в выгребные ямы.

Таким образом, рынки услуг по водоснабжению и услуг по водоотведению образуют самостоятельные продуктовые границы.

      Исходя из изложенного, продуктовые границы определены следующим образом:

      1.   Услуги по водоснабжению;

      2.   Услуги по водоотведению.

3. Географические границы товарного рынка.

В соответствии с Методическими рекомендациями в данном анализе географическими границами приняты административные границы городов с численностью населения более ста тысяч человек, таким образом, географические границы данного товарного рынка услуг по теплоснабжению определились в пределах территориальных границ г. Чебоксары и Новочебоксарск Чувашской Республики.

В состав хозяйстивующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребления на очистные сооружения.

Приобретателями являются физические и юридические лица, потребляющие услуги как для бытовых, так и для производственных, хозяйственных нужд, для осуществления предпринимательской деятельности.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Оценка объема рынка водоснабжении в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС осуществляется на основании объема питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в куб.м.

Объем рынка водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказания услуг водоснабжения.

Объем рынка водоотведения осуществляется на основании объемов сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в куб.м.

Количественные показатели, характеризующие структуру рынка услуг водоснабжения и водоотведения (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для определения уровней концентрации товарных рынков использовались следующие показатели:

      - коэффициент рыночной концентрации CR – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определённого числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

рынок услуг по водоснабжению CR1=100%;

рынок услуг по водоотведению CR1=100%.

      - индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

       рынок услуг по водоснабжению HHI =10000;

       рынок услуг по водоотведению HHI =10000.

Рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в г. Чебоксары и г. Новочебоксарск высококонцентрированный. Наибольшую долю рынка услуг водоснабжения так и услуг водоотведения занимает ОАО «Водоканал».

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

По итогам проведённого анализа рынков водоснабжения и водоотведения выявлены следующие барьеры:

1.   Административные.

       - высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации.

2. Экономические.

     - Затраты на поддержание сетей в исправном состоянии;

     - Низкая культура оплаты потреблённых услуг, несвоевременное внесение платы, ведущее  к росту дебиторской задолженности и недостаточностью средств на текущие расходы.

  1.     Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Рынки услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах г. Чебоксары и г. Новочебоксарск относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.