Выписка из анализа и оценки конкурентной среды магазинов при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях, строгого режима

Выписка из анализа и оценки конкурентной среды магазинов при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях, строгого режима  в географических границах Чувашской Республики

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на данном рынке проведены на основании полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и  в соответствии  с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции  на товарном рынке», утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 г. № 220. (в части определения  доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке).

Изучение состояния конкурентной среды магазинов при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний в географических границах Чувашской Республики  проводилось  в связи с обращением  физического лица, отбывающего наказание в исправительной колонии строгого режима, расположенном по адресу: 429950, Чебоксарский район, д. Толиково, ул. Большая, д. 50 об установлении высоких цен на продовольственные товары и товары бытовой химии в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике  со стороны хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии.

Было установлено, что в магазинах при учреждениях управления исполнения наказаний в соответствии с указанием ФСИН России № 05-37260 от 21.10.2013 торговую деятельность осуществляет ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России.

Цель проведения анализа: определение  доли  ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России на рынке магазинов при учреждениях ФСИН в географических границах Чувашской Республики.

При проведении анализа были использованы:

- данные Чувашстата;

- информация, представленная ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России;

- информация, представленная ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике;

- информация, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет.

 

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

За временной интервал исследования рынка магазинов при учреждениях ФСИН, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики были приняты 2014 – 1 кв. 2015 г. Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на указанном товарном рынке.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности выделяют следующий вид деятельности: 75.23.4: деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.

Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности по безналичному расчету.

По заявлениям осуждённых продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются сотрудниками исправительного учреждения (начальником отряда или лицом, его замещающим), после  оформления бланка заявления и сверки наличия денег на лицевом счету осуждённого

Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении. Закупка продуктов питания и предметов первой необходимости для осуждённых, содержащихся в помещениях камерного типа производится два раза в месяц.

Ведение торговой деятельности на указанной территории строго ограничено, полномочия переданы исключительно федеральным государственным унитарным предприятиям ФСИН России, доступ на указанный рынок иным хозяйствующим субъектам закрыт.

К торговому персоналу, осуществляющему реализацию продукции также предъявляются очень жесткие, оперативно-режимные требования: отсутствие судимости, знание основ уголовно-исполнительного законодательства и ответственности за его нарушения, знание требований к товарам (виду товара, упаковке, фасовке и проч.).

Таким образом, продуктовые границы определены как магазины при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

 

Географические границы  рассматриваемого товарного рынка с учетом экономической и технической возможности потребителя приобрести услугу в границах своего местонахождения и отсутствия такой возможности за ее пределами, определяются административными  границами  ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике.

 

  1. Определение хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и занимаемых ими долей на рынке.

 

Потребителями услуг магазинов при ФКУ являются лица, отбывающие наказание в исправительной колонии.

Услуги по реализации товара оказывает специально подобранный персонал продавцов магазинов. ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России осуществляет торговую деятельность. С  01 января 2014 года в магазинах при учреждениях исполнения наказаний в соответствии с указанием ФСИН России № 05-37260 от 21.10.2013 г. Причем, продавцы магазинов, ранее числившиеся сотрудниками следственных изоляторов, переведены в штат ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России.

Таким образом, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России - единственный хозяйствующий субъект, осуществляющий торговлю продуктами питания и товарами первой необходимости лицам, находящимся: под стражей в следственных изоляторах Чувашской Республики.

«…»

 

  1. Информация о ценах на услуги.

 

«…»

 

VI.  Определение объёма товарного рынка.

Начиная с 2014 года все следственные изоляторы на территории Чувашской Республики были обязаны передать на безвозмездной основе в пользование ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России помещения на территории каждого следственного изолятора для целей организации в указанных помещениях силами и средствами ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России магазинов по реализации товаров как посетителям следственных изоляторов, так и лицам, находящимся под стражей. Указанное распоряжение было исполнено без проведения каких-либо конкурентных процедур (конкурсы или аукционы) путем заключения типовых договоров. Продавцы магазинов, ранее числившиеся сотрудниками следственных изоляторов, были переведены в штат ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России. Таким образом, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России с 2014 года стал единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговлю продуктами питания и товарами первой необходимости лицам, находящимся под стражей в следственных изоляторах на территории Чувашской Республики. 

Доля ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России на рынке магазинов при учреждениях ФСИН в географических границах Чувашской Республики равна 100%.

 

 

  1.  Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих конкурентную среду магазинов при учреждениях ФСИН, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики позволяет сделать следующий вывод. Рассматриваемый рынок является высококонцентрированным по причине присутствия на нём одного хозяйствующего субъекта ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России.

Таким образом, коэффициент рыночной концентрации вышеуказанного рынка составляет CR: 100 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составляет: HHI = 10 000.

 

VIII.  Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Основными барьерами входа на рынок магазинов при учреждениях ФСИН в географических границах Чувашской Республики являются следующие барьеры:

административные:

- с 1 января 2014 г. решение о порядке работы (торговой деятельности) принимает ФСИН России;

экономические:

- оперативно-режимные требования к торговому персоналу (отсутствие судимости, знание основ уголовно-исполнительного законодательства и ответственности за его нарушения), к товарам (вид товара, упаковка, фасовка и проч.)

- ограниченные объемы продаж, т.к. у осужденных существует ежемесячный лимит на пользование денежными средствами;

- ограниченный ассортимент продаж, т.к. не все товары разрешены к продаже;

- убыточность отдельных торговых точек, т.к. объем выручки не покрывает затраты на содержание магазинов.

.

X. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что товарный рынок магазинов при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики является высококонцентрированным,  монополизированным, с единственным продавцом ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России.  Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке  не развита.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, доля которого превышает 50 процентов.

Из проведенного анализа следует, что в рассматриваемый период 2014 г. – 1 кв. 2015 г. доля  ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России на рынке конкурентной среды магазинов при учреждениях ФСИН, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики  составляет 100 %,  следовательно, положение ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России  на данном товарном рынке в географических границах Чувашской Республики имеет признаки доминирующего.

Предлагаю на основании проведенного анализа рынка включить ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей > 50% оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики.

 

 

«…»