Оценка состояния розничного рынка нефтепродуктов Чувашской Республики за 2007 год

Сфера деятельности: Топливный рынок

Исследование розничного рынка нефтепродуктов проводилось в соответствии с "Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 № 108 и Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на рынке бензина автомобильного и дизельного топлива, направленными письмом ФАС от  27.03.2008 № АГ/6786.

Цели исследования розничной реализации нефтепродуктов:

– оценка состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов в Чувашской Республике;

– выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон);

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

– данные, полученные на основании запросов в Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ЧР – в части определения количества АЗС в регионе и их собственников;

– данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – в части определения состава автопарка Республики;

– данные, полученные на основании запроса управления от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, для определения объема рынка нефтепродуктов Чувашской Республики.

1.Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с методическими указаниями по исследования состояния конкуренции на розничных рынках  бензина автомобильного и дизельного топлива и приказом ФАС России №1 от 10.01.2008 г. временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов – 2007 год.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

Основным видом топлива, используемыми для заправки автотранспортных средств, являются нефтепродукты (автобензин и дизельное топливо). Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

Бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и  конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного  двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)* на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам»**. В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025130) и «автомобильные бензины» (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:

– дизельное топливо;

– автомобильные бензины.

1. Дизельное топливо.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным. В Чувашской Республике используются 2 вида дизельного топлива- летнее и зимнее.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

2. Автомобильные бензины.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль–80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр–91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум–95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер–98 (ГОСТ Р51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного  бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.

Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82)*.

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:

– низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль–80;

– высокооктановые бензины (ОЧ 82,5–88 по ММ, 91–98 по ИМ): Регуляр–91, АИ-92, АИ-96, Супер–98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.

Иные физико-химические и эксплуатационные показатели внутри групп бензинов различаются незначительно, а также характеризуют экологические требования к топливу (содержание свинца, серы, бензола), существенно не влияющие на функционирование двигателя.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка розничной реализации нефтепродуктов, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам топлива, определены  следующие группы товаров:

Наименование товарной группы

Подгруппа

Состав группы

Автобензины (ОКП 025112)

Низкооктановые

АИ–76 (АИ–80)

 

Высокооктановые

АИ–92 (АИ–91, АИ– 93)

АИ–95 (АИ–96)

АИ–98

Дизтопливо (ОКП 025130)

 

ДТ (летнее, зимнее)

3. Определение географических границ товарного рынка.

При определении географических границ розничного рынка нефтепродуктов в качестве основы приняты географические границы Чувашской Республики.

4.Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке.

4.1. Потребители.

Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов выступают владельцы автотранспортных средств.  По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике автопарк республики по состоянию на 01.01.2008 г. включает  189128 автотранспортных средств.  Данные по автопарку Чувашии представлены в таблице 1. Основную часть автопарка Республики  - 77,36% составляют легковые автомобили.

4.2. Продавцы.

В Чувашской Республике на 01.01.2008 действует 115 автозаправочных станций против 107 в 2006 году.

Деятельность по розничной реализации нефтепродуктов в 2007 году осуществляло 23 хозяйствующих субъектов. Наряду с уже действующими продавцами, в 2007 году на рынке анализируемых видов товаров Чувашской Республики появилось 4 новых продавца, арендующих АЗС у ОАО «Чувашнефтепродукт»:

- ООО «Нефтересурс»;

- ООО «Премиум»;

- ООО «Модуль»;

- ООО «АЗС Компани».

Ценовым лидером среди розничных продавцов нефтепродуктов Чувашской Республики является ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Данное общество практически в течение всего исследуемого периода устанавливало наиболее высокие цены на нефтепродукты в Чувашской Республике – на  2% выше среднереспубликанских цен.

Хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность как на розничных, так и на оптовых рынках нефтепродуктов являются ОАО «Чувашнефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО «Дорисс-нефтепродукт», ООО «Оптан-Чебоксары», ООО «Ротор», Комсомольское райпо. В 2007 -  2008 г. наметились следующие тенденции на рынке розничной реализации нефтепродуктов ЧР:

- ОАО «Чувашнефтепродукт» передает в аренду АЗС

- выкупает земельные участки под АЗС, принадлежащие ОАО «Чувашнефтепродукт»  на праве постоянного (бессрочного) пользования.

5. Расчет объемов товарного рынка и доли  хозсубъекта на рынке.

Показатели, характеризующие деятельность предприятий на розничном рынке нефтепродуктов Чувашской Республики представлены в таблице 2.

Объем товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов на территории Республики следующий:

 

Вид топлива

доля, %

1

Бензин автомобильный, всего

71,47

 

    в т.ч.   А – 76

14,89

 

               АИ - 92

48,79

 

               АИ - 95

                         7,69

 

               АИ - 98

0,09

2

Дизельное топливо

28,52

 

ИТОГО

 

В 2007 году в республике  в розницу реализовано 71,47% от общего объема реализованного топлива. В структурном составе реализуемого автомобильного бензина наибольшую долю – 48,79%  общего объема  реализации бензина автомобильного, составляет бензин АИ-92.

Согласно результатам анализа за 2007 год крупнейшим продавцом на рынке автобензина Чувашии является ОАО «Чувашнефтепродукт», доля которого по розничной реализации  бензина А-76 составляла 60,9%, бензина АИ-92 – 49,16%, АИ-95 – 37,6%. Основными продавцами также являются Чувашский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волга-нефтепродукт» и ИП Дельман А.И. Доля указанных продавцов на рынке составила:

 

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

ЧФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»

8,4

17,42

34,8

ИП Дельман А.И.

9,1

13,55

11,5

 

Реализацию бензина марки АИ-98 в Чувашской Республике осуществляют только два хозяйствующих субъекта Чувашский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», занимающий долю 96,1%, и ООО «Дорисс-нефтепродукт» с долей 3,87%. 

Основными продавцами дизельного топлива является ОАО «Чувашнефтепродукт», доля которого в исследуемый период составила 41,1 процентов, ООО «Дорисс-нефтепродукт» (доля – 21,7 процентов) и Чувашский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волга-нефтепродукт» (19,2 процента).

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Как свидетельствуют приведенные данные, рынок розничной реализации автомобильного бензина Чувашской Республики высоко концентрированный:

 

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

Бензин АИ-98

HHI

3944,6

2951,1

2789,6

9254,031

CR-3I

78,4

80,13

83,9

100

 

Концентрация на розничном рынке дизельного топлива также высокая.

HHI2007 = 2596,6, CR-32007 = 82%.

                     7. Определение барьеров входа на товарный рынок розничной реализации нефтепродуктов.

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС, особенно в «городской черте», в связи с экологическими ограничениями и протестами жителей.

                     8.  Оценка конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации нефтепродуктов.

Чувашская Республика располагается в центре европейской части России - Волго-Вятском регионе. В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 7 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пунктов. Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область.

Нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы на территории Чувашской Республики отсутствуют.  Ближайшие нефтеперерабатывающие мощности расположены в Нижегородской области  - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (расстояние Чебоксары – Нижний Новгород – 246,5 км), и Республике Татарстан - ОАО «Татнефть» (расстояние Чебоксары – Альметьевск – 447,4  км). 

Отсутствие в республике собственных нефтеперерабатывающих мощностей обуславливает ценовую политику на розничном рынке нефтепродуктов Чувашии. Розничные цены на территории Чувашской Республики зависят от цен, устанавливаемых нефтеперерабатывающими заводами и оптовыми перепродавцами, находящимися за пределами республики.

Крупнейшими потребителями нефтепродуктов в Чувашской Республике являются промышленные предприятия и организации сельского хозяйства. Рост объемов деятельности предприятий промышленности и сельского хозяйства Чувашской Республики обуславливают и увеличение потребности республики в нефтепродуктах.

Чувашская Республика характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог. Через территорию республики проходят три федеральные дороги:

* Москва – Нижний Новгород – Казань («Волга»),

* Цивильск – Ульяновск – Сызрань

* Чебоксары – Йошкар-Ола – Киров – Сыктывкар («Вятка»).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2006 г. составляла 4868 км, из них 325 км – дороги федерального значения, 3314 км - республиканского значения и 1275 км местного. Наличие на территории Чувашии 3 федеральных дорог приводит к росту количества транзитного транспорта, проходящего по территории республики, и увеличению потребителей розничного рынка нефтепродуктов.

Автопарк Чувашской Республики на конец 2007 года включает 189128 автотранспортных средств. Количество автотранспорта по сравнению с 2006 годом увеличилось на 7,91 процентов. Отношение количества потребителей республики к количеству автозаправочных станций в 2007 году – 1644,6.

Потребление бензина автомобильного в Чувашии в 2007 году возросло по сравнению с 2006 годом на  15,32 процентов.

На потребление нефтепродуктов сказывается и сезонный фактор. Так, в период с мая по октябрь возрастает  потребление автомобильного бензина. Рост потребления дизельного топлива приходится на осень, что связано с увеличением в  данный период потребностей в топливе агропромышленного комплекса республики.

Динамика розничных цен основных поставщиков нефтепродуктов в Чувашии приведена в Приложении. Анализ динамики розничных цен на нефтепродукты различных операторов рынка Чувашской Республики за 2007 год выявил следующие общие тенденции.

В период с января по апрель розничные цены на бензин марки А-76, АИ-92 оставались неизменными, при этом минимальные розничные цены были установлены ООО «ОПТАН-Чебоксары» (А-76 – 14,60 руб., АИ-92 – 17,50 руб.), разброс цен составлял 20 коп. Первый рост розничных цен произошел в мае 2007 года: цены увеличило ООО «Дорисс-нефтепродукт», затем филиал ООО «Лукойл-Волганефтепродукт». К июню цены выросли у всех розничных операторов и до середины августа практически не изменялись. Минимальные цены действовали на АЗС ИП Дельмана А.И. и ООО «ОПТАН-Чебоксары», максимальные - филиала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (А-76 – 15,60 руб., АИ-92 – 18,50 руб.), разброс розничных в пределах 50 коп.

Во второй половине августа произошел новый скачок цен, увеличивший максимальные розничные цены на бензин марки А-76 до 16,20 руб., АИ-92 до 19,20 руб. (филиал ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»), при минимальных ценах 15,30  руб. (ОАО «Чувашнефтепродукт») и 18,20 руб. (ОАО «Чувашнефтепродукт», ООО «Дорисс- нефтепродукт») соответственно.

Следующее резкое увеличение розничных цен наблюдалось в конце октября 2007 года. В этот период розничные цены на бензин А-76 ОАО «Чувашнефтепродукт» возросли на 90 коп., оставшись минимальными (16,20 руб.), ООО «Дорисс- нефтепродукт» на 1 руб., достигнув совместно с ценами ИП Дельмана максимального значения по республике - 16,50 руб.

В декабре рост цен продолжился, при этом максимальное увеличение цен по бензину А-76 на АЗС ОАО «Чувашнефтепродукт» (+1,30 руб.), где установлены максимальные цены на данный период – 17,50 руб., против 16,70 руб. на АЗС ООО «ОПТАН-Чебоксары» (минимальные цены). По бензину АИ-92 розничные цены ОАО «Чувашнефтепродукт» напротив минимальные – 19,60 руб., максимальные же цены на АЗС ООО «Дорисс- нефтепродукт» - 20,50 руб.

Таким образом, анализ динамики розничных цен на нефтепродукты показал, что увеличение цен произошло на бензин марки А-76 в среднем на  14-18 процентов, на бензин АИ-92 – на 11-15 процентов.

Ситуация на розничном рынке дизельного топлива в целом повторяла тенденции, сложившиеся на рынке бензина. Однако,  разброс розничных цен на дизтопливо более существенен – от 2 руб. Минимальные цены в течение всего года действовали на АЗС ООО «ОПТАН-Чебоксары», максимальные - филиала ООО «Лукойл- Волганефтепродукт».

Ведущим участником розничного рынка нефтепродуктов Чувашской Республики остается ОАО «Чувашнефтепродукт», которое на сегодняшний день объединяет 55 автозаправочных станций. Так, 2007 году ОАО «Чувашнефтепродукт» в розницу было реализовано 50,29% от общего объема реализации автомобильного бензина и    41,08% - дизельного топлива. ОАО «Чувашнефтепродукт» входит в группу компаний Татнефть. В 2007 году в деятельности ОАО «Чувашнефтепродукт» наметилась тенденция к передаче в аренду автозаправочных станций, расположенных в районах Республики иным хозяйствующим субъектам.

Чувашский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» является обособленным подразделением ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», не являющимся юридическим лицом. Цены реализации нефтепродуктов для всех филиалов общества устанавливаются централизованно комиссией по ценам ООО «ЛУКОЙЛ- Волганефтепродукт» исходя из рыночной конъюнктуры и затрат на реализацию.

Таким образом, рынок розничной реализации нефтепродуктов в Чувашской Республики высококонцентрирован.


* В соответствии с п.14. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 №108, предварительное определение товара производится, в том числе, и на основе общероссийских классификаторов продукции.

** Раздел «Введение» Общероссийского классификатора продукции.

* Методы отличаются условиями проведения испытаний. Испытания по моторному методу (ММ) проводят при более напряженном режиме работы одноцилиндровой установки, чем по исследовательскому (ИМ). Поэтому ОЧ, определенное при ММ, обычно ниже ОЧ, определенного при ИМ. ОЧ, полученное при ММ в большей степени характеризует детонационную стойкость топлива при эксплуатации автомобиля в условиях повышенного теплового форсированного режима, ОЧ, полученное при ИМ, больше характеризует бензин при работе на частичных нагрузках в условиях городской езды.