Выписка из аналитической справки о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений

В соответствии с пунктом 6.1  Плана работы ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы» Чувашским УФАС России проведено исследование конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений за период 2012 – 2014 гг.

Исследование рынка услуг  по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений составлено в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России.

Цель анализа – оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Источниками исходной информации являются данные, предоставленные:

1.саморегулируемой организации «Союз проектировщиков Поволжья» (СРО СПП);

2. Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

3. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии;

4. хозяйствующих субъектов, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих разработку проектной документации.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ);

- Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

1. Определение временного интервала исследования

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений проводится за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка наименьший интервал оценки состояния конкуренции должен составлять один год.

Учитывая, что исследование ограничивается  изучением характеристик рынка, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

Обязательным условием для выполнения строительных работ на законных основаниях является должным образом составленная и подтвержденная экспертизой проектная документация, которая включает детальную информацию о различных характеристиках объектов.

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, предметом исследования являются услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Проектная документация — документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства.

Согласно ГрК РФ, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом  Минрегиона от 30.12.2009 № 624.

Разработке проектной документации должны предшествовать инженерные изыскания.

Инженерные изыскания для строительства — работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и достаточных материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании и строительстве объектов с учётом рационального использования и охран окружающей среды, а также получения данных для составления прогноза изменений окружающей среды под воздействием строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.

            Таким образом, анализ состояния конкурентной среды включает исследование 2 товарных рынков:

  1. рынка услуг инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений;
  2. рынка услуг по разработке проектной документации  в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар. На географические границы рынков влияют экономические показатели, транспортные расходы, и др.

Согласно пункту 4.1 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

В соответствии с пунктом 4.5  Порядка, определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

- методом «тест гипотетического монополиста»;

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России, географические границы рынка должны быть уточнены на основании результатов, полученных по итогам анализа запрошенной информации.

Согласно представленным ответам, объекты, в отношении которых члены СРО осуществляют работы по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, расположены в Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Республике Башкортостан, Калужской, Ульяновской и Нижегородской областях.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1  Порядка в состав хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке,  включатся хозяйствующие субъекты,  реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Виды работ по подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

На территории Чувашской Республики действует 1 саморегулируемая организация – Некоммерческое партнерство «Союз проектировщиков Поволжья» (СРО СПП). Номер в государственном реестре – СРО – П – 108 – 28122009, ИНН – 2130056576. Юридический адрес – г. Чебоксары, Московский проспект, д. 3.

СРО СПП представлены сведения о членах СРО, основанных на членстве лиц за период 2012 -2014 гг.

10 % респондентов заключают договоры (контракты) на подготовку проектной документации, для исполнения которых респонденту не требуется свидетельство о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией.

35 % респондентами для исполнения договоров (контрактов) привлекаются третьи лица.

25 % респондентами среди подготовленных проектных документаций применялись типовые проекты многократного применения. Например, АО «Чувашгражданпроект» отмечает, что  доля таких договоров среди иных договоров составила 10 %, доля типовых договоров для  ООО «Каскад АСУ» составила 40 %, для ООО «Уют» - 35 %.

Среди подготовленных проектных документаций есть эксклюзивные (особо сложные) проекты. Например, доля эксклюзивных договоров в АО «Чувашгражданпроект» составляет 40-50 %, в ПГС «Проект» и ООО «Каскад АСУ»  - 30 %. В ООО «Уют» и ООО «СКИМ» доля особо сложных договоров не превышает 10 % от общего подготовленных договоров на разработку проектной документации. Также  ООО «СтройЭкспертиза» сообщает, что все подготовленные данной организацией  проект индивидуальны.

Большинство хозяйствующих субъектов осуществляют разработку проектной документации в таких сферах, как жилищное строительство, промышленное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры, электроэнергетика.

В основном, хозяйствующие субъекты, выполняющие работы по инженерным изысканиям и осуществляющие разработку проектной документации, специализируются в разных сферах деятельности.

От государственных (муниципальных) заказчиков при заключении контрактов на осуществление подготовки проектной документации объектов капитального строительства наиболее часто поступают задания на следующие конструктивные решения несущих стен:

- стены наружные – панели трехслойные с утеплением;

- каркас несущий – металлические колонны, фермы, балки

- перекрытия - сборный железобетон, монолитные,

- покрытие – металлическое с утеплением по балкам.

На рис. 1 представлена структура средней стоимости услуг по разработке проектной документации за период 2012 – 2014 гг. Наибольший удельный вес в структуре расходов имеют затраты на оплату труда исполнителям работ по подготовке проектной документации (45 %). Высокие прочие расходы (14 %) связаны со значительной стоимостью субподрядных работ и большими налоговыми отчислениями в бюджет.

 

На формирование цены договора (контракта) на осуществление подготовки проектной документации оказывают влияние следующие факторы:

- техническое задание от заказчика; 

- объем выполняемых работ; трудоемкость объекта; сложность, уникальность, время проектирования;

- рельеф местности;

- возможность привязки объекта;

- стоимость субподрядных работ;

- необходимость прохождения различных экспертиз, сертификаций;

- необходимость получения разрешительных документов и согласований;

- необходимость применения специализированного программного обеспечения;

-  удаленность объекта (продолжительность ППО, стоимость проезда);

- категория автомобильной дороги и  наличие искусственных сооружений.

 

 

5. Определение объёма товарного рынка

В соответствии  с Порядком (п. 6.1.), основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке. Показатели могут использоваться в натуральном и (или) стоимостном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет объемов рынков услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и долей хозяйствующих субъектов, действующих на указанных рынках, осуществляется на основании размера сумм заключенных договоров (контрактов) (руб).

Доли хозяйствующих субъектов на рассматриваемых рынках определяются по итогам каждого выбранного временного интервала.

По результатам проведенного анализа устанавливаются хозяйствующие субъекты, положение на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений которых содержит признаки доминирующего положения.

 

Таблица. Информация о долях хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Наименование члена СРО

Сумма заключенных договоров (контрактов) на оказание услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта, действующего на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений  (%)

2012

2013

2014

2012

2013

2014

АО «Чувашгражданпроект»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

ОАО «Дорисс»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

ООО «Дортехпроект»

«…»

«…»

«…»

«…»

более 50%

«…»

ООО «Петроникс -1»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

более 35%

ЗАО «Институт «Чувашгипроводхоз»

«…»

«…»

«…»

более 50%

«…»

более 35%

 

В 2012 году на рассматриваемом товарном рынке доминирующее положение занимает ЗАО «Институт Чувашгипроводхоз» (доля более 50%).

В 2013 году  доминирующее положение занимает ООО «Дортехпроект» (доля более 50%).

В 2014 году 2 члена СРО, основанные на членстве лиц, занимают на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений долю более 35 % - ООО «Петроникс -1» «…» и ЗАО «Институт «Чувашгипроводхоз» «…».

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используется следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR3) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<= CR3<=100% или 2000<= НН1<=10000;

-умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= НН1<=2000;

-низкий - CR3<45% или НН1<1000.

 

Таблица. Значения индексов HH1 и CR3 на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за период 2012 -2014 гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1

НН1

7129,26

5969,22

3379,81

2

CR3

96,48

96,04

99,22

 

За период с 2012 – 2014 гг. показатель HH1 находится в пределах 2000<= НН1<=10000, показатель CR3 находится в пределах при 70 % < СR < 100. Таким образом, рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за период 2012 -2014 гг. является высоко концентрированным.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих субъектам начало деятельности на товарном рынке включает:

 - выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

По мнению участников рынка, барьеры, затрудняющие развитие конкуренции на рынке услуг по выполнению инженерных изысканий, делятся на:

- административные барьеры (долгие процедуры согласования, предъявление избыточных требований);

- информационные барьеры (доступность ЭТП для изыскательских компаний, большое количество торговых электронных площадок, разный функционал ЭТП, необходимость прохождения аккредитации, труднодоступность мест и пр.);

- экономические барьеры (высокий демпинг – значительная часть конкурсов и аукционов проводится с высоким демпингом начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к снижению уровня профессионализма выполнения работ по инженерным изысканиям).

По мнению участников рынка, к барьерам, затрудняющим развитие конкуренции на рынке услуг по подготовке проектной документации, относятся:

- отсутствие квалифицированных специалистов;

- недостаточно специалистов по проектированию автомобильных дорог;

- избыточные требования к квалификации исполнителя;

- отсутствие у заказчика достаточной информации о всех потенциальных подрядчиках;

- неполное предоставление исходных данных Заказчиком;

-непрофессионализм потенциальных заказчиков зачастую является серьезным препятствием в разработке высокоэффективных проектов. Экономя на проектировании, они часто в разы теряют на конечном результате;

- выбор заказчиком проектной организации, предложившей наиболее низкую цену (торги по 44-ФЗ, 223-ФЗ) без надлежащего анализа остальных параметров конкурсанта;

- длительная подготовка документов, в т. ч. разрешительных, длительное проведение  госэкспертизы;

- тендерные торги затрудняют развитие конкуренции на рынке услуг по подготовке проектной документации, т.е. данная система не работает в том виде как задумывалась;

- недостаточная информационная открытость;

- избыточное регулирование со стороны государства;

- недостаточный контроль недобросовестных поставщиков услуг;

- включение в требования конкурсной документации завышенных требований к наличию разрешительных документов, оборудованию, квалификации и количеству персонала;

- сокращение инвестиционных программ;

- отсутствие авансовых платежей в государственных контрактах;

- высокий демпинг – значительная часть конкурсов и аукционов проводится с высоким демпингом начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к снижению уровня профессионализма выполнения работ по подготовке проектной документации.

Свою долю в создании барьеров играет также боязнь заказчиков новых технологий строительства. Учитывая непростые климатические условия нашей страны, слишком малы объемы индустриального строительства.

В целом, участники рынка отмечают, что на рынке по подготовке проектной документации высокая конкуренция.

 

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Исследование конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений за период 2012 – 2014 гг. показало, что в 2012 году на рассматриваемом товарном рынке доминирующее положение занимает ЗАО «Институт Чувашгипроводхоз» («…»), в 2013 году  - ООО «Дортехпроект» («…»). В 2014 году 2 члена СРО, основанные на членстве лиц, занимают на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений долю более 35 % - ООО «Петроникс -1» («…») и ЗАО «Институт «Чувашгипроводхоз» («…»).

Рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за период 2012 -2014 гг. является высоко концентрированным.

Наиболее часто хозяйствующие субъекты осуществляют разработку проектной документации в таких сферах, как жилищное строительство, промышленное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры, электроэнергетика.

В основном, хозяйствующие субъекты, выполняющие работы по инженерным изысканиям и осуществляющие разработку проектной документации, специализируются в разных сферах деятельности.

 

«…»