Выписка из аналитического отчета о состоянии конкурентной среды рынка услуг автобусных станций и автовокзалов в Чувашской Республике 2012-2013

Общие положения

 

Настоящий анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России.

Целью проведения анализа конкуренции на рынке услуг автобусных станций и автовокзалов в Чувашской Республике является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов для рассмотрения обращения ОАО «АвтоВАС» от 17.06.2014 № 04-09/4453 об исключении общества из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (далее – Реестр), а также в целях повышения эффективности государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг автовокзалов (автостанций)

В качестве нормативно-правовой базы для проведения анализа состояния конкурентной среды и установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта использованы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту Устав автомобильного транспорта);
  • Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 (далее по тексту Правила перевозок пассажиров № 112);
  • Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. №2;
  • Приказ Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», действующий в части не противоречащей Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
  • «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
  • Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» (Постановление Госстандарта от 14.11.2001 № 401-ст);
  • Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» утвержденные приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200;
  • ОКПД;
  • ОКВЭД.

Для проведения настоящего анализа рынка и оценки конкурентной среды использованы следующие понятия, определенные в нормативных документах, регулирующих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом:

  • автовокзал – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
  • объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
  • остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
  • пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;
  • перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
  • расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
  • владельцы остановочных пунктов на маршруте - юридические лица или индивидуальные предприниматели, владеющие объектами транспортной инфраструктуры на законном основании;

В ходе настоящего исследования в качестве информационной базы для определения параметров товарного рынка использовались информационные материалы, полученные от:

- Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

- ОАО «АвтоВАС»;

- ГУП ЧР «Чувашавтотранс»;

- ОАО «Канашский автовокзал»;

- Индивидуального предпринимателя Никитина И.Н. (автостанция «Никита»);

- данные государственной статистической отчетности;

- данные собственных исследований антимонопольного органа, обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган.

ОАО «АвтоВАС» включен в Реестр по следующему виду услуг – деятельность, обеспечивающая пригородные и междугородные перевозки пассажиров (продажа билетов и резервирование мест в автобусах, посадка, высадка пассажиров и иные услуги автовокзалов, формирование реестра), ОКВЭД – 60.21

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для данной цели исследования необходимо изучение как сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Таким образом, временной интервал при анализе рынка услуг автовокзалов включил в 2012-2013 гг.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка предварительно определены на основании нормативных актов и общероссийских классификаторов.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 07.09.2011) автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Согласно пункта 1 Типового положения об автобусном вокзале (пассажирской автостанции) Министерства автомобильного транспорта РСФСР (утв. Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200) (далее по тексту Типовое положение об автовокзале (автостанции)) автобусный вокзал (пассажирская автостанция) организуется автотранспортными предприятиями и организациями в населенных пунктах и на трассах автомобильных дорог для обслуживания пассажиров и оперативного руководства автобусным движением на линиях междугородного сообщения, размещения служебных помещений эксплуатационной службы и помещений для отдыха водителей и кондукторов.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, продукции и услуг, услугам автовокзалов (автостанций) присвоен код 63.2 – Прочая вспомогательная транспортная деятельность; 63.21.21 – Деятельность терминалов (автостанций и т.п.).

В связи с изложенным, предварительно продуктовые границы рынка определены как услуги автовокзалов (автостанций). В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг деятельность автовокзалов относится к разделу:

Окончательно определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1); взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (пункт 3).

В соответствии с пунктом 9 Типового положения об автовокзале (автостанции) основными задачами автобусного автовокзала (пассажирской автостанции) являются:

-     организация работы билетных касс, камеры хранения ручной клади и багажа, справочной, эксплуатационно-линейной и других служб, призванных обеспечить удобства и культурное обслуживание пассажиров;

-     осуществление контроля за соблюдением расписаний движения и принятия мер, в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию, для отправки пассажиров по приобретенным билетам на автобусах других попутных рейсов.

Согласно пунктов 3.1 и 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы:

-     услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (оформление билета);

-     услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

-     услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.);

-     информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

-     оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

-     предоставление санитарно-гигиенических услуг;

-     услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т.п.).

Таким образом, на основании нормативных документов услуги автовокзалов (автостанций) можно разделить исходя из статуса покупателя:

1)      услуги автовокзалов (автостанций), оказываемые пассажирам:

-     информирование пассажиров о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, схемах маршрутов регулярных перевозок; правилах пользования услугами автовокзала;

-     продажа билетов пассажирам;

-     обеспечение возможности принятия мер, в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию, для отправки пассажиров по приобретенным билетам на автобусах других попутных рейсов;

-     организация мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств как внутри автовокзала (автобусной станции), так и на перронах и посадочных площадках;

а также, при необходимости:

-     оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров;

-     предоставление санитарно-гигиенических услуг;

-     обеспечение услуг по хранению и обработке багажа.

2)      услуги автовокзалов (автостанций), оказываемые предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (автоперевозчикам):

-     координация работы автомобильного транспорта: составление расписаний движения автобусов; осуществление контроля за соблюдением расписаний движения автобусов, обеспечение отметок о прибытии, отправлении автобусов, обеспечение посадки и высадки пассажиров;

-     продажа билетов пассажирам на автобусные маршруты перевозчиков;

-     обеспечение предоставления возможности отдыха водителям и кондукторам;

-     обеспечение предоставления возможности стоянки автобусов между рейсами;

а также, при необходимости:

-     обеспечение проведения технического осмотра автобусов;

-     обеспечение медицинского осмотра водителей;

-     изучение пассажиропотоков и            разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

По классификации Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуги на автовокзалах до отправления автобуса (для междугороднего и пригородного транспорта), включены в подгруппу – Услуги вспомогательные для автомобильного (автобусного) транспорта прочие (код ОКПД 63.21.2), входящей в группу – Услуги вспомогательные для сухопутного транспорта прочие (код ОКПД 63.21), принадлежащей к подклассу – Услуги транспортные вспомогательные прочие (код ОКПД 63.2), входящей в класс – Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств (код ОКПД 63) подраздела IA «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи», раздела I «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи».

В соответствии с классификацией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, раздел I «Деятельность сухопутного транспорта», подраздел IA «Транспорт и связь» включает в себя класс – Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63), подкласс – Прочая вспомогательная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63.2), группу – Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта (код ОКВЭД 63.21), подгруппу – Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта (код ОКВЕД 63.21.2), вид – Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) (код ОКВЭД 63.21.21).

В соответствии с вышеизложенным продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как услуги на автобусных станций и автовокзалов до отправления  автобуса (для междугороднего и пригородного транспорта (код ОКПД 63.21.21 – Услуги автобусных станций и автовокзалов), (код ОКВЭД 63.21.21 – Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.).

Определение взаимозаменяемых товаров. В силу правовых особенностей предоставления услуг на автобусных станций и автовокзалах до отправления автобуса (для междугороднего и пригородного транспорта), оказываемые автостанциями и автовокзалами, вне зависимости от реального качества услуги, не имеет заменителя.

 

3. Географические границы товарного рынка

 

При определении географических границ использовались следующие методы:

- метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

- метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данных услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона "О защите конкуренции" основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.

Предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка уточняются на основании сравнения условий обращения на них данного товара.

Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), оказывается более чем на 10 процентов выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателю (покупателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Географические границы рынка междугородних автовокзалов – региональный рынок Чувашская Республика.

Географические границы рынка услуг автовокзалов, автостанций в пригородном сообщении ограничены локальными границами территориальных образований (город, район ЧР).

Пассажир не имеет возможности выбора, с какой автостанции (автовокзала) ему отправляться по конкретному маршруту, так как пригородные маршруты отправляются с пригородного автовокзала, а междугородные – с междугородного автовокзала. В г. Чебоксары в настоящее время перевод части междугородных маршрутов с Центрального автовокзала на другие автостанции г. Чебоксары (Новосельская, Привокзальная, Новоюжная) невозможен, так как данные автостанции не имеют столь высокую пропускную способность и помещения для обслуживания пассажиров, как на Центральном автовокзале ОАО «АвтоВАС».

Рынок услуг автобусных станций и автовокзалов по обеспечению доступа перевозчиков на рынок междугородных перевозок является регулируемым. Минтранс Чувашии осуществляет регулирование рынка пассажирских внегородских перевозок посредством определения перевозчиков, схем конкретных маршрутов (пункт отправления и назначения) и времени рейсов, отражающихся в паспорте маршрута и в расписании. Следовательно, перевозчики также не имеют возможности выбора автостанции отправления, так как конкретный автовокзал (автостанция), с которого отправляется рейс, обозначен организатором пассажирских перевозок- Минтранса Чувашии.

Автовокзалы и автостанции осуществляют деятельность на локальном рынке, границы которого совпадают с административно-территориальными границами городского округа (муниципального района), на территории местоположения.

Таким образом, географическими границами товарного рынка – услуг автобусных станций и автовокзалов (автобусных станций) определены административно-территориальные границы Чувашской Республики.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг междугородных и пригородных автовокзалов Чувашской Республики приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс»

Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 20

2

ОАО «Канашский автовокзал»

Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Зеленая, д. 1-а

3

ОАО «АвтоВАС»

Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-кт Мира, 78-Д

4

ИП Никитин Иван Николаевич

«…»

 

 

В г. Чебоксары практически по всем междугородным направлениям автобусы отправляются только с Центрального автовокзала и автостанции г. Новочебоксарск ОАО «АвтоВАС».

В г. Канаш услуги междугородного сообщения предоставляются только с автовокзала ОАО «Канашский автовокзал». Также услуги автобусных станций и автовокзалов в пригородном сообщении предоставляются всеми анализируемыми хозяйствующими субъектами, однако в разных географических границах. ОАО «Канашский автовокзал» единственный вокзал, предоставляющий услуги автовокзалов в пригородном сообщении в географических границах Канашского района.

В географических границах г. Чебоксары услуги автобусных станций и автовокзалов на пригородных маршрутах предоставляют два хозяйствующих субъекта - ОАО «АвтоВас» (пригородные автовокзалы) и ГУП ЧР «Чувашавтотранс (пригородные автостанции).

Для индивидуальных предпринимателей - перевозчиков возможность выбора автостанции (автовокзала), с которого начинается маршрут, отсутствует.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке автобусных станций и автовокзалов приведен в таблице 2.

Таблица 2

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2012 г.

2013 г.

Билеты, шт.

Доля, %

Руб.

Доля, %

Билеты, шт.

Доля, %

Руб.

Доля, %

ОАО «АвтоВАС»

«…»

более 50%

«…»

более 50%

«…»

более 50%

«…»

«…»

РГУП «Чувашавтотранс»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

ОАО «Канашский автовокзал»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

ИП Никитин И.Н.

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

Итого:

9 281 625

100

822 154 244,7

100

8 436 234

100

861 642 899,6

100

 

 

 

 

Наибольшую долю на рынке автобусных станций и автовокзалов за весь период 2012-2013 гг. как в натуральном выражении, так и в денежном занимает ООО «АвтоВАС».

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов автобусных станций и автовокзалов в разрезе отдельных автостанций и автовокзалов приведен в приложении № 1.

Согласно данным приложения № 1 наибольшие доли на рынке автобусных станций и автовокзалов имеют Центральный автовокзал, Пригородный автовокзал (ООО «АвтоВАС»), Привокзальная АС (ГУП ЧР «Чувашавтотранс»).

)

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Уровень концентрации на рынке автобусных станций и автовокзалов на территории Чувашской Республики

Таблица 3

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2012 г.

2013 г.

Билеты, шт.

Доля, %

Сумма, руб.

Доля, %

Билеты, шт.

Доля, %

Сумма, руб.

Доля, %

ОАО «АвтоВАС»

«…»

более 50%

«…»

более 50%

«…»

более 50%

«…»

«…»

РГУП «Чувашавтотранс»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

ОАО «Канашский автовокзал»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

ИП Никитин И.Н.

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

Итого:

9 281 625

«…»

822 154 245

100

8 436 234

100

861 642 900

100

HH1

11 707 519

7607,24

5 749,07

7 658,91

CR3

97,55

99,99

97,39

99,99

 

Приведенные данные свидетельствуют о доминирующем положении ОАО «АвтоВАС» на рынке услуг автовокзалов для пассажиров в междугороднем сообщении, таким образом рынок услуг автовокзалов высококонцентрированный.

Услуги автовокзала перевозчикам, осуществляющим деятельность на междугородных маршрутах, оказывают все три общества, однако, так как в паспорте маршрутов определены конкретные пункты назначения и отправления, у перевозчика отсутствует возможность выбора автовокзала, и, следовательно, по отношению к тем перевозчикам, чьи рейсы осуществляются с автовокзалов и автостанций, принадлежащих ОАО «АвтоВАС», данное общество занимает доминирующее положение на локальных рынках услуг автовокзалов по обеспечению доступа перевозчиков на рынок междугородных пассажирских перевозок. ОАО «Канашский автовокзал занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов в пригородном сообщении для перевозчиков, чьи рейсы осуществляются с Канашского автовокзала. Аналогичная ситуация складывается и в отношении ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

 

Существует потенциальная возможность осуществления услуг автовокзала для перевозчиков иными хозяйствующими субъектами, помимо ОАО «АвтоВАС». При этом потенциальные конкуренты могут столкнуться с рядом ограничений входа на рынок:

- организационный барьер, связан с необходимостью выбора местонахождения автовокзала, с учетом определенных требований (безопасности, доступности для потребителей и т.п.);

- административный барьер связан с необходимостью получения согласующих и разрешительных документов в органах государственной власти и местного самоуправления;

- экономический барьер, связанный с необходимостью значительных капитальных вложений (строительство вокзального комплекса: здания автовокзала, площадки посадки/высадки пассажиров, камеры хранения, стоянки для автобусов, для личного автотранспорта и т.п.).

Основные барьеры входа на рынок – экономические, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

В соответствии со статьей 7 Устава автомобильного транспорта требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров. В соответствии со статьей 26 Устава автомобильного транспорта пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок № 220 такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 19 Правил перевозок пассажиров остановочный пункт размещается на территории автовокзала, если согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этим маршрутам больше 1000 человек в сутки.

Административные барьеры:

- оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации (Утвержденные Приказом Минтранса России 1 ноября 2010 г. N 234).

В соответствии с пунктом 28 Правил перевозок пассажиров в основном здании автовокзала размещаются указатели расположения основных служб, в том числе зала ожидания, комнаты матери и ребенка, пунктов питания, пункта медицинской помощи, камер хранения, туалетов, а также мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.

В соответствии с пунктом 50 Правил перевозок пассажиров продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Таким образом, автовокзалы (автобусные станции) должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров. На автовокзале (автобусной станции) должны быть залы ожидания, кассы продажи билетов, комнаты матери и ребенка, пункты питания, пункты медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. На территории, прилегающей к автовокзалам должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и таксомоторов, места ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.

Таким образом, существует труднопреодолимый барьер – барьер капитальных затрат.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

1. На территории Чувашской Республики осуществляют деятельность по предоставлению услуг автобусных станций и автовокзалов 4 хозяйствующих субъекта:

  1.  ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс»;
  2. ОАО «Канашский автовокзал»;
  3. ОАО «АвтоВАС»;
  4. ИП Никитин Иван Николаевич.

2.  Рынок услуг автобусных станций и автовокзалов является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией.

3.  Барьеры входа на данный товарный рынок труднопреодолимые.

4.  В связи с тем, что рынок услуг автовокзалов (автостанций) на территории Чувашской Республики высококонцентрированный с труднопреодолимыми барьерами входа необходим контроль антимонопольного органа за поведением хозяйствующих субъектов на данном рынке.

5.         После уточнения доли хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке рассмотреть вопрос о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

По результатам проведенного анализа подтверждено наличие доминирующего положения ОАО «АвтоВАС» на рынке услуг автобусных станций и автовокзалов в географических границах Чувашской Республики (ОКВЭД 63.21.21).

6. Предлагается внести изменения в Реестр 35 процентов согласно приложению № 2, в связи с тем, что ранее, приказом от 28.07.2004 № 7 ОАО «АвтоВАС» было включено в Реестр по ОКВЭД 60.21 с долей >65%.

 

Выводы

 

Исходя из проведенного анализа, Чувашское УФАС России не имеет оснований для исключения ОАО «АвтоВАС» из Реестра хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

«…»