Анализ рынка оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в г. Алатырь в 2007-2009 гг.

Исследование рынка указания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов проводилось в соответствии с «Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 №108.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

– данные администрации города Алатырь при определении участников рынка по вывозу и захоронению ТБО;

– данные, полученные на основе запроса управления от хозсубъектов, занимающихся вывозом и захоронением ТБО на территории городов Алатырь, Ядрин, Канаш, Цивильск;

– информация, полученная непосредственно от МУП «Алатырское коммунальное хозяйство».

1. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и учет условий, которые сложатся на рассматриваемом рынке в 2009 г. Таким образом, временной интервал исследования рынка вывоза и захоронения ТБО включил в себя  2007, 2008, 2009 годы.

2. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка по вывозу и захоронению ТБО определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности его взаимозаменяемости.

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 №1303, от 15.09.2000 №694, от 01.02.2005 №49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и другие).

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «О предоставлении прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

            1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

            2. сбор и удаление строительного мусора;

3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

   В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:

  • услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;
  • услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав. Дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технологии сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки.

Поскольку на территории ЧР практически не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.          

3. Географические границы товарного рынка

При определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Алатырь.

Открытый характер рынка позволяет автопредприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую лицензию. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). Таким образом, при определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Алатырь.

4. Определение состава хозсубъектов, действующих на товарном рынке

ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.

Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься  хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке),  захоронению ТБО.

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:

– население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;

– хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.

4.1. Потребители

Юридические и физические лица, пользующиеся услугами по вывозу и захоронению ТБО в городе Алатырь.

4.2. Организации, оказывающие услуги

Услуги  по вывозу и захоронению ТБО в г. Алатырь осуществляет  единственное предприятие, имеющее специализированную технику для оказания данного вида услуг, – МУП «Алатырское коммунальное хозяйство».

5. Расчет объемов товарного рынка, доли хозсубъекта на рынке  и определение уровня концентрации товарного рынка

По данным администрации города Алатырь и МУП «Алатырское коммунальное хозяйство» единственным хозсубъектом оказывающим услуги по сбору и вывозу ТБО в городе Алатырь является  МУП «Алатырское коммунальное хозяйство». Следовательно, 100% долю на рынке сбора и вывоза ТБО занимает МУП «Алатырское коммунальное хозяйство». Таким образом, рынок по сбору и вывозу ТБО высококонцентрированный.

Услуги по утилизации так же оказывает только МУП «Алатырское коммунальное хозяйство», так как полигон для захоронения ТБО на основании договора от 01.10.2004 г. находится для производственных нужд в хозяйственном ведении общества на 49 лет.

Рынок услуг по сбору, вывозу и уничтожению ТБО города Алатырь относится к рынку с неразвитой конкуренцией. МУП «АКХ» занимает доминирующее положение и обладает рыночным потенциалом.

6. Анализ цен на вывоз и захоронение ТБО

Информация этого параграфа скрыта по причине наличия коммерческой тайны.

7. Барьеры входа на рынок

Рынки вывоза и захоронения ТБО характеризуются наличием различных барьеров входа на рынок.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

– наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

– открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.

При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат:

– административные ограничения;

– экономические и организационные ограничения.

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 №511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 №340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.