Выписка из аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на локальном рынке услуг автобусных станций и автовокзалов в г. Чебоксары (Новосельская АС)

Общие положения

 

Настоящий анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России.

Целью проведения анализа конкуренции на локальном рынке услуг автобусных станций и автовокзалов в г. Чебоксары (Новосельская АС) является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов для рассмотрения обращения ООО «АвтоУспех» от 26.05.2015 № 05-05/48 об отказе ГУП ЧР «Чувашавторанс» заключать договор оказания услуг автовокзала, а также в целях повышения эффективности государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг автовокзалов (автостанций)

В качестве нормативно-правовой базы для проведения анализа состояния конкурентной среды и установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта использованы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту Устав автомобильного транспорта);
  • Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 (далее по тексту Правила перевозок пассажиров № 112);
  • Приказ Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», действующий в части не противоречащей Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
  • Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» утвержденные приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200;
  • ОКПД;
  • ОКВЭД.

Для проведения настоящего анализа рынка и оценки конкурентной среды использованы следующие понятия, определенные в нормативных документах, регулирующих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом:

  • автовокзал – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
  • объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
  • остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
  • пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;
  • перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
  • расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
  • владельцы остановочных пунктов на маршруте - юридические лица или индивидуальные предприниматели, владеющие объектами транспортной инфраструктуры на законном основании;

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого локального рынка. Таким образом, временной интервал анализируемого локального рынка автовокзалов - 2014 г.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с п. 5 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, при определении продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка используется один из следующих методов: а) метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара, или на результатах выборочного опроса покупателей; б) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов; в) метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров; г) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 07.09.2011) автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Согласно пункта 1 Типового положения об автобусном вокзале (пассажирской автостанции) Министерства автомобильного транспорта РСФСР (утв. Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200) (далее по тексту Типовое положение об автовокзале (автостанции)) автобусный вокзал (пассажирская автостанция) организуется автотранспортными предприятиями и организациями в населенных пунктах и на трассах автомобильных дорог для обслуживания пассажиров и оперативного руководства автобусным движением на линиях междугородного сообщения, размещения служебных помещений эксплуатационной службы и помещений для отдыха водителей и кондукторов.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, продукции и услуг, услугам автовокзалов (автостанций) присвоен код 63.2 – Прочая вспомогательная транспортная деятельность; 63.21.21 – Деятельность терминалов (автостанций и т.п.).

В связи с изложенным, предварительно продуктовые границы рынка определены как услуги автовокзалов (автостанций).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1); взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (пункт 3).

В соответствии с пунктом 9 Типового положения об автовокзале (автостанции) основными задачами автобусного автовокзала (пассажирской автостанции) являются:

-     организация работы билетных касс, камеры хранения ручной клади и багажа, справочной, эксплуатационно-линейной и других служб, призванных обеспечить удобства и культурное обслуживание пассажиров;

-     осуществление контроля за соблюдением расписаний движения и принятия мер, в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию, для отправки пассажиров по приобретенным билетам на автобусах других попутных рейсов.

Согласно пунктов 3.1 и 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы:

-     услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (оформление билета);

-     услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

-     услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.);

-     информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

-     оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

-     предоставление санитарно-гигиенических услуг;

-     услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т.п.).

Таким образом, на основании нормативных документов услуги автовокзалов (автостанций) можно разделить исходя из статуса покупателя:

1)      услуги автовокзалов (автостанций), оказываемые пассажирам:

-     информирование пассажиров о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, схемах маршрутов регулярных перевозок; правилах пользования услугами автовокзала;

-     продажа билетов пассажирам;

-     обеспечение возможности принятия мер, в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию, для отправки пассажиров по приобретенным билетам на автобусах других попутных рейсов;

-     организация мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств как внутри автовокзала (автобусной станции), так и на перронах и посадочных площадках;

а также, при необходимости:

-     оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров;

-     предоставление санитарно-гигиенических услуг;

-     обеспечение услуг по хранению и обработке багажа.

2)      услуги автовокзалов (автостанций), оказываемые предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (автоперевозчикам):

-     координация работы автомобильного транспорта: составление расписаний движения автобусов; осуществление контроля за соблюдением расписаний движения автобусов, обеспечение отметок о прибытии, отправлении автобусов, обеспечение посадки и высадки пассажиров;

-     продажа билетов пассажирам на автобусные маршруты перевозчиков;

-     обеспечение предоставления возможности отдыха водителям и кондукторам;

-     обеспечение предоставления возможности стоянки автобусов между рейсами;

а также, при необходимости:

-     обеспечение проведения технического осмотра автобусов;

-     обеспечение медицинского осмотра водителей;

-     изучение пассажиропотоков и            разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов.

По классификации Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуги на автовокзалах до отправления автобуса (для междугороднего и пригородного транспорта), включены в подгруппу – Услуги вспомогательные для автомобильного (автобусного) транспорта прочие (код ОКПД 63.21.2), входящей в группу – Услуги вспомогательные для сухопутного транспорта прочие (код ОКПД 63.21), принадлежащей к подклассу – Услуги транспортные вспомогательные прочие (код ОКПД 63.2), входящей в класс – Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств (код ОКПД 63) подраздела IA «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи», раздела I «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи».

В соответствии с классификацией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, раздел I «Деятельность сухопутного транспорта», подраздел IA «Транспорт и связь» включает в себя класс – Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63), подкласс – Прочая вспомогательная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63.2), группу – Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта (код ОКВЭД 63.21), подгруппу – Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта (код ОКВЕД 63.21.2), вид – Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) (код ОКВЭД 63.21.21).

В соответствии с вышеизложенным, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как услуги автобусных станций и автовокзалов до отправления  автобуса (для междугороднего и пригородного транспорта) с автостанции Новосельская г. Чебоксары.

В силу правовых особенностей предоставления услуг автобусных станций и автовокзалах вне зависимости от реального качества услуги, услуга не имеет заменителя.

 

3. Географические границы товарного рынка

 

При определении географических границ использовались следующие методы:

- метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

- метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данных услуг.

В силу раздела IV Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (определение географических границ товарного рынка), включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка. Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона N 135-ФЗ основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами. Предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка уточняются на основании сравнения условий обращения на них данного товара. Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), оказывается более чем на 10 процентов выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателю (покупателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

В соответствии с пунктом 4.9, регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с уполномоченным органом, утвержденных уполномоченным органом паспорта маршрута и расписания движения автобусов, договоров, заключенных между перевозчиком и владельцами автовокзалов и автостанций, расположенных по схеме маршрута и включенных в расписание движения автобусов.

В соответствии с пунктом 2.9 правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, решение об изменении регулярного автобусного маршрута принимается уполномоченным органом.

Таким образом, перевозчик не вправе самовольно вносить коррективы в паспорт маршрута, в частности – в пункт отправления, т.е. не имеет возможности выбора автостанции отправления, так как конкретный автовокзал (автостанция), с которого отправляется рейс, обозначен в согласованном паспорте маршрута.

В соответствии с паспортом маршрутов № 564, 123 точкой отправления является Новосельская АС.

Исходя из вышеизложенного, у перевозчика ООО «АвтоУспех» отсутствует экономическая, правовая  возможность приобрести услугу автовокзала иначе, чем посредством договора с Новосельской АС.

Таким образом, географические границы локального рынка услуг автобусных станций и автовокзалов для маршрутов № 564, 123 (перевозчик ООО «АвтоУспех») является Новосельская АС.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на локальном товарном рынке

 

           В установленных анализом продуктовых границах товарного рынка  (рынок услуг автобусных станций и автовокзалов) и географических границах товарного рынка (Новосельская АС) действует единственный хозяйствующий субъект – ГУП ЧР «Чувашавтотранс», на балансе которого находится Новосельская АС.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

           ГУП ЧР «Чувашавтотранс», являясь единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги автобусных станций и автовокзалов на маршруте, которым пользуется ООО «АвтоУспех» в установленных географических границах, обладает максимальной 100 % долей рынка, т.е. имеет возможность в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия реализации указанных услуг.

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Коэффициент рыночной концентрации рассчитан по формуле:

n

CRn = SUM Di , где:

i = 1

CRn - есть сумма долей на товарном рынке (выраженная в %) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

D – выраженная в % доля i-ого крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитан по формуле:

N

HHI = SUM Di 2 , где:

i=1

HHI - есть сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в %) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке.

1. Низкоконцентрированный рынок:

- Коэффициент рыночной концентрации (CR3) - 0 ≤ CR ≤ 45%

- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана- 0 ≤ HHI ≤ 1 000;

2. Умеренноконцентрированный рынок:

- Коэффициент рыночной концентрации (CR3) - 45% ≤ CR ≤ 70%

- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана- 1000 ≤ HHI ≤ 2 000;

3. Высококонцентрированный рынок:

- Коэффициент рыночной концентрации (CR3) - 70% ≤ CR ≤ 100%

- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана- 2000 ≤ HHI ≤ 10 000.

 

CR=100%,

HHI = 10000.

           Рынок услуг автобусных станций и автовокзалов на маршрутах, принадлежащих ООО «АвтоУспех» в установленных географических границах является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таким образом, на рынке оказания данной услуги присутствует единоличное доминирование ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

 

Возможность предоставления услуг автобусных станций и автовокзалов иными хозяйствующими невозможен ввиду схемы маршрута, предусматривающей единственный пункт отправления с Новосельской АС.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

1. В установленных анализом продуктовых границах товарного рынка и географических границах товарного рынка (Новосельская АС) действует единственный хозяйствующий субъект – ГУП ЧР «Чувашавтотранс», на балансе которого находится Новосельская АС.

2.  Рынок рассматриваемых услуг является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией.

3.  Барьеры входа на данный товарный рынок непреодолимые.

По результатам проведенного анализа подтверждено наличие доминирующего положения ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на локальном рынке услуг автобусных станций и автовокзалов в г. Чебоксары (Новосельская АС).

 

Выводы

 

Исходя из проведенного анализа, Чувашское УФАС России  имеет основания для признания ГУП ЧР «Чувашавтотранс» занимающим доминирующее положение на локальном рынке услуг автобусных станций и автовокзалов в г. Чебоксары (Новосельская АС) для всестороннего изучения жалобы ООО «АвтоУспех».

 

 

 

«…»