Выписка из аналитического отчета по анализу состояния конкуренции на рынке оказания услуг авиаперевозки пассажиров по направлению Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары за 2013 год

  1. Общие положения

 

Анализ проводится в соответствии с функциями, определенными Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 №30, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.

Основанием для проведения настоящего анализа является рассмотрение поступившего в антимонопольный орган заявления физического лица.

Настоящий анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее по тексту – Порядок).

В качестве источника информации используются сведения, полученные от КП ЧР «Аэропорт Чебоксары», оказывающего аэропортовые услуги в городе Чебоксары (согласно Реестру аэропортов Российской Федерации на территории Чувашской Республики находится один аэропорт), а также авиаперевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров по направлению Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары: ЗАО «Авиакомпания «РусЛайн».

В качестве нормативной правовой базы использованы следующие документы:

- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (далее – Кодекс);

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции);

- Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 №457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- постановление Правительства РФ от 18.06.2013 №509 «О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации»;

- Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок).

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п.2.1 Порядка).

Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится за период с 01 января 2013 по 31 декабря 2013 года, и  ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования.

Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Авиаперевозка – это комплекс мероприятий, обеспечивающих предоставление пассажиру услуг по перелету по требуемому маршруту, включая информационное обслуживание, продажу авиабилета, обеспечение безопасности на борту самолета и контролируемой зоне, регистрацию и встречу в аэропорту, обслуживание на борту самолета и обеспечение трансферта. Продажа авиабилетов на перевозку пассажиров осуществляется как перевозчиком, так и другими хозяйствующими субъектами в соответствии с заключенными агентскими соглашениями (договорами) между перевозчиком и агентом по продаже, который обязан осуществлять продажу перевозок в строгом соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», а также правилами, условиями и инструкциями, регулирующими оформление перевозочных документов, применение тарифа и льгот, устанавливаемых перевозчиком. За выполнение работ авиаперевозчик оплачивает агенту вознаграждение в соответствии с условиями соглашения (договора).

В соответствии со статьей 101 Кодекса воздушные перевозки делятся на:

  1. Внутренняя воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
  2. Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

- соответственно на территории двух государств;

- на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

3) Коммерческая воздушная перевозка – воздушная перевозка, предоставляемая за плату.

Статьей 102 Кодекса утверждены правила воздушных перевозок:

  1. Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
  2. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
  3. Правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы с уполномоченным органом в области почтовой связи.

При осуществлении услуг авиаперевозок пассажиров необходима лицензия согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 №457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

В соответствии с целью исследования, товаром выступают услуги по перевозке пассажиров, осуществляемые воздушным транспортом. Предварительное определение товара проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1) (в ред. Изменения №1/2007 ОКВЭД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) выделяют следующий вид деятельности: 62.10.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

Деятельность по перевозке пассажиров, подчиняющаяся расписанию на данном направлении, оказывается авиакомпаниями, железной дорогой, автомобильным транспортом. Однако меньшая протяженность маршрута, время нахождения в пути, высокая скорость доставки пассажиров исключают возможность взаимозаменяемости услуги авиаперевозок услугой перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.

Вид транспорта

Расстояние

Время в пути

Стоимость билета (ГСМ)

Воздушный

1 400 км

2 часа 5 минут

от 6715 руб.

Ж/д транспорт

1 422 км

24 часа 11 минут

2 312,60

Автомобильный

1 400 км

от 21 час 5 минут

При расходе 8 л. и стоимости 30 руб./л = 1400*8/100*30=

3 360 руб.

 

Таким образом, продуктовые границы определены как:

- авиаперевозка пассажиров. 

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара;

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка;

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар;

- условия, правила и обычаи делового оборота.

Технически возможными границами рынка маршрутной перевозки любым видом транспорта являются границы данного маршрута или части маршрута из пункта отправления приобретателя в пункт назначения.

В силу особенностей оказания услуг авиаперевозки часть маршрута возможно принять за географические границы только при наличии утвержденных расписанием пересадок.

Предварительно географические границы рынка авиаперевозки пассажиров являются границы рассматриваемого маршрута Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары.

Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), оказывается более чем на 10 процентов выше средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Технически возможными границами рынка авиаперевозки пассажиров являются географические границы авиамаршрута, который осуществляют авиаперевозчики.

На рассматриваемом рынке продавцом услуги является ЗАО АК «РусЛайн».

Рассмотрим возможные альтернативные рынки маршрута Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары авиаперевозчика ЗАО АК «РусЛайн» с учетом возможных пересадок: Чебоксары-Москва-Санкт-Петербург (Санкт-Петербург-Москва-Чебоксары), Чебоксары-Москва (Москва-Чебоксары) и Москва-Санкт-Петербург (Санкт-Петербург-Москва) по отдельности.

Рейс Чебоксары-Санкт-Петербург с пересадкой в г.Москва (Домодедово) со временем ожидания в аэропорту Домодедово занимает 15 часов 30 минут. Стоимость билета эконом класса обойдется от 8508 руб. (что превышает 10% порог стоимости по сравнению с прямым рейсом Чебоксары-Санкт-Петербург в размере 6715 руб.). Данный рейс превышает стоимостные и временные характеристики рассматриваемого маршрута.

Рейс Санкт-Петербург-Чебоксары с пересадкой в г.Москва (Домодедово) со временем ожидания в аэропорту Домодедово занимает 11 часов 25 минут. Стоимость билета эконом класса обойдется от 11798 руб. (что превышает 10% порог стоимости по сравнению с прямым рейсом Санкт-Петербург-Чебоксары в размере 6715 руб.). Данный рейс превышает стоимостные и временные характеристики рассматриваемого маршрута.

Рейс Чебоксары-Москва в утреннем рейсе занимает 1 час 20 минут (вечерним рейсом 1 час 15 минут). Стоимость самого дешевого билета эконом класса обойдется в  5540 руб. (вечерний рейс 6040 руб.), маршрут Москва-Санкт-Петербург по времени занимает 1 час 25 минут пути, самый дешевый билет обойдется в 2190 руб. Таким образом, только стоимость билетов без учета транспортных расходов по транспортировке до аэропорта, а также иных временных и материальных затрат, составит 7 730 руб. (8230 руб.), что также превышает 10% порог географической границы рассматриваемого товарного рынка.

Рейс Санкт-Петербург-Москва по времени занимает 1 час 15 минут в пути, стоимость самого дешевого авиабилета составляет 2190 руб., рейс Москва-Чебоксары занимает 1 час 20 минут в пути, самый дешевый билет также обойдется в 5540 руб. Так, только стоимость билетов без учета транспортных расходов по транспортировке до аэропорта, а также иных временных и материальных затрат, составит 7 730 руб., что также превышает 10% порог географической границы рассматриваемого товарного рынка.

 

Таким образом, с учетом сложившейся системы транспортных сообщений в качестве географических границ рынка авиаперевозки пассажиров определен маршрут Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

 Продавцом услуги является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

По данным КП ЧР «Аэропорт Чебоксары», оказывающего аэропортовые услуги в городе Чебоксары, авиаперевозками пассажиров по направлению Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары с 15 июля 2013 года занималось ЗАО АК «РусЛайн» (127280, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д.29). Ранее рейсы не выполнялись.

Покупателем данной услуги является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка

 

Доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг авиаперевозки пассажиров по направлению Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары представлены ниже:

Наименование хозяйствующего субъекта

Период

Количество перевезенных пассажиров

Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)

Доля

(%)

Количество перевезенных пассажиров

Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары

Доля

(%)

ЗАО АК «РусЛайн»

(127280, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д.29)

2013 год

(с 15.07.2013 по 31.12.2013)

3070

100%

2931

100%

Итого:

 

3070

100%

2931

100%

 

Рейсы по маршруту Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары  выполняются ЗАО АК «РусЛайн» с июля 2013 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.2013 №509.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Коэффициент рыночной концентрации рассчитан по формуле:

n

CRn = SUM Di , где:

i = 1

CRn - есть сумма долей на товарном рынке (выраженная в %) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

D – выраженная в % доля i-ого крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитан по формуле:

N

HHI = SUM Di 2 , где:

i=1

HHI - есть сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в %) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке.

1. Низкоконцентрированный рынок:

- Коэффициент рыночной концентрации (CR3) - 0 ≤ CR ≤ 45%

- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана- 0 ≤ HHI ≤ 1 000;

2. Умеренноконцентрированный рынок:

- Коэффициент рыночной концентрации (CR3) - 45% ≤ CR ≤ 70%

- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана- 1000 ≤ HHI ≤ 2 000;

3. Высококонцентрированный рынок:

- Коэффициент рыночной концентрации (CR3) - 70% ≤ CR ≤ 100%

- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана- 2000 ≤ HHI ≤ 10 000.

 

CR=100%,

HHI = 10000.

 

Рынок оказания услуг авиаперевозок пассажиров по направлению Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таким образом, на рынке оказания данной услуги присутствует единоличное доминирование ЗАО АК «РусЛайн».

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее – определение барьеров входа на товарный рынок) включает:

 - выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Административные ограничения:

- при осуществлении услуг авиаперевозок пассажиров необходима лицензия согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 №457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- высокие требования, предъявляемые к авиаперевозчику в соответствии с Воздушным кодексом.

Экономические барьеры:

- предоставление субсидий на осуществляемых маршрутах производится Правительством РФ;

- значительные капитальные вложения при оказании услуг по авиаперевозкам пассажиров;

Преимущество хозяйствующих субъектов уже действующих на рассматриваемом товарном рынке.

В силу перечисленных барьеров вход на рынок новых конкурентов затруднен, барьеры входа на рассматриваемый рынок являются частично преодолимыми.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок оказания услуг авиаперевозок пассажиров по направлению Чебоксары-Санкт-Петербург (Пулково)-Чебоксары высококонцентрированный и относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

При оказании услуг авиаперевозки пассажиров по направлению Чебоксары-Пулково-Чебоксары присутствует единоличное доминирование ЗАО АК «РусЛайн».

На основании проведенного анализа рынка предлагаю включить ЗАО АК «РусЛайн» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения, при оказании услуг авиаперевозки пассажиров по направлению Чебоксары-Пулково-Чебоксары с долей >50%.

 

 

Заместитель начальника

отдела товарных рынков                                                                                       «…»

 

 

Главный специалист-эксперт                                                                               «…»

 

23.05.2014