Выписка из аналитического отчета по обзору состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг.

Общие положения

Настоящий анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России.

Целью проведения анализа конкуренции на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики.

В качестве нормативно-правовой базы для проведения анализа состояния конкурентной среды и установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта использованы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 26.08.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".
  5. Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
  6. Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 (ред. от 28.04.2014) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2011 N 20204).
  7. Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 12.03.2013) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) (далее – Порядок-220).
  8. "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст).
  9. ОКПД;
  10. ОКВЭД.

В ходе настоящего исследования в качестве информационной базы для определения параметров товарного рынка использовались сведения, полученные от:

- Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;

- администрации города Чебоксары Чувашской Республики;

- торговых сетей, реализующих продовольственные товары на территории города Чебоксары Чувашской Республики.

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

За временной интервал исследования  конкурентной среды на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики были приняты 2012 –              1-ое полугодие 2014 года. Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

Особенностью сферы розничной торговли является то, что она охватывает различные рынки розничной продажи определенного или взаимозаменяемого товара. Однако для организаций, занимающихся розничной торговлей, в ряде случаев не существует существенных барьеров на «переключение» с продажи товаров одного вида на другие товары, расширения ассортимента, если это не требует значительного переоборудования торговых залов и складских помещений. В частности, существует высокая степень взаимозаменяемости услуг розничной торговли рядом продовольственных товаров с точки зрения поставщика этих услуг, что позволяет при проведении анализа конкурентной среды существенно расширять продуктовые границы, рассматривая как единый рынок сферу розничной продажи широкой номенклатуры продовольственных товаров.

Вместе с тем большинство хозяйствующих субъектов, занимающихся в настоящее время розничной торговлей товарами массового спроса, независимо от форм организации торговли, торгуют смешанным ассортиментом, в том числе не взаимозаменяемым товаром, сгруппированным по логике потребительской корзины.

Система ГОСТ Р: ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51303-2013 «Услуги розничной торговли. Общие требования», 5135-99 «Розничная торговля вводит понятие «товары народного потребления» – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Согласно ГОСТу услуги розничной торговли - результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, по удовлетворению потребности покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Реализация товаров может осуществляться в магазине (универсальном, специализированном, другом) и вне магазина, в том числе в уличной мелкорозничной сети.

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Розничный покупатель (потребитель)- покупатель - физическое лицо, кроме индивидуальных предпринимателей, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее для использования товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Розничная торговая сеть - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Продовольственный товар:

- продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания);

- бутылированная питьевая вода;

- алкогольная продукция (в том числе пиво);

- безалкогольные напитки;

- жевательная резинка;

- продовольственное сырье;

- пищевые добавки и биологически активные добавки.

Для целей настоящего анализа продуктовые границы рынка определены как розничная реализация продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики.

 

3. Географические границы товарного рынка

При определении географических границ рынка услуг по розничной торговле следует учитывать баланс интересов покупателя и продавца.

Практика показывает, что покупатель стремится приобрести необходимые ему товары как можно ближе к месту своего проживания, даже с учетом работающего населения, часто делающего свои покупки в торговых точках по маршруту «работа – дом» и обратно. Чаще всего географические границы рынка розничной реализации продовольственных товаров для большинства категорий населения не выходят за границы административного района проживания населения (город Чебоксары).

Понятие «пешеходная доступность магазина» - установленное расстояние от магазина до центра застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети, что следует учитывать при формировании адресных программ размещения объектов торговли.

Для определенной категории потребителей (например, лица, осуществляющие неотложные покупки, или имеющие проблемы физического плана – пожилые, инвалиды, практически не покидающие пределы своего микрорайона) географические границы рынка могут быть ограничены даже границами жилого квартала.

Развитие потребительского рынка города Чебоксары направлено на обеспечение обслуживания населения в соответствии со стандартами проживания в городе Чебоксары, основным нормативом стандартов является обеспечение десятиминутной пешеходной доступности потребительских услуг (от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта до объектов торговли).

Продавец стремится разместить свои объекты торговли как можно ближе к покупателю с целью увеличения оборота и прибыли. Хозяйствующие субъекты, инвестирующие средства в создание новых торговых комплексов (зон) либо приобретающие в собственность торговые объекты, расположенные на территории района, торгового комплекса (зоны), оказываются «закрепленными» на определенной территории города. То есть существуют определенные экономические барьеры не только входа, но и выхода с соответствующего товарного рынка.

Особенности спроса (возможности приобретения товара) и предложения (территориальное закрепление объектов торговли) позволяют определить географические границы рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами в рамках отдельных территорий (районов, кварталов, т.п.) внутри города.

Вместе с тем, для части населения, пользующейся личным автотранспортом, с учетом «зоны охвата» территории крупными торговыми сетями (от 5 до 45 км), границами рынка розничной торговли могут быть несколько смежных районов города или даже административные границы города Чебоксары.

Таким образом, основными факторами, определяющими выбор покупателем определенного продавца, являются:

- фактор «шаговой доступности»;

- фактор доступности автомобильным транспортом;

- совпадения местонахождения продавца с основными маршрутами движения покупателя (путь от расположения работы, учебы и т.д.).

Учитывая развитость общественного транспорта и относительно его низкую стоимость для передвижения в границах города Чебоксары, а также цель настоящего анализа, предполагающего изучение общей ситуации на рынке города Чебоксары (структуры рынка, конкурентной среды, методов государственного регулирования, условий хозяйствования), географические границы рынка розничной реализации продовольственных товаров определены административными границами города Чебоксары.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики представлен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование хозяйствующего субъекта

 
 

1

ЗАО "Тандер"

 

2

ООО "Сладкая жизнь Н.Н."

 

3

ООО "Смак-Гурмэ"

 

4

ООО "Амико"

 

5

ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"

 

6

ООО "Шуба"

 

7

ООО "Акконд-торг"

 

8

ООО "Продукт-сервис"

 

9

ООО "Чебоксарский хлебзавод № 1"

 

10

ООО "Сахарок"

 

11

ООО "Продмаркет"

 

12

ОАО "Азык"

 

13

ООО "Сахарок плюс"

 

14

ООО "Торговый дом "Акатуй"

 

15

ООО "Альбион-2002"

 

16

ООО "Каравай Торг"

 

17

ООО "Логист-Ч"

 

18

ООО "Агрохолдинг "Юрма"

 

19

ООО "Макдоналдс"

 

20

ОАО "Вурнарский мясокомбинат"

 

21

ОАО "Чувашский бройлер"

 
 

 

Общие число хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики составляет 21.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Общий объем товарного рынка розничной реализации продовольственных товаров города Чебоксары Чувашской Республики и доли отдельных торговых сетей приведены в таблице 2.

Таблица 2

 

Год

2012

2013

1 полугодие 2014

 

Показатели

Объем, тыс. руб.

Доля, %

Объем, тыс. руб.

Доля, %

Объем, тыс. руб.

 

Доля, %

 

Общий объем продовольственных товаров, реализованных исследованными хозяйствующими субъектами

11 283 044

100

12 702 106

100

 

 

 

 

 

6441292

100

1

ЗАО "Тандер"

«…» 

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

2

ООО "Сладкая жизнь Н.Н."

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

3

ООО "Смак-Гурмэ"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

4

ООО "Амико"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

5

ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

6

ООО "Шуба"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

7

ООО "Акконд-торг"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

8

ООО "Продукт-сервис"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

9

ООО "ЧХЗ № 1"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

10

ООО "Сахарок"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

11

ООО "Продмаркет"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

12

ООО "ТД "Акатуй"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

13

ОАО "Азык"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

14

ООО "Сахарок плюс"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

15

ООО "Альбион-2002"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

16

ООО "Каравай Торг"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

17

ООО "Логист-Ч"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

18

ООО "Агрохолдинг "Юрма"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

19

ООО "Макдоналдс"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

20

ОАО "Вурнарский мясокомбинат"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

21

ОАО "Чувашский бройлер"

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

Согласно таблице наибольшие доли на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики занимают:

- ЗАО «Тандер»;

- ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»;

- ООО "Смак-Гурмэ".

Доли трех крупнейших торговых сетей в общем объеме товарного рынка розничной реализации продовольственных товаров, реализуемых торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики представлены в таблице 4

Таблица 4

Наименование хозяйствующего субъекта

2012

2013

1-ое полугодие 2014

ЗАО "Тандер"

«…»

«…»

«…»

ООО "Сладкая жизнь Н.Н."

«…»

«…»

«…»

ООО "Смак-Гурмэ"

«…»

«…»

«…»

Итого по 3 хозяйствующим субъектам

57,23

59,23

57,94

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Доля хозяйствующего субъекта на рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы в денежном выражении, реализуемый данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

С целью оценки концентрации рынка использован коэффициенты СR и НHI  (представлены в таблице 5).

Таблица 5

 

Период

2012

2013

1-ое полугодие 2014

CR3

57,23

59,23

57,94

HH1

1209,01

1354,36

1244,14

 

За весь период исследования показатель HH1 находится в пределах 1000 < HHI < 1800, что характеризует рынок как умеренно-концентрированный.

7. Барьеры входа на товарный рынок

Барьерами для входа на рынок розничной реализации продовольственных товаров для торговых сетей на территории города Чебоксары Чувашской Республики являются:

- организационный барьер, который связан с необходимостью выбора местонахождения объекта розничной торговли;

- административный барьер, связанный с необходимостью получения согласующих и разрешительных документов в органах государственной власти и местного самоуправления;

- экономический барьер, связанный с необходимостью значительных капитальных вложений (строительство нового здания, либо аренда торговой площади);

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, уже действующими на рассматриваемом рынке.

Сокращение числа независимых оптовых перепродавцов как средних, так и малых предприятий розничной торговли является фактором, повышающим барьеры для входа на рынок новых поставщиков. Концентрация в розничном секторе заставляет производителей искать новые торговые точки для сбыта своих товаров и в этом отношении принципиальное значение приобретает вопрос о выработке мер государственной политики, направленный на выживание малых и средних предприятий розничной торговли в долгосрочной перспективе. В частности, необходима поддержка различных форм кооперации малых и средних предприятий торговли, создание ассоциаций малых торговых компаний, которые выступали бы за продвижение на рынке коллективных торговых знаков – брэндов, принадлежащих соответствующему объединению предпринимателей.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

1. На рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг. осуществляют деятельность 21 хозяйствующий субъект со следующими объемами товарного рынка:

- 2012 – 11 283 044 тыс. руб.;

- 2013 – 12 702 106 тыс. руб.;

- 1 полугодие 2014 – 6441292 тыс. руб.

2. Рынок розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики является умеренно-концентрированным, с относительно развитой конкуренцией.

3. Существует ряд барьеров для входа на данный товарный рынок, которые являются достаточно  труднопреодолимыми.

На рынке розничной реализации продовольственных товаров на территории города Чебоксары Чувашской Республики установлено коллективное доминирующее положение трёх хозяйствующих субъектов, которые суммарно занимают долю больше 50%: ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ». Общая доля вышеуказанных хозяйственных субъектов составляет за 2012 год - 57,23%, 2013 год – 59,23%  и 1-ое полугодие 2014 года - 57,94% («…»).

На основании проведенного анализа, в соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" предлагаю рассмотреть вопрос о признании коллективного доминирования следующих хозяйствующих субъектов: ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ. При этом, в связи с тем, что ни один хозяйствующий субъект не имеет долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%  ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ» не включаются в вышеуказанный Реестр.

 

«…»