• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Выписка из анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории ЧР за период II п. 2014–I п. 2015 гг.

Общие положения

 

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. проведен при рассмотрении заявления ОРЧ (СБ) МВД по Чувашской Республике о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Анвар», выраженные в установлении необоснованно завышенной стоимости услуг.

Анализ  проведен в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок);

- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ  «О безопасности дорожного движения»;

- Постановление Правительства от 28.10.2013 № 966 « О лицензировании образовательной деятельности»;

- Постановление Правительства от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»;

- ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

Источниками исходной информации являются данные за 2014 -2015 гг., предоставленные:

- УГИБДД МВД по Чувашской Республике;

- территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике;

- Приволжского Управления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

- хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Чувашской Республики;

- информация, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет.

Анализ проводится в целях установления наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения компаний, предоставляющих услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики; в случае наличия указанных признаков – включение хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. 

 

  1. Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

11 августа 2014 года вступили в законную силу новые программы профессионального обучения водителей, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1408.

Условия реализации Примерной программы, утвержденной приказом от 26.12.2013 № 1408, составляют требования к учебно-материальной базе, в том числе участку закрытой площадки или автодрому, организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  В соответствии с п. 2.1. Порядка, наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Дата поступления обращения ОРЧ (СБ) МВД по Чувашской Республике в Чувашское УФАС России – 08.04.2015.

В соответствии с данными УГИБДД МВД по Чувашской Республике, представленные письмом от 29.07.2015 № 04-06/5883, на территории Чувашии выдано 54 заключения о соответствии учебно-материальной базы образовательных учреждений (автошкол) установленным требованиям. Дата выдачи последнего заключения – 07.07.2015.

Таким образом, за временной интервал исследования рынка услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики было принято II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг.

В силу положений п. 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на указанном товарном рынке.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительно продуктовые границы определены как  услуги по обследованию  закрытых площадок (автодромов) для первоначального обучения вождению автомобилей.

В соответствии с пунктом 3.2 Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

Согласно пункту 3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются функционально назначение, применение товара, качественные характеристики, технические характеристики, цена, условия реализации, иные характеристики.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. 

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке водителей, имеют право на ее осуществление только при наличии:

- соответствующей лицензии;

- согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;

- заключения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе 5 приказа N 1408 "Условия реализации примерной программы".

Несоответствие учебно-материальной базы установленным требованиям является основанием отказа в выдаче Заключения Госавтоинспекции.

Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.

Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах (в том числе автоматизированных).

Примерные программы устанавливают различные требования к закрытым площадкам и автодромам, в частности к:

- размерам  и оборудованию автодрома, автоматизированного автодрома и закрытой площадки, которые должны обеспечивать возможность выполнения испытательных упражнений в зависимости от категории или подкатегории транспортного средства, на право управления которым проводится экзамен;

- зонам испытательных упражнений автодрома, автоматизированного автодрома и закрытой площадки, которые должны иметь однородное асфальто- или цементобетонное покрытие;

- наклонному участку (эстакаде), который должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16 процентов включительно;

- коэффициенту сцепления покрытия, который должен обеспечивать безопасные условия.

Коэффициент сцепления должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.  Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и  определяться согласно «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием».

С учетом изложенного, объектом изучения является рынок, на котором оказываются услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

Согласно пункту 4.1 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Исходя из обращения ОРЧ (СБ) МВД по Чувашской Республике, предварительно географические границы определены как территория Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) учитывались:

- требования к условиям транспортировки товара;

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения покупателя к товару;

- транспортные и иные расходы.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах, а также подготовку водителей транспортных средств различных категорий вправе осуществлять, как государственные, так и негосударственные организации, в том числе на платной основе, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Подготовка водителей транспортных средств относится к категории дополнительного профессионального образования, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Люди, желающие получить водительское удостоверение, ориентируются на следующие факторы: ценовой сегмент и качество обучения. При этом не менее важную роль играет шаговая доступность образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка, в связи с ограниченностью и малодоступностью информации определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Таким образом, географические границы товарного рынка услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей определены административными границами Чувашской Республики.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,  

действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Чувашским УФАС России с целью определения перечня лиц, оказывающих услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг..,  направлены запросы в органы власти и учреждения Чувашской Республики:

- УГИБДД МВД по Чувашской Республике;

- территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике;

- Приволжское Управление Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

- ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Чувашской Республики»;

- КУ «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Минтранса Чувашии;

-  образовательные учреждения, получившие заключения ГИБДД МВД по Чувашской Республике о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке (пункт 5.2 Порядка).

Согласно пункту 5.5.при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, должен быть уточнен состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на товарном рынке.

В приложение  представлены покупатели услуг по обследованию закрытых площадок (автодромов) для первоначального обучения вождению автомобилей и сведения о хозяйствующих субъектах, оказавших данные услуги.

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

22 образовательных учреждения, получившие заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, используют закрытые площадки для первоначального обучения вождению автомобилей на основании договоров аренды (субаренды, безвозмездного пользования) земельного участка.

 8 образовательным учреждениям обследование закрытых площадок (автодромов)  были проведены УГИБДД МВД по Чувашской Республике.

МО ООГО «ДОСААФ России» г. Новочебоксарск и ФГБОУ ВПО ЧГУ им. И.Н. Ульянова самостоятельно произвели  данное обследование.

БОУ Чувашской Республики СПО «ЧМТТ», ГАПОУ «Марпосадский ТТ», АУ СПО «Новочебоксарский политехнический техникум», ЧПИ ФГБОУ ВПО «МГМУ (МАМИ)» не проводили обследование закрытых площадок (автодромов).

Услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. были оказаны следующими хозяйствующими субъектами:

 

№ п/п

Хозяйствующий субъект

Количество исследованных объектов

1

ООО «Анвар»

14 (ОУ ДПО Алатырская автошкола ДОСААФ России, АНО ДПО «Автошкола «Вираж», АУ ЧР  ДПО «УЦ «Нива» Минсельхоза Чувашии, Канашская автошкола ДОСААФ России, МО ООГО «ДОСААФ России» Калининского района г. Чебоксары, НОУ Автошкола ЧРО ООО ВОА, Чебоксарская ОТШ ДОСААФ России, ЧОУ ДПО автошкола «Автолюбитель», ОУ ДПО Урмарская автошкола ДОСААФ России, ООО «Алекс», ИП Пронина Ф.В., ИП Федоров Н.Н., ИП Иванов Ю.Г.).

2

ОАО «Чувашавтодор»

3 (МО ООГО «ДОСААФ России» Ибресинского района, МО ООГО «ДОСААФ России» Канашского района, МО ООГО «ДОСААФ России» Красночетайского района)

3

ООО «Ремез»

1 (МО ООГО «ДОСААФ России» Батыревского района)

4

Бачуринский В.И.

1 (АУ СПО «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»)

 

5. Определение объёма товарного рынка

Согласно пункту 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей  они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам или приобретателям.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3 Порядка).

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете  доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

 

№ п/п

Хозяйствующий субъект

Количество исследованных объектов

Доля на товарном рынке

1

ООО «Анвар»

14

более 50%

2

ОАО «Чувашавтодор»

3

«….»

3

ООО «Ремез»

1

«….»

4

Бачуринский В.И.

1

«….»

Итого:

19

100,00

 

Доля ООО «Анвар» на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. равна более 50 %.

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используется следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

 

Хозяйствующий субъект

Доля на товарном рынке, %

HH1

CR2

1

ООО «Анвар»

более 50%

«….»

«….»

2

ОАО «Чувашавтодор»

«….»

 

Коэффициент рыночной концентрации на рассматриваемом товарном рынке  составляет CR2 = «….», индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составляет  HHI = «….»

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<= CR<=100% или 2000<= НН1<=10000;

-умеренный – при 45%<= CR<=70% или 1000<= НН1<=2000;

-низкий - CR<45% или НН1<1000.

Таким образом, рынок услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. является высоко концентрированным.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

Безопасность движения автомобиля зависит от его тормозных свойств и от коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием.

Коэффициентом сцепления поверхности и шины автомобиля с покрытием автомобильной дороги определяется сложный процесс физико-механического взаимодействия шины, катящейся по покрытию с поверхностью данного покрытия.

            ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием» регламентирует методы определения и технические средства для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием при строительстве новых, реконструкции или эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также улиц и дорог городов, поселков и сельских поселений.

Величина коэффициента сцепления зависит от большого количества различных влияющих факторов и параметров:

            - недорожные факторы («водитель – автомобиль – среда»);

            - дорожные факторы (характеристика участка дороги, дорожное покрытие);

            - метрологические факторы (измеряемые параметры, методы и средства измерения).

            Таким образом, барьерами для входа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики являются:

            1. экономические ограничения:

- финансовые вложения на приобретение технологического оборудования;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов для получения необходимой документации на право деятельности и закупки необходимого оборудования;

2.  административные ограничения:

- получение допусков в саморегулируемую организацию (СРО);

- получение свидетельства о состоянии измерений в лаборатории (которым удостоверено наличие условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности);

3. технологические ограничения:

- необходимость проведения поверки пригодности измерительных устройств к использованию и калибровки для определения действительных метрологических характеристик конкретного измерительного прибора.

Барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок являются преодолимыми.

     

8.  Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. показал, что:

1. Продуктовые границы анализируемого рынка определены как услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей.

2. Рынок услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг.  является высококонцентрированным.

3. Географические границы указанного рынка определены административными границами Чувашской Республики.

 4. Барьеры развития конкурентной среды на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики являются преодолимыми.

Таким образом,  во II полугодии 2014 - I полугодие 2015 гг. доля  ООО «Анвар» на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики составляла 73,68 %,  следовательно, положение вышеуказанного хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке имеет признаки доминирующего.

По результатам проведенного анализа считаю необходимым включить ООО «Анвар» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания  доминирующего положения  хозяйствующих субъектов.

 

 

«….»