Выписка из аналитической записки по анализу рынка услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи в границах города Чебоксары Чувашской Республики

  1. Общие положения

 

Анализ проводится в соответствии с функциями, определенными Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 №30, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.

Основанием для проведения настоящего анализа является заявление ООО «Шупашкартранс-К» на действия МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» по навязыванию предельных и необоснованных цен за пользование опорами контактной сети, поступившее в Чувашское УФАС России для рассмотрения.

Настоящий анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее по тексту – Порядок).

В качестве источника информации используются сведения, полученные от Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, а также операторов связи, оказывающих услуги местной телефонной связи и Интернет-провайдеры на территории города Чебоксары.

В качестве нормативной правовой базы использованы следующие документы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

- Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

В соответствии с п.2.1 Порядка и частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

За временной интервал исследования рынка услуг по предоставлению опор контактной сети для размещения оптической линии связи были приняты 2013 и 2014 года. Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по предоставлению опор контактной сети для размещения оптической линии связи.

Статьёй 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее Закон о связи) установлено, линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (далее – ЛКС); сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи, утвержденных Министерством связи Российской Федерации от 07.10.1996, к линейным сооружениям местных (городских и сельских) сетей связи относятся:

- кабельные линии, включающие смонтированные кабели и оконечные кабельные устройства: защитные полосы кроссового оборудования, распределительные шкафы с кабельными боксами, распределительные коробки, кабельные ящики (устройства кабельные связи - УКС, устройства кабельные переходные - УКП);

- воздушные линии (столбовые и стоечные), включающие опоры, провода и арматуру для подвески проводов на опорах;

- смешанные линии, содержащие участки кабельных и воздушных линий;

- канализационные сооружения связи, включающие колодцы и трубопроводы кабельной канализации, помещения ввода кабелей предприятий связи, коллекторы;

- вспомогательные устройства;

- необслуживаемые усилительные (регенеративные) пункты.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что при градостроительном планировании территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи; сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи (пункт 1 статьи 6 Закона о связи).

 

Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи (пункт 3 статьи 6 Закона о связи).

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (пункт 5 статьи 6 Закона о связи).

Требования к прокладке кабеля регламентированы руководящим документом отрасли «Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. НТП 112-200. РД 45. 120-200».

 

ЛКС, право на которые в совокупности со статьёй 8 Закона о связи подлежит государственной регистрации, представляют собой:

а) совокупность разнообразных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединённых являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:

- наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;

- предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабелей связи;

- наличие протяжённости (длины).

б) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. Такие ЛКС рассматриваются как отдельные объекты недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 «Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»,  утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 к линейно-кабельным сооружениям связи, относятся, в частности:

- кабельная канализация;

- наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;

- кабельные переходы через водные преграды;

- закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

Таким образом, исходя из пунктов 3.1, 3.4 Порядка продуктовые границы товарного рынка могут быть предварительно определены как услуги по предоставлению опор контактной сети для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи.

 

Определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с Правилами применения кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон, утверждёнными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.04.2006 № 47, кабели наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяются на подземные, подвесные, подводные. Для целей настоящего анализа исследуются взаимозаменяемые способы прокладки кабеля в зависимости от типа территории, на которой (через которую) прокладывается кабель связи:

1) по земле:

- в существующих ЛКС;

- построение собственных ЛКС;

- в грунт (с учетом особенностей местности);

- подвесные;

2) через водные преграды:

- в существующих ЛКС;

- построение собственных ЛКС;

- по мостам и эстакадам;

- на переходах через водные преграды;

- подвесным способом.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, являющихся (или потенциально являющихся) взаимозаменяемыми для данного товара. Согласно пункту 3.2 Порядка взаимозаменяе6мость товаров, составляющих товарную группу, определяется исходя из мнения покупателей о взаимозаменяемости.

В качестве покупателей были опрошены основные потребители услуги по размещению оптических линий связи для обеспечения услуг связи – операторы связи, осуществляющие деятельность на рынке услуг местной телефонной связи и на рынке услуг доступа к сети Интернет, в том числе операторы связи, владельцы (собственники) линейно-кабельных сооружений связи - наиболее крупные участники рынка местной телефонной связи и Интернет-провайдеры города Чебоксары.

 

Опрос показал, что операторы связи размещают свои кабели следующими способами:

1) с помощью сторонних организаций:

  • в существующих ЛКС - услуги  по предоставлению в пользование ЛКС для размещения кабелей связи, оказываемые  хозяйствующими субъектами - владельцами ЛКС.

2) самостоятельно:

  • подвесным способом вне ЛКС – используется большим количеством операторов в виду довольно низкой стоимости размещения кабеля и высокой стоимостью строительства собственных ЛКС. Операторы связи, прокладывающие кабель связи подвесным способом в г. Чебоксары в 2013-2014 годах, размещали кабели, используя:

- опоры контактной сети троллейбусов,

- опоры наружного освещения,

- чердачные помещения, крыши домов

Размещение кабелей связи с использованием чердачных помещений домов,  в отличие от ЛКС, производится на коротких расстояниях по договоренности с ТСЖ и УК.

  • в собственных ЛКС – используется только ОАО «Ростелеком», так как только у вышеуказанного оператора связи есть собственные ЛКС;
  • в грунт – фактически используется только ОАО «Ростелеком».

Многие операторы связи для подвеса оптических линий связи (на основании заключенных договоров) используют опоры линий электропередач и уличного освещения и опоры троллейбусных линий. Размещение кабелей связи с использованием опор контактной сети троллейбусов охватывает только малую часть г. Чебоксары, в то время как ЛКС дают практически полный охват городской территории.

Стоимость размещения оптических линий связи на опорах контактной сети и опорах наружного освещения устанавливается Постановлением администрации города Чебоксары.

Постановлением Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 мая 2012 г. № 109 «Об установлении предельной цены на услугу, предоставляемую муниципальным унитарным предприятием «Чебоксарское троллейбусное управление» при обслуживании опор контактной сети, используемых для подвеса и эксплуатации оптических линий связи» установлена предельная цена на услугу в размере 125 рублей в месяц за одну опору, которая действовала в 2013 году и до 1 июля 2014 года.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 29.05.2014 г. № 1919 «Об установлении предельной цены на обслуживание опор контактной сети и опор наружного освещения, используемых для подвеса и эксплуатации оптических линий связи» с 1 июля 2014 года установлена предельная цена на обслуживание опор сетей наружного освещения для подвеса и эксплуатации оптических линий связи в размере 147 рублей за одну опору в месяц.

Стоимость обслуживания опоры наружного освещения ОАО «Горсвет» в 2013 году и по 30.06.2014 - 124 руб. 10 коп., с 01.07.2014 – 147 рублей.

 

Поскольку опоры контактной сети троллейбусов на территории г. Чебоксары рассредоточены неравномерно, то стоимость прокладки данным способом одного кан/км кабеля для различных операторов связи варьировалась. Размещение оптических линий связи в существующей системе линейно-кабельных сооружений не имеет возможностей для многих операторов, так как сооружения принадлежат ОАО «Ростелеком» и аренда для них очень высокая.

Построение собственных ЛКС для большинства операторов связи является очень затратным и экономически нецелесообразным. Строительство собственных ЛКС характеризуется высокой стоимостью и длительностью строительства. Каждый оператор в зависимости от области применения выбирает наиболее экономически выгодный и иногда единственно возможный способ прокладки кабеля.

Таким образом, в ходе анализа взаимозаменяемости услуги по предоставлению в пользование опор подвеса для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи не выявлено. Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Потребителями услуг по предоставлению опор контактной сети для размещения волоконно-оптической линии связи являются операторы связи (Интернет-провайдеры), размещающие свои оптические линии связи на опорах контактной сети в городе Чебоксары. Интернет-провайдеры осуществляют деятельность по оказанию населению телематических услуг, в том числе предоставления доступа в Интернет, телевидения и телефонии.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами города Чебоксары Чувашской Республики.

Географические границы исследуемого локального рынка определяются протяжённостью опор контактной сети, используемых для размещения оптических линий связи. Потребители услуг Интернет-провайдеров, проживающие в определённом доме, могут пользоваться услугами только тех операторов, чьи сети протянуты до его дома. Операторам связи в свою очередь нецелесообразно тянуть кабели на дальние расстояния по причине дорогостоящих вложений в прокладку кабеля и большими эксплуатационными затратами на его обслуживание.

Таким образом, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактической использования услуги, и является локальным.

Географическими границами товарного рынка определены границы муниципального образования - город Чебоксары Чувашской Республики.  

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

 

По данным Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом Администрации города Чебоксары от 06.10.2014 №039-8096 из Единого реестра муниципальной собственности города Чебоксары находятся в хозяйственном ведении и безвозмездном пользовании у следующих хозяйствующих субъектов (Таблица 1):

Таблица 1

№ п/п

Перечень объекта

Наименование организации

Адрес

Вид права

1.

Контактные сети

МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»

428020, г.Чебоксары, ул.Энгельса, д.27

Хозяйственное ведение

2.

Сети освещения

МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства»

428000, г.Чебоксары, ул. К. Ефремова, д.16

Безвозмездное право

Покупателями услуг являются юридические лица.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет фактического объема товарного рынка проводился, исходя из протяженности опор контактной сети, используемых для размещения кабелей связи.

Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее – объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема выручки от договоров об оказании услуг по предоставлению опор контактной сети и опор наружного освещения для размещения оптических линий связи.

Уровень концентрации на рынке услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи в городе Чебоксары определяется количеством и объемами заключенных договоров. Особенностью рынка является разовость его размещения с установкой (или без) необходимого оборудования, в дальнейшем договор о предоставлении услуги будет пролонгироваться до подачи соответствующего уведомления о его расторжении.

Исходя из вышеизложенного, долю хозяйствующих субъектов целесообразно рассчитывать, исходя из объемов выручки за данный вид услуг. Таким образом, доля хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке в 2013 и 2014 годах распределилась следующим образом (см. таблицы 2, 3).

 

Таблица 2

№ п/п

Наименование

МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»

ОАО «Горсвет»

2013

2014

2013

2014

Кол. точек подвеса

Выручка (руб.)

Кол. точек подвеса

Выручка (руб.)

Кол. точек подвеса

Выручка (руб.)

Кол. Точ. подвеса

Выручка (руб.)

1

ООО «Шупашкартранс-К»

«…»

«…»

«…»

«…»

 

 

 

 

2

ООО «Инфолинк»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

3

ООО «Инфанет»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

4

ООО «АКВИЛОН»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

5

ОАО «Вымпел-Коммуникации»»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

6

ЗАО «Эр-Телеком Холдинг»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

 

Итого

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

 

Таблица 3

№ п/п

Наименование

2013

2014

Выручка (руб.)

Доля, %

Выручка (руб.)

Доля, %

1

МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»

«…»

более 50%

«…»

более 50%

2

ОАО «Горсвет»

«…»

«…»

«…»

«…»

 

Итого

«…»

«…»

«…»

«…»

На основании представленных операторами связи данных установлено, что стоимость услуги по размещению оптической линии связи на одной опоре контактной сети в настоящее время составляет 147 рублей в месяц.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

  1. В стоимостном выражении:

Коэффициент рыночной концентрации в 2013 году составил: CR2 = 100,00%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 5 925,36

 

Коэффициент рыночной концентрации в 2014 году составил: CR2 = 100%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 5 775,39

 

  1. Для определения уровня концентрации товарного рынка должно выполняться одно из следующих условий:

При 70% <=CR<=100% или 2000<=HHI<=10000 – высокий уровень концентрации товарного рынка;

При 45% <=CR<=70% или 1000<=HHI<=2000 – умеренный уровень концентрации товарного рынка;

При CR<45% или HHI<1000 – низкий уровень концентрации товарного рынка.

Поскольку CR = 100,0% и HHI=5 925 в 2013 году и 5 775 в 2014 году, то, следовательно, рынок кабельного телевидения в городе Чебоксары в 2013 и 2014 годах был высококонцентрированным.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Вход на рынок услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи на территории города Чебоксары достаточно затруднен.

Основные барьеры входа на товарный рынок следующие.

Размещение линий связи с использованием опор контактной сети троллейбусов охватывает только малую часть города Чебоксары, поскольку опоры контактной сети троллейбусов на территории города Чебоксары рассредоточены неравномерно, в то время как ЛКС дают практически полный охват городской территории.

Собственник ЛКС всегда может найти формальный повод для отказа в размещении кабеля в ЛКС, может создавать сложности при получении технических условий на размещение кабеля в кабельной канализации или установить высокие цены за аренду.

Высокая стоимость строительства новых ЛКС ограничивает возможности потенциальных участников рынка. Строительство собственных ЛКС для субъектов малого и среднего бизнеса нецелесообразно по экономическим причинам, участники рынка отмечают высокий уровень первоначальных затрат.

Кроме того, имеются административные барьеры: не сформирована нормативно-правовая база. При строительстве и эксплуатации ЛКС предприятия и органы власти используют "Руководство по эксплуатации линейно-кабельных сооружений местных сетей связи", утвержденное  Госкомсвязи РФ 05.06.1998 (далее – Руководство), в котором даны рекомендации по улучшению эксплуатации линейно-кабельных сооружений местных сетей, т.е. требования не носят обязательного характера. Необходимость согласовывать строительство ЛКС с организациями местной сети связи и учитывать техническую возможность строительства, в т.ч. наличие свободных каналов (п. 12.1.1, п.12.1.2) существенно ограничивает возможность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов. Операторы связи-собственники ЛКС, ссылаясь на наличие свободных каналов, имеют возможность отклонять проекты строительства ЛКС на законных основаниях, что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на развитии конкуренции.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи на территории города Чебоксары, в исследуемом временном интервале, показал, что МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» занимает основную долю на товарном рынке на территории города Чебоксары.

Рынок характеризуется высокой степенью экономической концентрации и неразвитой конкуренцией. Монополизация рынка МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» в сочетании с высокой стоимостью строительства  ЛКС и существующими административными барьерами затрудняют выход на рынок новых участников.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

Таким образом, за исследуемый временной интервал времени, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор контактной сети для размещения оптических линий связи в городе Чебоксары установлено у МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» с долей занимаемого товарного рынка более 50% в 2013 году и более 50% в 2014 году.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

При оказании услуг присутствует единоличное доминирование МУП «Чебоксарское троллейбусное управление».

 

 

 

«…»