Выписка из аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории чувашской Республики за период 2017 года

I. Общие положения

 

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования проведен во исполнении поручения ФАС России №АГ/6124/18 от 31.01.2018.

Целью проведения анализа конкуренции на рынке по оказанию услуг по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на региональных рынках для последующего выявления тенденции роста (либо его отсутствия) цены на оказываемые услуги. 

В ходе проведения анализа рынка использовались следующие материалы:

– данные, полученные на основании запросов в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики, Приволжское Управление Ростехнадзора– в части определения  участников розничного рынка реализации автомобильного газа;

– данные, полученные на основании запроса управления от хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по техническому внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, для определения объема рынка Чувашской Республики.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

2. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» ( далее – Постановление №549).

3. Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению») (далее – Правила №410)

4. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176)

5. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» (далее – Постановление №584)

5. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

6. Приказ Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2009 № 14788) (далее – Приказ №239).

7. ГОСТ Р 54983-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» ( далее – ГОСТ Р 54983-2012).

 

II. Временной интервал исследования

 

В соответствии с Порядком, определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования.

Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Временной интервал исследования определен -2017 год.

Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

III. Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара - услуги по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования.

В данном анализе используется термины, определенные Правилами №410 для данной сфере деятельности:

1) внутридомовое газовое оборудование:

 - в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

- в домовладениях - находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженных углеводородных газов) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до бытового газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, бытовое газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе запорная регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа;

2) внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

3) домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы и иные объекты);

4) заказчик - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги);

5) исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

6) поставщик газа - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению;

7) приостановление подачи газа - совокупность действий технического характера (в том числе перекрытие запорной арматуры), которые выполняются исполнителем в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, и результатом которых является прекращение подачи газа к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию;

8) ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы по восстановлению исправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования или его составных частей;

9) специализированная организация  организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

10) техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям;

11) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.

На основании п. 4 Правил №410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Пунктом 7 Постановления №410 предусмотрена также необходимость  аварийно-диспетчерского обеспечения, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Из изложенного следует, что аварийно-диспетчерское обеспечение объекта является неотъемлемой частью внутриквартирного (или) внутридомового обслуживания, ввиду того, что газораспределительная организация, осуществляющая рассматриваемый вид услуг, ликвидирует аварии, используя свою аварийно-диспетчерскую службу,  сторонняя служба не обладающая своей аварийно- диспетчерской службой должна заключить соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с п. 10 Правил №410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях:

- истечение установленных изготовителем сроков эксплуатации оборудования или сроков, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования;

- признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

- заявка заказчика.

Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

Оплата работ по замене (ремонту) оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется собственником этого оборудования.

Из изложенного следует, что замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, является неотъемлемой частью внутриквартирного (или) внутридомового обслуживания, ввиду того, замена газового оборудования осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Исходя из п. 6 указанных Правил №410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

 Положениями п. 17 Правил №410 установлены следующие категории заказчиков:

а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений;

б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения;

в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан:

- лицом из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от их имени решением общего собрания собственников многоквартирного дома, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью;

- управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение;

- товариществом или кооперативом на основании протокола общего собрания членов товарищества или кооператива, на котором принято решение о том, что указанный договор подписывает товарищество или кооператив в интересах каждого из своих членов, проголосовавших за такое решение;

 - управляющей организацией, товариществом или кооперативом, действующими в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.

В соответствии абз. п с. 5.5.6 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях; не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега; проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям; согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.

Таким образом, из изложенного следует, организации управления домом  несет ответственность за исполнение жилищного законодательства, следовательно, обязано своевременного  заключать договора на  техническое обслуживание внутридомового оборудования устройств газоснабжения.

Необходимость осуществления технического обслуживания  закреплена в пп. к пункта 21 Правил № 549 из которого следует, что потребители обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с  п. 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009г. № 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его техническому обслуживанию и диагностированию.

Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования – работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Техническое диагностирование, включает в себя  - определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дельнейшего использования.

В соответствии с п. 8 Правил № 410 работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.

На основании положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий (МДС 42.1-2000), утвержденному приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 г. № 101, первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы – 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании казанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Ростехнадзором, в отношении ВДГО – лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений – при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.

Не проведение работ по выявлению возможности дальнейшей эксплуатации внутренних газопроводов и, как следствие, невозможность определения остаточного ресурса или замены газопровода, не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирных домов, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 10 а, б, д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Основной задачей диагностики является определение потребности (вида и объемов работ) в ремонте систем внутреннего газоснабжения, а также определение остаточного ресурса системы после проведения ремонта.

В качестве остаточного ресурса, в соответствии с ГОСТ 27.002-89 принимается наработка остающихся без замены участков системы от момента диагностики ее технического состояния до перехода в неработоспособное состояние.

Остаточный ресурс (в годах) устанавливается как дополнительный нормативный срок службы, после истечения которого должна проводиться очередная повторная диагностика системы.

Отличие технического обслуживания от технического диагностирования.

 

Техническое обслуживание

Техническое диагностирование

Характеристика

Поддержание оборудования в техническом состоянии, в соответствии утвержденными нормативными и техническими актами

Определение технического состояния оборудования, возможности его дальнейшей  эксплуатации, выявление и и определение неисправностей

Срок

В период всего нормативного срока службы

По истечении нормативного срока службы

 

 Из изложенного следует, что работы по техническому обслуживанию и  диагностированию могут проводится организациями, соответствующих Правилам №410, но услуги не являются взаимозаменяемыми, в первую очередь из вышеназванного состава работ, во вторых ремонт провидится регулярно, а диагностирование по истечении нормативного срока службы (30 лет).

Полный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования приведен в приложении 1 к анализу рынка.

 Учитывая, что необходимость осуществления технического обслуживания  закреплена законодательно, то заключение договора со специализированной организацией является обязанностью, а не правом потребителя, во исполнении заключенного договора организация обязана предоставить полный перечень услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка определено - услуги по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования.

IV. Географические границы рынка

 

        Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п.4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

 При определение географических границ, учитывались следующие условия:

- для предоставления услуги «продавцу» необходимо выезжать на объект «покупателя услуги», а «покупателю услуги» необходимо заключать договор с «продавцом». принимая во внимание временные и экономические затраты, выражаемые в экономической необоснованности выезда за пределы своего населенного пункта;

-  в соответствии с п. 10.2.3 ГОСТ Р 54983-2012 при поступлении аварийной заявки о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада АДС должна выехать к месту произошедшей аварии не позднее, чем через 5 мин после поступления информации, согласно п. 10.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 аварийная бригада АДС должна прибыть на место аварии в возможно короткий срок, но не позднее, чем через 1 ч после получения оперативной информации (аварийной заявки),

принимая во внимание названное, географические границы определены локальными рынками Чувашской Республики.

            Границы локальных рынков Чувашской Республики формируются исходя из возможности следования бригады до места аварии в течении 1 часа.

В административные границы Чувашской Республики входит 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов

                           

 

  Таблица 1

 

№/№

Район

Районный центр

Численность

Площадь

Кол-во населенных пунктов

1.

Алатырский район

г. Алатырь

15191

1940

46

2.

Аликовский район

с. Аликово

16328

554,1

115

3.

Батыревский район

с. Батырево

35142

944

56

4.

Вурнарский район

п. Вурнары

32773

1012,6

102

5.

Ибресинский район

пос. Ибреси

23894

1201,2

57

6.

Канашский район

г. Канаш

36254

981,4

108

7.

Козловский район

г. Козловка

19727

516,8

68

8.

Комсомольский район

с. Комсомольское

25629

630,3

54

9.

Красноармейский район

с. Красноармейское

14616

456,3

89

10.

Красночетайский район

с. Красные Четаи

14975

691,6

70

11.

Мариинско-Посадский район

г. Мариинский Посад

22710

686,1

79

12.

Моргаушский район

с. Моргауши

33492

845,3

177

13.

Порецкий район

с. Порецкое

12881

1116,9

37

14.

Урмарский район

с. Урмары

23578

598,3

52

15.

Цивильский район

г. Цивильск

36234

790,8

139

16.

Чебоксарский район

п. Кугеси

62487

1331,7

172

17.

Шемуршинский район

с. Шемурша

12846

799,1

31

18.

Шумерлинский район

г. Шумерля

9419

1 047,60

57

19.

Ядринский район

г. Ядрин

26915

897,5

126

20.

Яльчикский район

с. Яльчики

17950

567,2

53

21.

Янтиковский район

с. Янтиково

15223

524,4

31

 

            На территории Чувашской Республики 2 хозяйствующих субъекта предоставляют услуги по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования – ООО «Газпром газораспределение Чебоксары» и ООО «Калита» (характеристика представлена в таблице  2-4).

            ООО «Калита» осуществляет деятельность только на территории г. Чебоксары.

            ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»  имеет 9 филиалов, функционирующих на территории Чувашской Республики:

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Алатыре

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в пгт Вурнары

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Канаше

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Козловке

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Новочебоксарске

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в с. Моргауши

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Цивильске

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Чебоксары

- АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Шумерле

Сфера деятельности филиала в районах Чувашской Республики, исходя из его локации представлена на карте ниже (карта взята с официального сайта АО «Газпром газораспределение Чебоксары» http://www.chsetgaz.ru/affiliates.asp)

 

Протяженность Чувашской Республики: с запада на восток – приблизительно 150 км, с севера на юг – около 200 км. Территория Чувашской Республики составляет 18,3 тыс. кв. км.

Каждый филиал АО «Газпром газораспределение Чебоксары» обслуживает прилегающие к нему районы в соответствии с представленной выше картой.

Расположение филиалов АО «Газпром газораспределение Чебоксары», предоставляющих услуги по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования соответствует временному интервалу, позволяющему из точки  дислокации в случае аварии добраться до обслуживаемого участка в  добраться пределах 1 часа ( искл. Красночетайский район – 1 ч. 22 мин. расчёт приведен исходя из Яндекс карты).

 Таким образом, выявлено 9 локальных рынков:

1. г. Алатырь – Алатырский район (21 мин.);

2. г. Шумерля - Порецкий район (58 мин.)

- Шумерлинский район (19 мин.)

3. г. Канаш   - Шемуршинский район (1 ч. 10 мин.)

           - Батыревский район (1 ч. 3 мин.)

           - Канашский район (22 мин.)

           - Яльчикский район (1 ч. 6 мин.)

           - Комсомольский район (37 мин.)

            - Янтиковский район (22 мин.)

4. Вурнарский район - Ибресинский район (40 мин.)

 -Аликовский район (40 мин.)

5. Козловский район  - Урмарский район - (45 мин.)

6. Моргаушский район - Ядринский район (1 ч. 2 мин.)

  - Красночетайский район (1 ч. 22 мин.)

7. Цивильский район – Красноармейский район (37 мин.)

8. г. Новочебоксарск – Мариинско-Посадский район (33 мин.)

9. г. Чебоксары – Чебоксарский район – (29 мин.)

 Таким образом, услуги по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Чувашской Республики предоставляются на 9 локальных рынках, в вышеназванных административных районах, следовательно, для настоящего анализа рынка географические границы определены как  локальные районы Чувашской Республики (г. Алатырь, г. Шумерля, г. Канаш, Вурнарский район, Козловский район, Моргаушский район, Цивильский район, г. Новочебоксарск, г. Чебоксары) .

 

V.          Состав хозяйствующих субъектов

  

Продавцами на рынке услуг по  техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования являются хозяйствующие субъекты, предоставляющие данные услуги.

Покупателями  услуг по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования являются, физические лица – владельцы индивидуальных жилых домов,  управляющие организации, товарищества или кооперативы, действующие в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.

При   выявлении   хозяйствующих   субъектов, действующих   рынке по техническому обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования, Чувашское УФАС России, руководствовалось пунктом 5.2 Порядка.

Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики и Приволжским Управлением Ростехнадзора* представлен перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования, представленный в  представлен в таблице 2.

Таблица 2

 

п\п

Наименование

Юридический адрес

Вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе деятельности, о начале которой сообщается в уведомлении

  1.  

ООО «Эгида»

610017, г. Киров ул. Молодой гвардии, д. 43 б, оф. 103 (фактическое осуществление деятельности на территории Чувашской Республики)

ОГРН/ИНН

1084345141825/ 4345246242

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

  1.  

ИП Иринаров В.В.

«…»

ОГРН/ИНН

317213000022285/212709841986

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования 26.12.2008 г.                 № 294-ФЗ

  1.  

АО «Газпром газораспределение Чебоксары

428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д.19 «А»

ОГРН/ИНН

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

  1.  

ООО «Городская Служба Контроля»

28023, Чувашская Республика, г. Чебоксары,              

 ул. Энтузиастов, д.11, кв. 7

ОГРН/ИНН

1172130007983/2130188734

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

  1.  

ООО «РегионГазСервис

610000, Кировская область,

г. Киров, ул. Блюхера, д.39,

оф. 311

ОГРН/ИНН

1174350004168/4345462860

 

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

  1.  

ООО «Энергокран»

428037, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Монтажный проезд, 10

ОГРН/ИНН

1022100971694/2127319994

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

  1.  

ООО «РусРегионГаз»

28018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова,

д. №79/16. пом. 06

ОГРН/ИНН

1172130003242/2130185010

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования 26.12.2008 г.

№ 294-ФЗ

  1.  

ООО «Калита»

428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Гаражный проезд, д. №4

ОГРН/ИНН

1022100969032/2127321760

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

 

*По информации, представленной  Приволжским Управлением Ростехнадзора об осуществлении услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования в порядке Постановления №584 их уведомили только три хозяйствующих субъекта, а именно ООО «Эгида», АО «Газпром газораспределение Чебоксары», ООО «Энергокран».

В ходе анализа установлено следующее.

ООО «Городская служба контроля» по юридическому адресу не располагается (возврат письма).

ООО «РусРегионГаз» по юридическому адресу не располагается (возврат письма).

ООО «Русдиагностика» указала, что на территории Чувашской Республики услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования не представляет.

ООО «РегионГазСервис» проинформировало, что предоставляет услугу по диагностированию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования.

ООО «Энергокран» уведомило, что в период 2017 года услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования не представляло.

            ООО «Эгида» также проинформировала, что в  2017 года услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования на территории Чувашской Республики не представляло.

            ИП Иринаровым В.В. информация не представлена.

 

VI.   Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке поставки и определение уровня концентрации товарного рынка

 Доля хозяйствующего субъекта (поставщика) 2017 года услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования  рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов определяется в трех товарных сегментах рынка:

- услуги по техническому обслуживанию внутридомового  газового оборудования;

- услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного  газового оборудования;

- услуги по техническому обслуживанию внутридомового  газового оборудования; общего пользования.

Количество оказанных услуг по техническому обслуживанию внутридомового  газового оборудования на  территории Чувашской Республики за период 2017 года представлен в таблице 3.

Таблица 3

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Сумма выручки  (руб.)

Количество заключенных договоров (шт.)

Доля хозяйствующего субъекта

  1. 1.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары

«…»

«…»

 100

  1.  

ООО «Калита»

-

-

-

 

 

 

Количество оказанных услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного  газового оборудования на  территории Чувашской Республики за период 2017 года представлен в таблице 4.

 

Таблица 4

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Сумма выручки

(руб.)

Количество заключенных договоров (шт.)

Доля хозяйствующего субъекта

  1. 1.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары

«…»

«…»

100

  1.  

ООО «Калита»

-

-

-

 

 

Количество оказанных услуг по техническому обслуживанию внутридомового  газового оборудования общего пользования, расположенного в многоквартирных домах на  территории Чувашской Республики за период  2017 года представлен в таблице 5.

Таблица 5

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Сумма выручки (руб.)

Количество заключенных договоров (шт.)

Доля хозяйствующего субъекта

  1. 1.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары

«…»

«…»

 98,86

  1.  

ООО «Калита»

«…»

«…»

1,14

 

 

 

Доля хозяйствующего субъекта оказывающего услуги по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования  рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

С целью оценки концентрации рынка использован коэффициенты  СR и НHI.

 

Доля хозяйствующего субъекта, концентрация рынка сегмента услуг по техническому обслуживанию внутридомового  газового оборудования на  территории Чувашской Республики за период 2017 года.

 

Наименование

Доля, %

СR

НHI.

г. Алатырь и Алатырский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Шумерля - Порецкий район

- Шумерлинский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Канаш   - Шемуршинский район - Батыревский район - Канашский район - Яльчикский район - Комсомольский район - Янтиковский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Вурнарский район - Ибресинский район -Аликовский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Козловский район-Урмарский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Моргаушский район - Ядринский район - Красночетайский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Цивильский район – Красноармейский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Новочебоксарск – Мариинско-Посадский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Чебоксары – Чебоксарский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

 

 

Доля хозяйствующего субъекта, концентрация рынка сегмента услуг  по техническому обслуживанию внутриквартирного  газового оборудования на  территории Чувашской Республики за период 2017 года.

 

Наименование

Доля, %

СR

НHI.

г. Алатырь и Алатырский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Шумерля - Порецкий район

- Шумерлинский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Канаш   - Шемуршинский район - Батыревский район - Канашский район - Яльчикский район - Комсомольский район - Янтиковский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Вурнарский район - Ибресинский район -Аликовский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Козловский район-Урмарский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Моргаушский район - Ядринский район - Красночетайский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Цивильский район – Красноармейский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Новочебоксарск – Мариинско-Посадский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Чебоксары – Чебоксарский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

 

 

Доля хозяйствующего субъекта, концентрация рынка сегмента услуг  по техническому обслуживанию внутридомового  газового оборудования общего пользования на  территории Чувашской Республики за период 2017 года.

 

 

Наименование

Доля, %

СR

НHI.

г. Алатырь и Алатырский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Шумерля - Порецкий район

- Шумерлинский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Канаш   - Шемуршинский район - Батыревский район - Канашский район - Яльчикский район - Комсомольский район - Янтиковский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Вурнарский район - Ибресинский район -Аликовский район

 

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Козловский район-Урмарский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Моргаушский район - Ядринский район - Красночетайский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

Цивильский район – Красноармейский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Новочебоксарск – Мариинско-Посадский район

100%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

100

10 000

г. Чебоксары – Чебоксарский район

более 50%

ООО «Газпром газораспределение Чебоксары»

«…»%

ООО «Калита»

100

10 001,2

 

Из приведенного расчета следует, что рынок услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования на территории Чувашской Республики является высококонцентрированным (HHI = 10 001,2) с низким уровнем конкуренции.

 

VII.     Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе проведения  анализа рынка управлением были опрошены участники рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования на предмет наличия экономических и административных барьеров входа на рынок и преодолимости их.

Проанализировав ответы установлено, что хозяйствующие субъекты не указывают на наличие экономических барьеров входа на рынок.

Чувашским УФАС России выявлены стандартные экономические и  административные ограничения приведенные ниже.

1) Ограниченное число специалистов, обладающих соответствующей квалификацией для осуществления услуг по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования.

 Следуя положения п. 91-96 Правил №410 – специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны отвечать требованиям и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (далее - аттестованные сотрудники).

Для аттестованных сотрудников должны быть разработаны и утверждены руководителем специализированной организации или иной организации, осуществляющей работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, следующие документы: должностные инструкции, устанавливающие обязанности, права и ответственность аттестованных сотрудников; производственные инструкции, устанавливающие последовательность выполнения технологических операций при производстве работ и условия обеспечения их безопасного проведения.

Аттестованные сотрудники специализированной организации должны проходить переаттестацию по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а аттестованные сотрудники иных организаций, осуществляющих работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, - по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического диагностирования не реже 1 раза в 5 лет в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Переаттестации сотрудников по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должна предшествовать их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых руководителями образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Перед допуском к осуществлению самостоятельной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на объекте аттестованный сотрудник специализированной организации должен пройти инструктаж по технике безопасности и стажировку на рабочем месте в соответствии с установленным специализированной организацией регламентом.

2) Необходимость открытия дополнительного филиала, влекущая за собой необходимость увеличения численности персонала и оборудования в случае расширения зоны деятельности (п. 10.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 аварийная бригада АДС должна прибыть на место аварии в возможно короткий срок, но не позднее, чем через 1 ч после получения оперативной информации).

3) Преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, в соответствии с п. 37 Правил №410 договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее 3 лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора.

Административные ограничения:

- стандарты и предъявляемые к качеству требования, а именно  в соответствии с разделом 9 Правил №410 специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны отвечать требованиям настоящего раздела и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (параметры уровня квалификации сотрудников указаны выше – см. стандартные экономические барьеры или п. 92-94 Правил №410);

- специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны быть оснащены средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы и тому подобное), методики (методы) измерений должны быть соответственно калиброваны и аттестованы в установленном порядке (п. 95 Правил №410);

- специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны иметь программы технического обслуживания и проверки технического состояния используемого оборудования и средств испытаний, а также график поверки средств измерений, которые утверждаются техническим руководителем соответствующей организации ( п. 96 Правил №410).

Специализированная организация, осуществляющая техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должна соответствовать  национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 54961-2012, «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утвержден приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 №251-ст), а именно газовые службы предприятий должны иметь квалифицированный персонал, а также достаточные для выполнения производственных процессов материально- технические и топливно-энергетические ресурсы; руководители и специалисты газовых служб предприятий должны быть аттестованы в области промышленной безопасности; рабочие газовых служб  предприятий и обсуживающий дежурный персонал  должны проходить  проверку знаний безопасных методов и приемов выполняемых работ  в объеме соответствующих производственных инструкций; персонал газовой службы предприятия, осуществляющий обслуживание  и ремонт электроустановок, должен пройти обучение и проверку знаний правил устройства, технической эксплуатации и правил  безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в пределах требований, предъявляемых к должности  или профессии, с присвоением соответствующей группы по электробезопасности. Подготовка и допуск персонал к самостоятельной работе должны осуществляться в соответствии с требованиями.

 

 

 

VIII. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

По результатам проведенного анализа рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования, на 9 локальных рынках на территории Чувашской Республики установлено, что во всех трех сегментах рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового, внутриквартирного, общего пользования газового оборудования АО «Газпром Газораспределение Чебоксары» занимает доминирующее положение.

Рынок услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования на территории Чувашской Республики на всех 9 локальных рынках является высококонцентрированным (HHI = 10 001,2) с низким уровнем конкуренции.

IX. Выводы:

 

По результатам проведенного анализа рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования за период 2017 года на территории Чувашской Республики установлено следующее:

1. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как – услуги по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования.

2.Географические границы - 9 локальных рынков, расположенных на территории Чувашской Республики (г. Алатырь, г. Шумерля, г. Канаш, Вурнарский район, Козловский район, Моргаушский район, Цивильский район, г. Новочебоксарск, г. Чебоксары).

3. Рынок услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного  газового оборудования в  Чувашской Республике высококонцентрированный и относится к рынку с низким уровнем конкуренцией.

4. Полный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования приведен в приложении 1 к анализу рынка.

5.Сведения о количестве оказанных услуг по  техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования АО «Газпром газораспределение Чебоксары» по каждому разделу представлен в приложении 2 к анализу.

6.Дейтсвующий прейскурант на оказание  услуг по  техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования АО «Газпром газораспределение Чебоксары» представлен в приложении 3 к анализу.

 

«…»

Файлы для скачивания

Выписка из аналитического отчета
Тип файла: rtf
Размер файла: 16.34 МБ