Выписка из анализа (аналитического отчета) состоянии конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности)

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) (далее – Анализ) проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), с пунктом 3.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 29.12.2018 № 1929/18, и методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности).

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики.

В качестве исходной информации для данного исследования использовалась информация, предоставленная:

- Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифов;

- хозяйствующими субъектами, являющимися участниками розничного рынка электрической энергии (мощности).

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1. Федеральный закон 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

(далее – Закон об электроэнергетике);

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

3. «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения № 442);

4. Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

5. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок);

6. Приказ ФСТ России от 9 февраля 2007 № 16-э «О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности».

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он оставляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования.

Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка). Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) является 2020 год. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок мощности отдельно. Рынок электрической энергии и рынок энергии (мощности) в данном случае является единым.

Предварительное определение товара (услуги).

Согласно Закону об электроэнергетике розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка, определение товара может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности установлен раздел D «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ; КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (35.14).

Эта группировка включает:

- продажу электроэнергии пользователю;

- контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.

Электрическая энергия по своим функциональным значениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Согласно Закону об электроэнергетике: оптовый рынок электрической энергии и мощности - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации; розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Продуктовые границы определены услугами по розничной продаже электрической энергии (мощности) потребителям на розничном рынке электрической энергии (мощности).

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями

функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения). Так, географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее – АО- энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 198 Основных положений, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно:

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергоснабжающие организации, осуществлявшие поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобрели права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения и получили статус гарантирующего поставщика, если при этом такие энергоснабжающие (энергосбытовые) организации не утратили этот статус с 1 января 2010 г. в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 г. права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергосбытовые организации, принявшие на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту, если при этом такие энергосбытовые организации не утратили статус гарантирующего поставщика с 1 января 2010 г. в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 г. права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные гарантирующими поставщиками в 2006 году хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имели договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с организациями, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 198 Основных положений, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.

Гарантирующими поставщиками с 1 октября 2012 г. являются указанные организации, которые не утратили статус гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 229 Основных положений. При этом границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу настоящего документа с учетом их изменения в соответствии с пунктом 229 Основных положений.

Статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Чувашской Республики в соответствии с приказом ФСТ России от 09.02.2007 №16-э «О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности» присвоен АО «Чувашская энергосбытовая компания» в границах зоны деятельности: Чувашская Республика.

В рамках данного исследования географические границы определены как границы Чувашской Республики.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Розничный рынок электрической энергии по своей структуре является сложным и включает в себя не только производителей и покупателей электрической энергии, но и многообразную инфраструктуру, которая учитывает особенности электроэнергии как товара, а также дает стимул для эффективного функционирования рынка.

Согласно Закону об электроэнергетике: энергосбытовые организации – организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию; потребители электрической энергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Следует уточнить, что с 2008 года услуги по передачи электроэнергии во всех субъектах Российской Федерации осуществляются с применением сетевого тарифа, который рассчитывается «котловым» методом.

В соответствии с пунктом 49 Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» индивидуальные тарифы для взаиморасчетов сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации (получаемой от всех потребителей электрической энергии) и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций). Таким образом, расходы сетевой организации по передаче электрической энергии другими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа для потребителей, а доходы от предоставления сетевой организации или иным потребителям услуг по передаче электрической энергии должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Таким образом, суть данного метода заключается в установлении единого тарифа на услуги по передаче электрической энергии, при этом, тариф дифференцируется только по уровню напряжения.

Следовательно, потребители, принадлежащие к одной группе, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации оплачивают услуги по передаче электрической энергии по одному тарифу. При реализации системы «котла», договорные отношения между субъектами розничного рынка, в частности, между потребителями, сбытовыми компаниями и сетевыми организациями могут развиваться в трех направлениях: «котел сверху», «котел снизу», «смешанный котел».

В Чувашской Республике функционирует модель «котел сверху». Данная модель предусматривает установление в регионе «держателя котла».

В соответствии с указанной системой договорных отношений, гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации) на основании единых (котловых) тарифов заключают договоры по передаче электрической энергии непосредственно с «держателем котла». В свою очередь «держатель котла», на основе установленных индивидуальных тарифов, распределяет полученную выручку между сетевыми организациями, по сетям которых происходит транспортировка электрической энергии потребителю.

Преимущества модели «котел сверху» заключаются в том, что в регионе устанавливается единый центр ответственности, который обладает достаточной финансовой стабильностью, что гарантирует поступление денежных средств смежным сетевым организациям. В свою очередь, данная модель таит в себе определенные недостатки: в случае наличия промежуточной сети у получателя средств отсутствует выход на конечного потребителя, что порождает сложности в контролировании качества энергоснабжения, механизма отключения неплательщиков и др.

Модель «котел сверху» на примере Чувашской Республики. - АО «Чувашская энергосбытовая компания» (Гарантирующий поставщик).

Гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Чувашской Республики является АО «Чувашская энергосбытовая компания» (г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 13а) (приказ ФСТ России от 9 февраля 2007 г. № 16-э «О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности»). АО «Чувашская энергосбытовая компания» не имеет собственного производства электрической энергии.

Гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Гарантирующий поставщик заключает договор энергоснабжения (куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

Потребители (покупатели) вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Из представленной информации АО «Чувашская энергосбытовая компания» следует, что у Общества отсутствуют противоправные действия, направленные на ограничение потребителей (покупателей) по выходу на розничный рынок электрической энергии.

На территории Чувашской Республики действуют 12 хозяйствующих субъектов, являющихся независимыми энергосбытовыми организациями:

- АО «Газпромэнергосбыт» (г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3);

- ООО «Транснефтьэнерго» (г. Москва, Пресненская наб., д. 4, стр. 2);

- ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» (г. Москва, ул. Ольховская, д. 27, стр. 3);

- ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (г. Москва, пр-т Комсомольский, д. 42, стр. 3);

- АО «МОСЭНЕРГОСБЫТ» (г. Москва, ул. Вавилова, д. 9);

- ООО «Магнитэнерго» (г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/5);

- ООО «НижегородЭнергоТрейд» (г. Нижний Новгород, ул. 40 лет Победы, д. 4);

- ООО «Межрегионэнергосбыт» (г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3);

- Кировский филиал ООО «ЕЭС Гарант» (г. Киров, ул. Преображенская, 90);

- ООО «Промышленная энергосбытовая компания» (г. Нижний Новгород, ул. М. Горького, д. 195, 12 эт.)

- ООО «Независимая энергосбытовая компания» (г. Чебоксары, ул. Декабристов, 33а, оф. 308);

- ПАО «Химпром» (г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 101).

В ходе исследования рынка у данных хозяйствующих субъектов запрошено:

- принадлежность к группе лиц согласно приказу ФАС России от 20.11.2006 № 293;

- перечень покупателей электрической энергии (мощности) и регионы продаж в Чувашской Республике в 2020 году;

- наличие собственного производства электрической энергии в Чувашской Республике в 2020 году;

- барьеры входа на розничный рынок электрической энергии (мощности).

"..."

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

Субъектов на рынке.

Согласно информации Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам общий объем розничного рынка электрической энергии (мощности) в 2020 году в Чувашской Республике составил 3812,36 млн. кВтч:

«…»

Так как ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» входят в одну группу лиц, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для расчета принимается совокупная доля ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» - «..».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чувашской Республики единоличное доминирование занимает АО «Чувашская энергосбытовая компания».

7. Определение уровня рыночной концентрации

С целью оценки концентрации использовались коэффициенты СR3 и HHI.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при < 45% или HHI < 1000.

CR3 = 84,2

HHI = 7089,64

Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR3=84,2%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000, то розничный рынок электрической энергии (мощности) можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, с единоличным доминированием АО «Чувашская энергосбытовая компания» - «…»%.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Большая часть независимых энергосбытовых организаций сообщила, что барьеры входа на розничный рынок электрической энергии (мощности) отсутствуют, либо сведениями о наличии барьеров не располагают.

ООО «Независимая энергосбытовая компания» экономическим барьером входа на рынок считает наличие доминирования АО «Чувашская энергосбытовая компания».

9. Оценка состояния конкуренции на розничных рынках

электрической энергии (мощности)

Розничный рынок электрической энергии (мощности) является высококонцентрированным. Участниками рынка являются 12 хозяйствующих субъектов, при этом 1 хозяйствующий субъект является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Чувашской Республики – АО «Чувашская энергосбытовая компания» и занимает единоличное доминирующее положение.

Также на территории Чувашской Республики действуют 11 хозяйствующих субъектов, являющихся независимыми энергосбытовыми организациями.

10. Выводы и предложения

По результатам проведенного исследования установлено следующее:

1. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как товар (услуги) –электрическая энергия (мощность) на розничном рынке электрической энергии (мощности).

2. Географическими границами являются административные границы Чувашской Республики.

3. На рассматриваемом рынке в географических границах Чувашской Республики единоличное доминирующее положение занимает АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик).

4. Рынок по розничной продаже электрической энергии (мощности) потребителям является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

5. ООО «Независимая энергосбытовая компания» экономическим барьером входа на рынок считает наличие доминирования АО «Чувашская энергосбытовая компания».

6. Чувашское УФАС России в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии не обращалось.

7. В энергосистему Чувашской Республики входят следующие субъекты генерации электрической энергии:

- Чебоксарская ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс»;

- Филиал ПАО «РусГидро» – «Чебоксарская ГЭС».

Данные субъекты договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности) не имеют, в связи с продажей всего объема выработанной электрической энергии на оптовом рынке.

11. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности

Методика по расчету ключевого показателя развития конкуренции в определенной сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) в субъектах Российской Федерации (далее — Методика) разработана в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее — Указ № 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее — Национальный план), Перечня поручений Президента Российской Федерации № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2018 (далее— Перечень поручений Президента РФ).

Розничный рынок электрической энергии (мощности) является высококонцентрированным. Участниками рынка являются 12 хозяйствующих субъектов, при этом 1 хозяйствующий субъект является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Чувашской Республики – АО «Чувашская энергосбытовая компания» и занимает единоличное доминирующее положение. Также на территории Чувашской Республики действуют 11 хозяйствующих субъектов, являющихся независимыми энергосбытовыми организациями.

В качестве источников получения информации были использованы:

- данные об объемах покупки и продаже электроэнергии гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми компаниями (далее — энергосбытовыми компаниями), отраженными в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемый в соответствии с приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1;

- информация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов; анализ состояния конкуренции на розничных рынках электроэнергии (мощности), которые размещаются в открытом доступе в сети «Интернет» на официальном сайте ФАС России https://fas.gov.ru/

Расчет ключевого показателя развития рынка по объему (доле) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении организациями частной формы собственности и реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным и муниципальным участием осуществляется по следующей формуле:

Vn

V (ключевой показатель) = x 100

Vo

Vn – это объем (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) организациями частной формы собственности, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты, совокупная доля участия в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отсутствует или составляет не более 50%.

Vo – это объем (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВтч) всех хозяйствующих субъектов (за исключением хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50%, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, федеральных казенных учреждений).

Сумма объема хозяйствующих субъектов, совокупная доля участия в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отсутствует или составляет меньше 50%) = 3812,36

Сумма объема (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВтч) всех хозяйствующих субъектов (за исключением хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50%) = 3812,36

Таким образом, V (ключевой показатель) = 3812,36 / 3812,36 x 100 = 100

12. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации в субъектах Российской Федерации.

Субъектами генерации электрической энергии на территории Чувашской

Республики являются:

- Чебоксарская ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс»;

- Филиал ПАО «РусГидро» – «Чебоксарская ГЭС»;

- ПАО «Химпром» - Новочебоксарская ТЭЦ-3.

Данные субъекты договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности) не имеют, в связи с продажей всего объема выработанного электрической энергии на оптовом рынке.

Таким образом, ключевой показатель развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации не рассчитывается.

13. Анализ соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (мощности)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее — Закон 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетики с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имуществом, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях проведения анализа соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (мощности), Чувашское УФАС России сообщает следующее:

- решения о реорганизации юридических лиц, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности не составлялись;

- предписания в рамках контроля за экономической концентрацией о принятии мер, направленных на соблюдение запрета статьи 6 Закон 36-ФЗ не выдавались;

- обращения в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по купле- продаже и (или) производству электроэнергии, в соответствии со статьей Закона 36-ФЗ не поступали;

- обращения в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ не направлялись;

- обращения в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении юридическому лицу на праве собственности используемого пр осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ ненаправлялись;

- обращения в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ не направлялись;

- права на имущество, подлежащее принудительной продаже в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ, по результатам открытого аукциона не передавались;

- уведомления об использовании электростанций и иных объектов электроэнергетики в соответствии с абзацем 17 статьи 6 Закона 36-ФЗ не рассматривались;

- информация о компаниях, которые находятся в муниципальной собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере электроэнергетики отсутствует;

- информацию о выгодоприобретателях хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики и принадлежности к группе лиц по прилагаемой форме:

«…»